Использование ИКТ на уроках истории. Древняя Греция. 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


В современной школе компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Он дает возможность учащимся самостоятельно добывать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Решая вопрос повышения мотивации на уроках истории, я все чаще стала обращаться к информационным технологиям. Использование компьютера кардинально расширяет выбор материалов и форм работы, делает урок более увлекательным. Именно поэтому в своей обучающей деятельности я решила использовать ИКТ-технологию.

В своей работе я использую материал мультимедийных СD-дисков. Но, углубляясь, я пришла к выводу, что, ни один учитель не даст одинакового урока на одну и ту, же тему, учитывая собственный опыт и индивидуализацию класса, и каждого конкретного ученика. Поэтому в программе POWER POINT я создаю собственные уроки. Данная программа может использоваться для демонстраций репродукций, схем, диаграмм, видеофильмов, анимационных карт, которые я заимствую с готовых мультимедийных дисков или создаю сама. Использование программы создания презентаций в урочной и внеурочной работе, способствует наглядному представлению материала. Кроме этого повышается мотивация учения школьников, разнообразие форм представления учебного материала, развитие творческого подхода, а так же готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока.

Кроме этого на своих уроках я использую программу MICROSOFT EXCEI, в которой создаю тесты. Использую приемы групповой и индивидуальной работы: одна половина класса работает с рабочей тетрадью, другая часть детей работает с компьютером. Школьники сразу видят результат своей работы, могут его улучшить, повторив работу с тестом.

В своей педагогической деятельности я практикую подготовку домашних заданий в виде творческой работы учащихся с использованием ИКТ. Учащиеся сами могут приготовить презентацию, нарисовать рисунок, построить схему или диаграмму и все продемонстрировать на уроке.

С интересом учащиеся воспринимают видеофильмы. Часть видеофильмов использую готовую из мультимедийных СD-дисков, а часть разрабатываю сама, применяя цифровые ресурсы. Обработка видео ведется в специальных программах: ADOBE PREMIERE, PINNACIE STUDIO. Использование видеофильма на уроках позволяет решить проблемные задачи и мотивирует учащихся к работе на уроке.

Применение ИКТ на уроках позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны:

  • стимулировать познавательный интерес к истории;
  • придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
  • способствовать обновлению содержательной стороны предмета история;
  • индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников;
  • формировать информационно коммуникационных компетенций

повысить:

  • активность ученической деятельности;
  • качество совместной работы (работа в группах, парах; учитель ученик);
  • компьютерную грамотность

За три года работы мною созданы ЦОРы в следующих программах:

МICROSOFT EXCEL: 

  1. кроссворд – 5 класс Тема: Древняя Греция
  2. тестовое задание – 5 класс Тема: Древняя Греция
  3. найди соответствие – 5 класс Тема: Древняя Греция
  4. соотношение дат и событий – 6 класс Тема: Киевская Русь
  5. тестовое задание – 6 класс Тема: Правление Ивана IV
  6. чайнворд – 6 класс Тема: Правление Ивана IV
  7. тестовые задания (выбор ответа, оживи картину, верно ли..) 6 класс Тема: Эпоха средневековья
  8. тестовое задание – 11 класс Тема: Государство и общество на рубеже веков
  9. тестовое задание – 11 класс Тема: первая мировая война

Power Point:

  1. схема устройства Римской республики 5 класс – Тема: Римская республика
  2. диаграмма - Крестьянские волнения в 1858 – 1864 гг. 8 класс Тема: Правление Александра 2
  3. схема - Причины неудач Красной Армии в первые дни войны – 9 класс Тема: Начало ВОВ
  4. схемы реформы в годы правления Екатерины 2 (3 шт.)- 7 класс Тема: Правление Екатерины 2

уроки:

  1. Тема: Устройство Римской республики – 5 класс
  2. Тема: Борьба Новгорода с западными завоевателями – 6 класс
  3. Тема: Правление Ивана Грозного – 6 класс
  4. Тема: Опричнина – 6 класс
  5. Тема: Средневековое рыцарство – 6 класс
  6. Тема: Общественная жизнь в первой половине XIX века. – 8 класс
  7. Тема: Почему Отечественная война 1812 года была неизбежной? – 8 класс
  8. Тема: Основные положения реформы 1861 года – 8 класс
  9. Тема: Внутренняя политика Екатерины Великой – 8 класс
  10. Тема: Начало Великой Отечественной войны – 9 класс
  11. Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина – 9 класс
  12. Тема: Сталин – кто он? – 9 класс
  13. Тема: Партии в России в 1905 г.: общее и различия – 9, 11 классы

Видео:

  • Рыцарский замок – 6 класс Тема: Рыцари средневековья
  • Афганская война – 9 класс. Тема: Афганская война
  • Репрессии – 9 класс Тема: Репрессии в СССР
  • Путешествие по Греции – 5 класс
  • Правление Ивана Грозного – 6 класс

В данном уроке я хотела раскрыть преимущества всех используемых мною компьютерных программ на уроках истории.

Методическая разработка урока по Истории Древнего мира с использованием ИКТ.

Предмет: История.

Класс: 5.

Учебник: Вигасин А.А. История Древнего мира.

Тема: Древняя Греция.

Цель: Обобщение знаний по теме: «Древняя Греция».

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся по данной теме;
  2. Формировать информационно коммуникативные компетенции;
  3. Активизировать познавательный интерес к предмету

Оборудование и материалы:

  • Персональные компьютеры;
  • Презентация «Древняя Греция»;
  • Рабочая тетрадь.

Вид урока: урок-путешествие.

Ход урока 

Краткое содержание презентации Формы организации учебной деятельности Методы учения
 I. Организационный момент
  Приветствие. Организация внимания. Восприятие устного слова учителя
II. Этап подготовки учащихся к активной и осознанной работе
1 слайд (Тема) Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в Древнюю Грецию. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете? Высказывают свою точку зрения.
2 слайд (задания) Чтобы добраться до Греции, нам надо выполнить ряд исторических заданий:
· Кроссворд
· Памятники
· Тест
· «Орфография»
· Сочинение
· Творческая мастерская (Д/З)
 
III. Этап закрепления и обобщения знаний
3 слайд (ссылки в EXCEL)
1. Кроссворд
(приз закрытие программы данные сохраняются, для выставления отметки в конце урока)
Самостоятельная работа учащихся на ПК.
По окончании работы узнают свою отметку, открыв страницу «ИТОГ» в этой же программе.
Задание в программе EXCEL 2. Памятники
(приз закрытие программы данные сохраняются, для выставления отметки в конце урока)
 
Задание в программе EXCEL 3. Тест
(По окончании работы узнают свою отметку «ИТОГ»)
 

Слайд 4
4. «Орфография»
При помощи фломастера в режиме показа презентации вставить правильные буквы.
Самостоятельная работа учащихся на ПК.
Слайд 3 (ссылка на Word) 5. Сочинение
В зависимости как владеют ребята ПК, данное задание можно провести устно, либо записать сочинение в рабочую тетрадь (4-5 строк)
Умение составления рассказа по картине.
Слайд 5 6. Творческая мастерская (домашнее задание)
Необходимо выбрать один из вариантов задания и выполнить его к следующему уроку.
Выбор из нескольких вариантов
Слайды 6
(видеоролик)
Учитель: Выполнив все задачи, выбрав домашнее задание, мы с вами благополучно добрались до Греции.
Восприятие.
IV. Рефлексия
Слайд 7 · хорошо;
· интересно;
· с собой
(выбрать одно из высказываний и закончить его) – устно или письменно
Умение высказывать свою точку зрения.

Можно выставить оценку в конце урока, можно после выполнения домашнего задания. Я использовала на данном уроке листы индивидуального оценивания.

Кроссворд
Памятники
Тест
(оценивает компьютер) 
«Орфография»
(сколько слов правильно)
Сочинение
(рассказ друг другу)
Итог
       

Используемая литература:

  1. Андюсев Б.Е. История Древнего мира. Красноярск, 1996.
  2. Барышникова М.Ю. Информационные технологии для учителя-предметника. М., 2003.
  3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1984.