Орфограммы корня. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: урок закрепления и решения орфографических задач.

Цель: формирование умений распознавать орфограммы корня.

Задачи:

  • закреплять умение обосновывать написание слов;
  • развивать навыки орфографического взаимоконтроля;
  • воспитывать любовь к родному языку, уважение к окружающим, аккуратность в выполнении работ;
  • пополнять словарный запас учащихся;
  • создать благоприятные условия для работы, для настроя на успех, для развития положительных эмоций.

Методическое оснащение:

  • учебник «Русский язык», 2-й класс, автор Т.Г.Рамзаева;
  • рисунок камня с надписями:
  • «Направо пойдём – к словам с непроизносимой согласной попадём»,
  • «Прямо пойдём – с безударными гласными и парными согласными урок проведём»
  • «Налево пойдём – в гости к двойным согласным зайдём»;
  • отпечатанные для каждого учащегося карточки с текстом «Помоги Незнайке»;
  • памятки «Как писать без ошибок», «Как списывать»;
  • сигнальные карточки с гласными и парными согласными буквами.

ХОД УРОКА

Организационный момент (Слайд 2)

Учитель: Сегодня на уроке мы покажем, чему мы научились на уроках русского языка, какие правила выучили, чтобы «писать правильно». Что значит «писать правильно»?

Дети: Писать правильно – это значит писать без описок и ошибок.

Учитель: А что такое описка?

Дети: Описка – это искажение, пропуск, замена букв.

Учитель: Что нужно, чтобы не было описок?

Дети: Нужно быть внимательными.

Учитель: А что такое ошибка?

Дети: Ошибка – это нарушение правил.

Учитель: Что нужно делать, чтобы не было ошибок?

Дети: Нужно знать правила и уметь применять их на практике.

Учитель: Выберите из двух написанных на доске предложений то, которое объяснит, как вы хотите работать в тетрадях. (Слайд 3)

Дети самостоятельно прочитывают записанные на доске 2 предложения:

  • Я хочу всех смешить.
  • Пусть меня хорошо понимают.

Учитель: Кто какое предложение выбрал и почему?

Дети: Я выбрал второе предложение, так как я буду стараться не делать ошибок и описок и поэтому всем будут понятны мои мысли.

(2-3 человека объясняют свой выбор).

Учитель: Спишите в тетрадь свой девиз работы на уроке. Помните о памятке «Как списывать» (форзац учебника Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 2 класс», памятка №1)

2. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Русского языка, чтобы решать орфографические задачи. Что значит «решать орфографические задачи»? (Слайд 4)

Дети: Решать орфографические задачи – это значит, учиться грамотно писать, без описок и ошибок.

Учитель: Теперь осталось правильно выбрать дорогу, по которой мы отправимся в путешествие. (Слайд 5)
На нашем пути лежит камень. На нём написаны 3 направления. Нам нужно выбрать то, по которому мы сможем пройти, доказав написание слов с помощью изученных правил.
Что выберем? Читайте и рассуждайте.

Дети: Я считаю, что нужно идти прямо, так как мы выучили правила о написании безударной гласной и парной согласной. Правила о непроизносимой согласной мы ещё не знаем, а слова с двойной согласной нужно запомнить.

Учитель: Правильно. Отправляемся в путь по прямой дорожке в гости к безударным гласным и парным согласным. Чтобы не подвести друг друга, нужно вспомнить эти правила.

3. Физкультминутка

Если в корне гласный звук – (маршируем)
Вызвал вдруг сомненье – (поднимание и опускание плеч),
Ты его немедленно – (маршируем)
Ставь под ударенье – (руки на голову).
Парный смело проверяй – (маршируем),
Гласный сразу подставляй – (руки на пояс).

4. Чистописание

Учитель: Вы сами сейчас определите , написание каких букв у нас сегодня на контроле по каллиграфии. (Слайд 6) Прочитайте четверостишие с доски:

Дуб зелёный над холмом,
А под дубом стоит дом.
В доме буквы том живут,
Нас к себе они зовут.

Учитель: Найдите все безударные гласные, которые спрятались в словах.

Дети: В слове зелёный – безударная гласная е, проверочное слово зелень.

Учитель: Запишем букву е. Не забывайте, что буква е заканчивается «крючком до середины». (Описание букв ведётся по методике В.А.Илюхиной «Письмо с «открытыми правилами»)

Дети: В слове холмом – безударная гласная о, проверочное слово – холм, холмик.

Учитель: Напишите букву о. Какие соединения есть у буквы о?

Дети: Верхнее и нижнее (1/3 сверху, 1/3 снизу).

Учитель: Пропишите, показав разные соединения буквы о.

Дети: Ещё безударная гласная о есть в слове стоит, проверочные слова – стой, стойка.

Учитель:

Все безударные гласные мы отыскали,
Которые в гости нас приглашали?

Дети: Безударная гласная и в слове живут. Её можно проверить словом жить, помня о том , что жи пишем с и.

Учитель: Напишите букву и – королеву страны Русского языка, состоящую из двух крючков до середины.

Дети: В слове зовут – безударная гласная о, проверочное слово зов.

Учитель: Молодцы! Сколько проверочных слов подобрали. А все ли буквы вышли на встречу с нами?

Дети: Нет. Ещё может быть безударной гласная буква а. Например: трава – проверочное слово травы, глаза – проверочное слово глаз и т. д.

Учитель: Напишите её на строке. Не забывайте о «сломанном секретике, гнёздышке, шалашике и крючке до середины».

Дети: Ещё может быть опасной безударной гласной буква я. Например, ряды – проверочное слово ряд, мячи – проверочное слово мяч.

Учитель: И эта буква у нас сегодня на контроле. Не забываем, что она у нас «танцовщица». (В тетрадях запись: е о о (с верхним соединением) о (с нижним соединением) и а я)

Учитель: Какие ещё ошибкоопасные места встретились в тексте?

Дети: В слове дуб парная согласная б, проверочное слово дубы.

5. Тренировочные упражнения

Учитель: Устно мы всё повторили. Пора выполнить письменные задания. (Слайд 7) Прочитайте записанные на доске слова:

Д(о,а)чурка, зага(д,т)ка, голу(б,п)ь, с(а,о)рняк, ска(з,с)ка, за(е,я)ц, п(и,е)щать.

Учитель: На какие группы можно разделить все эти слова?

Дети: Безударные гласные и парные согласные.

Учитель: А можно ли выделить ещё 3-ю группу?

Дети: Да. Есть проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Учитель: Спишите слова в 3 столбика, выделяя в каждом слове орфограмму.

(1-й столбик – слова с проверяемой безударной гласной;
2-й столбик – слова с парной согласной;
3-й столбик – слова с непроверяемой безударной гласной.)

Учитель: Проверяем то, что у вас получилось.

(По цепочке ребята читают слова, объясняют правописание, остальные сигналами показывают ту букву, которую они вставили.)

Дети: Дочурка – безударная гласная о, проверочное слово дочь, дочка. Не забуду чу пишем с у.
Сорняк –объясняем его значение: сорняк – значит, засоряет, сорит, сор.
Пищат – значит, издают писк, безударная и, не забуду ща пишем с а.

Учитель: Молодцы, ребята! Так какие способы проверки безударных гласных мы знаем?

Дети: Можно изменить форму слова, подобрать однокоренное слово или объяснить значение слова.

Учитель: Проверяем слова 2-го столбика.

Дети: Загадка – парная согласная д, проверочное слово загадочка, загадать.
Голубь – голуби, голубок.
Сказка – сказать, сказочка.

Учитель: Что можно сказать о словах 3-го столбика?

Дети: В нём одно слово заяц. Безударная гласная я. Она непроверяемая.

Учитель: Как можно узнать, правильно ли вы написали слово или нет?

Дети: Нужно найти это слово в словаре.

Учитель: Проверьте себя по словарю в конце учебника. Подберите ещё 2 слова по словарю по теме «Животные», запишите в 3-й столбик, выделите орфограмму.

(Дети работают самостоятельно.)

Учитель: Какие слова записали? Просигнализируйте безударную гласную в называемых словах. (Один читает, остальные сигнализируют.)

Учитель: Составьте предложение с одним из словарных слов. Запишите его в тетрадь, не забывая о правилах написания предложений. Подчеркните главные члены предложения, надпишите части речи.Если сомневаетесь в написании буквы в слове, то оставляйте пропуск или ставьте знак «?» в трудном месте.

Учитель: Прочитайте предложения, которые вы записали. Называйте основу вашего предложения.

(Если позволяет время на уроке, можно заслушать полный разбор предложения и объяснение орфограмм».)

Дети: Зимой медведь спит в берлоге.
В этом предложении говорится о медведе. Кто? – медведь, это подлежащее, подчёркиваю одной чертой, выражено именем существительным.
Медведь что делает? спит. Спит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами, выражено глаголом.
Разбираю орфограммы. В слове зимой безударная гласная и, проверочное слово зимы.
Медведь – словарное слово, безударная е ; парная согласная д – проверочное слово медведи.
В слове берлоге пропустил 2 буквы. Сомневаюсь, писать и или е.

Учитель: Молодец! Слово берлога нужно запомнить, а на конце его пишется е, т. к. это безударное окончание имени существительного. Это правило мы не знаем.

Учитель: Посмотрите теперь на своё предложение. Вспомните те буквы, которые у нас сегодня на контроле. Если вы красиво и правильно написали их, правильно соединили, то поставьте знак «+» над буквой, а если нет, то знак «–».

6. Физкультминутка (Слайд 8)

Топай, мишка, хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

7. Словарная работа (Слайд 9)

Учитель: Вашим домашним заданием было: составить для своего соседа по парте словарный диктант из 9-ти слов: 3 слова по теме «Школа», 3 слова по теме «Растения», 3 слова на любую тему. Листочки у вас подписаны. Это фамилии авторов. Обменяйтесь листочками. Подпишите на листочках фамилию исполнителя. Ваша задача: вставить в окошечки нужную букву зелёным цветом ручки.

(Дети вставляют пропущенные буквы, если сомневаются, то ставят знак «?».)

Учитель: Верните листочки авторам – составителям. Ваша задача – поработать учителями. В руках у вас красные ручки. Исправляйте ошибки, если они есть, и выставляйте отметку.

(Идёт работа по проверке словарных диктантов.)

Учитель: Встаньте те, кому поставили «5».
Поднимите руку те, кто получил «4».
Остальным нужно лучше учить словарные слова.

(Листочки сдаются на проверку учителю.)

8. Работа корректоров

Учитель: Ребята! Гласные буквы внимательно наблюдали за вашей работой. Согласные довольны вашими успехами. Но вот беда. В страну Русского языка забрёл Незнайка и наделал столько ошибок!!! Жители страны просят вас помочь.Незнайке исправить ошибки. Сейчас вы будете работать корректорами. Для этого нужно вспомнить памятку «Как писать без ошибок». У вас на партах листочки с текстом «Помоги Незнайке». Можно взять ручку любого цвета. Начинайте работу. Будьте внимательными.

Дети исправляют ошибки. (Слайд 10)

Текст выглядит так:

Иля и саша побижали в рощю. В лисочьке мальчеки нашли кребкий грип. Дети рады!

Учитель: Проверяем! Какие ошибки нашли по правописанию безударных гласных?

Дети: В слове побежали безударная гласная е, проверочное слово бег, пробежка.
В лесочке – лес.
Мальчики – безударная гласная и, слово словарное.

Учитель: Ошибки на правописание парных согласных.

Дети: В слове крепкий парная согласная п, проверочное слово крепенький, крепок, крепыш.

Гриб – грибы, грибок.

Учитель: Какие ещё ошибкоопасные места нашли?

Дети: В слове Илья – разделительный ь.

Саша – пишется с заглавной буквы, т.к. это имя.
В лесочкечк пишу без ь.
В рощущу пишу с у.

Учитель: А теперь у вас перед глазами исправленный текст. Спишите его правильно в тетрадь. Кто быстро справится с работой, проверит, то выполняет дополнительное задание. Во 2-м предложении подчеркнуть главные члены предложения и надписать все известные части речи.

9. Итог урока

Учитель: Вот и подошло к концу наше очередное путешествие в страну Русского языка. К кому в гости мы сегодня ходили? (Слайд 11)

Дети: Мы ходили в гости к безударным гласным и парным согласным.

Учитель: Почему именно к ним?

Дети: Мы знаем правила их написания.

Учитель: Кто сам находил и исправлял в своей работе ошибки?
Чем довольны? Что понравилось вам на уроке?
Кто недоволен своей работой? Почему?

10. Домашнее задание (Слайд 12)

Упражнение 281.

Составить диктант из 9-ти слов, в которых есть изученные правила.