Тема урока внеклассного чтения: Творчество Г.Х.Андерсена.
Тема урока русского языка: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема урока окружающего мира: Систематизация знаний о трёх состояниях воды, превращениях и круговороте воды в природе.
Цели урока:
- Организовать деятельность обучающихся с целью изучения творчества Г.Х.Андерсена.
- Обобщить знания школьников об имени существительном.
- Расширить представления детей об окружающем мире.
- Способствовать развитию исследовательской, коммуникативной культуры младших
школьников.
- Содействовать реализации интеллектуального, творческого и нравственного потенциала.
Оборудование:мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Великий сказочник», тематическая выставка книг, макет книги Г.Х.Андерсена, раздаточный материал ( карточки для работы в парах, контрольные карточки для самопроверки, карточки-помощники для выполнения домашнего задания).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Затих заливистый звонок.
Он позвал нас на урок.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Сели, спинки выпрямляем.
Вы готовы? Начинаем…
II. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы не только повторим знания об имени существительном, но и соприкоснёмся с удивительным, волшебным миром сказки.
III. Актуализация знаний обучающихся
– Угадайте, к каким литературным произведениям относятся эти иллюстрации?
(Демонстрируются иллюстрации произведений «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб».)
– Кто автор этих произведений? (Константин
Георгиевич Паустовский).
– Вам было задано к этому уроку, выписать
небольшой отрывок из наиболее понравившегося
произведения К.Г.Паустовского и подчеркнуть в
нём имена существительные. Проверим, как вы
справились с этим заданием.
– О чём же писал К.Г.Паустовский в своих
произведениях? (Он писал о природе, о людях
искусства: художниках, композиторах, писателях).
– На этом уроке мы поговорим ещё об одном
удивительном человеке. Вот как К.Г.Паустовский
впервые познакомился с его творчеством.
«Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года,
когда мне было всего 7 лет.
В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку. По
этому случаю, взрослые отправили меня на улицу,
чтобы я раньше времени не радовался этой елке.
Когда я вернулся домой,…около елки лежала
толстая книга – подарок мамы…Я сел под елкой и
раскрыл книгу.
Там сверкали бенгальским огнём стены снежных
дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором,
как лепестки цветов, отражались розовые облака, и
оловянные солдатики стояли на часах на одной
ноге, сжимая длинные ружья.
Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению
взрослых, почти не обратил внимания на нарядную
елку.»
– Вы знаете, что сказка и волшебство всегда
рядом. Пусть сегодня свершится маленькое чудо –
у нас на уроке появится эта необычная книга. (Демонстрируется
макет старинной книги сказок).
– Сейчас мы откроем первую страницу и узнаем имя
сказочника, сочинившего удивительные истории,
которые так пленили Паустовского в детстве.
Это – Ганс Христиан Андерсен.
IV. Упражнение в чистописании
– Родился известный сказочник почти двести лет
назад в маленьком городке Дании – Оденсе.
«Рассказать биографию Андерсена, наверное, не
столь трудно: он был сыном прачки и сапожника.
Учился на казённый счёт в гимназии, работал
ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, а
когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и
целая толпа блестящих принцев и принцесс.»
Дети прописывают по образцу:
А Д К О Х
Дания Оденс
Ганс Христиан Андерсен
– Какое правило русского языка объединяет эти слова? (Заглавная буква в именах собственных).
V. Упражнение в словообразовании
– Для того, чтобы рассмотреть следующую
страницу волшебной книги сказок Андерсена, вам
нужно выполнить задание:
из данных существительных образуйте
прилагательные женского рода.
Белизна – (какая?)…,
красота – (какая?)…,
холод – (какая?)…,
снег – (какая?)… .
– При помощи, какой части слова образовались
новые слова? (Суффикса).
– Запишите имена прилагательные, выделите
суффикс.
– А героиню, какой сказки описывают,
образованные нами, имена прилагательные? («Снежная
королева»).
VI. Поиск ответов на проблемный вопрос «В чём тайны снежинок?»
– Как вы думаете, кто состоял в свите Снежной
королевы? (Вьюга, метель, мороз, снежинки).
– К нам на урок прилетели снежинки из сказки
«Снежная королева».
Снежинки – прекрасное удивительное явление природы. Ими нельзя не восхищаться. А вот учёные не только любуются снежинками, но и изучают их. Они сумели выделить основные формы снежных кристаллов и даже дали им интересные названия.
(Демонстрируются изображения снежинок с различной формой снежных кристаллов: столбик, игла, запонка, пластинка, звезда).
– Сегодня снежинки поделятся с нами своим
секретом. Каждая снежинка «принесла» собой
букву. Какое слово можно составить из этих букв?
(ВОДА).
– К какой части речи относится это слово? Какое
правило русского языка встретилось в этом слове? (Безударная
гласная в корне).
– Что объединяет снежинки и воду?
– Действительно, из уроков окружающего мира вы
знаете, что вода не исчезает, она совершает
круговорот в природе и возвращается на землю
туманом, дождём, инеем или прекрасными
снежинками.
А кому удалось победить могущество Снежной
королевы и всех её подданных? (Герде).
– Что помогло ей? («Не видишь разве, как велика
ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и
животные? Ведь она босая обошла полсвета!...
Сила – в ее милом, невинном детском
сердечке»).
VII. Игра «Кто лишний?»
– Чтобы узнать название следующей сказки, вы должны угадать, какое слово с точки зрения русского языка является лишним и почему?
ИНДЮК, ГУСЬ, УТКА, ПЕТУХ.
(Лишнее слово – утка, так как это имя существительное женского рода).
– Персонажи, какой сказки Андерсена здесь
собрались? («Гадкий утёнок»)
– За что не любили гадкого утёнка?
– Чем закончилась сказка?
– Эта сказка навеяна тяжёлой жизнью самого
Андерсена. Великий сказочник был в жизни очень
одиноким человеком: он не обзавёлся семьёй,
друзей у него тоже было немного. Зато много
читателей – и совсем юных, и взрослых. А слова из
сказки « Не беда появиться на свет в утином
гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца» –
ещё при жизни писателя стали крылатыми.
VIII. Физкультурная пауза
Лебеди летят, коронами звенят.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
IX. Упражнения в изменении имён существительных по числам
– В какой сказке Андерсена лебеди носили
золотые короны? («Дикие лебеди»).
– Измените данные имена существительные по
числам. Какое из них употребляется только в
единственном числе?
ЗАМОК, БРАТ, ПРИНЦ, ЛЕБЕДЬ, РУБАШКА, КРАПИВА.
– А кто помог принцам снять злые чары колдуньи? (Преданная сестра Элиза).
X. Восстановление деформированного предложения
(Демонстрируется иллюстрация сказки «Русалочка»)
– А эту героиню сказки Андерсена вы узнаете без
труда. Кто это? (Русалочка).
– Андерсен писал о ней: «Она – единственная из
моих работ, которая трогала меня самого в то
время, как я писал её.»
– Измените, имена существительные, данные в
скобках, и прочитайте ещё раз окончание этой
прекрасной сказки.
«В последний раз посмотрела она на (принц), бросилась с (корабль) в (море) и почувствовала, как (тело) её расплывается (пена)».
– Образ Русалочки неразрывно связан с Родиной
Андерсена, с Данией. Не случайно её изящная
скульптура высится у входа в порт столицы Дании
– Города Копенгагена.
– Как вы думаете, почему люди увековечили образ
Русалочки? (Она – символ самоотверженной,
бессмертной любви).
XI. Инсценирование эпизода сказки «Оле-Лукойе»
– А этот герой сказки Андерсена расскажет о себе сам.
Ученик в костюме Оле-Лукойе:
– Никто не знает столько сказок, сколько знаю
их я, Оле-Лукойе. Когда дети заснут в своих
кроватках, я присаживаюсь к ним на постель. Под
мышками у меня по зонтику: один цветной, который я
раскрываю над хорошими детьми, и тогда им всю
ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем
простой, гладкий я развертываю над нехорошими
детьми, они и спят всю ночь, и ничего не видят во
сне.
Надеюсь, что вы хорошие дети. Я подарю вам свой
зонтик с удивительными сказками.
(Из цветного зонтика дети вынимают карточки с заданиями для работы в паре).
XII. Работа в парах по карточкам
Задание:
1. Прочитайте эпизод, определите сказку.
2. Выпишите выделенные имена существительные,
обоснуйте написание окончаний.
1 группа
Девочка стояла одна посреди речк… на большом зелёном листе кувшинк… и горько-горько плакала.
2 группа
Там старая королева сняла с постел… все подушки и тюфяки и положила на доски горошину. Тут-то все увидели, что она была настоящей принцесс…й.
3 группа
Вот с этим-то одноногим солдатик..м произошла замечательная история. Дети нашли оловянного солдатика за табакерк…й.
4 группа
Король и королева сидели на роскошном трон…, а солдат уже стоял на лестниц…, и ему собирались накинуть верёвку на шею, но он сказал, что ему перед смертью хотелось бы выкурить трубочку.
5 группа
А между тем молва о чудесном плать… облетела весь город, и всякий горел желаньем убедиться в глупост… своего ближнего.
6 группа
Отец их, король той страны, женился на злой королев…, которая невзлюбила бедных братьев. Вдруг явились одиннадцать белых лебедей, сели по краям телег… и шумно захлопали своими крыльями.
7 группа
И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: – Мог ли я мечтать о таком счасть…, когда ещё был гадким утёнк…м.
XIII.Проверка выполненной работы по контрольным карточкам.
1 группа
«Дюймовочка»
Посреди речки ( 1 скл., Р.п.)
2 группа
«Принцесса на горошине»
С постели (3 скл., Р.п.)
Принцессой (1 скл., Т.п.)
3 группа
«Стойкий оловянный солдатик»
Солдатиком (2 скл., Т.п.)
За табакеркой (1скл., Т.п.)
4 группа
«Огниво»
На троне (2скл., П.п.)
На лестнице (1скл., П.п.)
5 группа
«Новое платье короля»
О платье (2скл., П.п.)
В глупости (3 скл., П.п.)
6 группа
«Дикие лебеди»
На королеве ( 1скл., П.п.)
Телеги (1скл., Р.п.)
7 группа
«Гадкий утёнок»
О счастье (2скл., П.п.)
Утёнком (2скл., Т.п.)
XIV. Домашнее задание
– У Андерсена был редкий талант. Он умел замечать то, что ускользает от «ленивых» человеческих глаз.
«Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в
голову желание нагнуться и тщательно
рассмотреть всё, что находится у нас под ногами? А
если бы мы нагнулись или – даже больше – легли бы
на землю и начали рассматривать её, то на каждой
пяди мы бы нашли много любопытных и прекрасных
вещей».
Так писал К.Д. Паустовский. Действительно, каждая
вещь способна поведать сказочнику свою историю.
Оглянитесь, прислушайтесь, может что-то и вам
расскажет свою сказку! Может быть этот стул? Или
блестящая ёлочная игрушка?
Постарайтесь к следующему уроку русского языка
сочинить свои сказочные истории. А некоторым из
вас помогут в этом карточки-помощники.
Карточка-помощник № 1
Сочини свою сказочную историю.
Лампа
У меня на письменном столе живёт настольная
лампа. Она необычная.
………………………………………………………………………………
С тех пор я всегда выполняю домашнее задание без
ошибок.
Карточка-помощник № 2
Сочини свою сказочную историю.
Голубая снежинка
Жила-была снежинка. Она была самой маленькой
среди снежинок и к тому же совсем на них
непохожей! ………………………………
Они улыбнулись и пошли гулять: котёнок с
голубой снежинкой на рыжей шёрстке.
XV. Рефлексия
– Вот и подошёл к концу наш урок. Что вам
понравилось больше всего, что запомнилось?
– Какие моменты вам бы захотелось пережить ещё
раз?
– А что бы вы сделали по-другому?
– Внес ли этот урок что-то новое в вашу жизнь?
– С раннего детства и всю жизнь живут с нами
герои сказок Андерсена: отважная Герда и гадкий
утёнок, преданная Элиза и нежная Русалочка, милая
Дюймовочка и стойкий оловянный солдатик. В этих
сказках есть всё, что должно всегда жить в
настоящем человеке: мужество, доброта, любовь,
преданность. В этих чудесных историях рядом
слёзы и смех, горе и радость – всё, как в
настоящей жизни.
Так пусть всегда живут эти сказки в вашем сердце,
такие удивительные и прекрасные, как любимые
Андерсеном белые розы.