Цели.
- Обобщить знания учащихся о характерных признаках осени в живой и неживой природе, воспитывать бережное отношение к природе.
- Повторить изученные стихотворения, учить детей правильно, последовательно и выразительно излагать собственные мысли; воспринимать музыку, живопись и красоту природы; воспитывать любовь к природе, родному краю.
Учебные материалы: аудиозапись музыки
П.И. Чайковского «Осенняя песня», Свиридов
«Осень»; репродукции картин об осени: «Золотая
осень»,
«Осенний день» (И. Левитан), «Сентябрьский
снег».
Подготовка к уроку: учащиеся заранее учат наизусть стихотворения, собирают опавшие листья и приносят на урок. На партах у детей(картон, листья растений, клей, ножницы)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительная беседа
Учитель читает стихотворение-эпиграф.
ОСЕНЬ (слайд 1)
* * *
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…(А.С. Пушкин)
– Кто написал это стихотворение?
– О каком времени года идёт речь в стихотворении
Пушкина? (Об осени)
– Итак, сегодня мы будем говорить о золотой
осени. Наша задача: вспомнить об осени все, что мы
узнали на уроках чтения, природоведения,
сами наблюдали, и применить это в своей
работе. Какая погода бывает осенью? Какие
изменения произошли в природе с наступлением
осени? Опишите состояние неживой природы (небо,
солнце, земли) растений.
(Выслушиваются ответы учащихся)
– А сейчас мы просмотрим осенние картины и фотографии (слайд 2)
– Какие цвета осеннего леса мы видим? (Ответы
детей)
– Назовите осенние месяцы. (Ответы детей)
По очереди входят месяцы.
Ученики рассказывают о сентябре.
Сентябрь:
Сентябрь. Школьная пора.
Дождь еле моросит с утра.
За тучей солнце задремало
И без него прохладно стало
На юг собрались стаи птичьи
У леса новое обличье –
Пурпурно-золотой наряд,
А он грустит, совсем не рад
Жаль, что пролетело лето,
Не вернуть его, увы.
И сентябрьские приметы
Уж в копилке у меня.
– Назовите какие приметы сентября вы знаете. (Ответы детей)
Задание учащимся от месяца сентября:
Кроссворд «Мой огород» (слайд 3)
Голова велика, только шея тонка (тыква)
Я вырос на грядке, характер мой гадкий.
Куда не приду всех до слез доведу (лук)Среди бахчи зеленые мячи.
Налетела детвора – от мячей одна кора (арбуз)С виду красная, раскусишь – белая (редис)
Белый, тощий корнеплод под землей растет.
И хотя он очень горек, в пищу нам он годен.
Все – от взрослых до ребят – с холодцом его едят (хрен)Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались в ладони бусинки – дробинки (горох)
Дети читают стихи об осени.
– А какой второй месяц осени?
Ученики рассказывают о месяце октябре.
Октябрь:
– Октябрь. Природа загрустила.
Пора разлуки наступила.
Деревья с листьями прощаются,
И птицы к югу направляются.
Дожди шумят с утра до вечера,
Гулять нельзя, и делать нечего.
Лес обнажился. Грустно это
Переживать и наблюдать.
У октября свои приметы.
– Что происходит в природе в октябре? (Ответы детей)
Задание учащимся от месяца октября (слайд 4)
ЗАГАДКИ: «ГРИБЫ»
Чтение стихов (дети читают стихи об осени)
– Какой еще осенний месяц вы знаете? (Ответы
детей)
– Расскажите, что вы знаете об этом месяце?
Ученики рассказывают о ноябре.
Ноябрь:
Ноябрь. Еще совсем немного
Ждать в гости зиму. У порога
Присыпал землю первый снег.
Но тонок слой, полно прорех.
То подморозит, то теплеет,
То ветром северным повеет.
Как быстро осень пролетела,
Спешит зима в наряде белом.
Трещит морозец озорной,
Да дует ветер ледяной,
Лес приуныл и опустел,
Но у меня немало дел.
Ночами трудится не зря:
Вот и приметы ноября.
– Назовите, какие приметы вы услышали у ноября? (Дети называют приметы ноября)
Задание учащимся от месяца ноября
(слайд 5)
Работа в парах
Попробуйте прочитать название перелетных птиц по первой букве изображенных предметов(Ласточка, скворец)
– А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Ответы
учащихся)
– А почему все эти птицы улетают? (Ответы
учащихся)
– МОЛОДЦЫ, ребята. Со всеми заданиями
осенних месяцев вы справились!
А сейчас мы посмотрим инсценировку басни И.А.
Крылова «Стрекоза и муравей»
(Учащиеся показывают инсценировку)
Работа в группах: (Слайд 6)
- Кто из героев басни вам понравился и почему?
- Справедливо или нет, поступил Муравей?
- Сочувствуете ли вы Стрекозе. Почему?
- В каких строках басни содержится основная мысль? Как вы её понимаете? Соотнесите её с пословицей?
Делу – время, а потехе – час.
Индивидуальная работа с четверостишием, затем работа в парах: (Слайд 7)
*** ***
Закружилась листва золотая Осень наступила, высохли цветы,
В розоватой воде на пруду, И глядят уныло голые кусты.
Словно бабочек легкая стая Вянет и желтеет травка на лугах.
С замираньем летит на звезду. Только зеленеет озимь на полях.
С. Есенин А. Плещеев
– Какое настроение у вас создают картины
природы, описанные поэтами?
– Как вы прочитаете эти стихотворения: в
быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
Работа в парах сменного состава
– Заучивание стихотворения по методике Ривина.
(Заслушивание нескольких уч-ся)
Работа с текстом:
- Чтение цепочкой.
- Нарисуйте словесную картину.
Осень. С. Аксаков
Осень. Глубокая осень. Серое небо, низкие,
тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны
становятся сады, рощи и леса. Все видно на сквозь
в самой глухой древесной чаще, куда
летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые
отдельные березки сохраняют свои увядшие листья,
блистающие золотом, когда тронут их косые лучи
невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Услана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
Осень в с. Рудяном (слайд 8) Сравните описание осени С.Аксакова с осенью в нашем селе. (Ответы детей)
– Закончить наш урок я хочу стихотворением «Осенний карнавал»
Стихотворение «Осенний карнавал» под музыку Свиридова читает учитель.
«Осень»
* * *
Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из листьев.
В нем разноцветные шляпки грибов.Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех ребят приглашает.
Беседа о прочитанном.
– Ребята, почему осень можно связать с цветным
карнавалом? (Ответы детей)
– Осень позвала нас к себе на карнавал. Неужели
мы пойдем в гости с пустыми руками?
– Посмотрите, что у нас есть на столе. (На
столах лежат разноцветные листья, картон, клей,
ножницы.)
– Что мы можем из этого сделать? Правильно,
подарок для осени. Я предлагаю вам сделать коврик
из осенних листьев. (Аппликация, рисунок).
– Объяснение этапов работы.
– Повторение правил техники безопасности при
работе с ножницами, красками и кистью, клеем.
– Самостоятельная работа уч-ся.
– Выставка работ учащихся.
Итог урока: (рефлексия в группах) (слайд 10)
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Почему?
- В чем у вас были вызваны затруднения?
- Что понравилось больше всего на уроке?
Домашнее задание
Написать сочинение об осени.