Дисциплины: «Проектирование рекламного продукта»; «Дизайн графической продукции в рекламе».
Цели:
- Образовательные:
- знакомство студентов с видами шрифтов и особенностями применения их в графическом дизайне;
- повышение графической грамотности студентов, как важной составляющей в работе будущего рекламиста.
- Развивающие:
- формирование умений и навыков художественно-графической деятельности;
- создание условий для развития творческого потенциала личности при изучении темы и выполнении шрифтовой композиции.
- Воспитательные:
- воспитание взаимоуважения, умения прислушиваться к мнению других при обсуждении результатов выполнения творческих заданий.
Задачи:
- актуализировать и систематизировать знания по теме;
- приобщить учащихся к графической культуре и освоению графических способов передачи информации;
- познакомить с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайне;
- ознакомить студентов с основами изобразительных средств в типографике;
- развить образное представление и логическое мышление на основе анализа и выбора оригинальной шрифтовой композиции;
- развить у студентов-рекламистов способности художественного восприятия образа и создание своего собственного, значимого и имеющего ценность в рекламном деле;
- освоить навыки работы различными графическими материалами.
Тип урока: урок изучения нового материала с учётом полученных знаний через презентацию.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
- эмоционально-художественное «погружение»;
- создание ситуации творческого поиска;
- метод сравнения и сопоставления;
- моделирование;
- решение проблемной ситуации.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа.
Материалы: традиционные художественно-графические средства – тушь, бумага, перья, кисти, черные маркеры, фломастеры.
Творческое задание: выбрать себе слово и с помощью шрифта и дополнительных графических приемов передать его смысл, ощущения, ассоциации и чувства, которое оно вызывает.
ХОД УРОКА
1. Мобилизация внимания студентов, подготовка рабочего места к занятию. (Слайд 1)
2. Введение в проблематику темы. (Слайд 2)
Рисунок 1.
Педагог: Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой "Шрифт". Вы узнаете, на какие основные виды шрифтов бывают в графическом дизайне. Как грамотно использовать те или иные виды шрифтов на практике при создании объектов визуальной коммуникации в рекламе. Познакомитесь с ключевыми приемами работы со шрифтом и шрифтовой графикой и применением дополнительных изобразительных средств в типографике.
Рисунок 2.
(Слайд 3) Мы живем с вами в современном
мире с развитой экономикой и торговлей. Из курса
«Рекламная деятельность» вы, конечно же, помните,
что «Реклама – двигатель торговли». Реклама нас
окружает повсюду: мы ее видим на страницах газет
и журналов, на всех каналах телевидения, слышим
по радио. Стоит нам выйти на улицу – на нас
обрушивается поток бесконечных красочных
картинок и лозунгов призывающих «купить и
попробывать»… Перед нами мелькает всей своей
многокрасочностью, разнообразием шрифтов и
заманчивостью лозунгов пестрый мир рекламы.
Улицы городов заполонены рекламными щитами,
вывесками магазинов. Наш взор воспринимает всю
эту красоту, мозг анализирует, но останавливаем
мы свое внимание только тогда, когда среди
знакомых слов, мы улавливаем что-то особенное, не
похожее на общую «рекламную массу»… В ходе
нашего занятия мы откроем ту особенность
профессионального творчества рекламиста,
которая откроет нам тайну, как сделать так, что бы
наше печатное рекламное слово визуально
привлекало зрителя – потенциального
потребителя.
П.: Итак, давайте вместе с вами
попробуем вспомнить как человек научился
передавать свои мысли и эмоции знаками и буквами,
которые пришли на смену древним замысловатым
рисункам, вспомнить исторические факты
возникновения письменности.
Внимательно слушаем выступления, делаем выводы
для себя, так как они будут необходимы в решении
творческой проблемы.
Давайте вместе с вами попробуем порассуждать на
эту тему.
Кто из вас готов и хочет ответить?
Студент 1: Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда.
(Слайд 4) К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. Используя пиктографию, сообщения передавались при помощи рисунков. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. К этой предписьменности относится и наскальная живопись. Пиктография – внеязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. И тем не менее, именно из нее произошло древнейшее словесное письмо.
Рисунок 3.
Студент 2:
(Слайд 5) Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое (иерографическое), т. е. знаковое письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое слово или даже понятие. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д.
Студент 3:
(Слайд 6) Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии — Японии, Китае, Корее.
(Слайд 7) Во втором тысячелетии до н. э. появилось буквенно-звуковое (фонематическое) или алфавитное письмо. Оно стало венцом графической эволюции. Буквенно-звуковое письмо – это письмо наших дней.
П.: Итак, что, по вашему мнению, человечество приобрело с возникновением письменности?
Студент 4:
В то время как большинство средств сообщения, включая речь, носят моментальный характер, ограничены во времени и пространстве, так как предполагают пространственную близость говорящего и слушающего и исчезают непосредственно в процессе реализации, написанное слово может преодолеть время и пространство, обладает, следовательно, некоторой временной протяженностью, т.е. человечество приобрело способность записывать, фиксировать наколенный опыт и знания и передавать его следующим поколениям. В случае рассмотрения этого вопроса относительно передачи рекламной информации к потребителю тоже появляются положительные факторы: большая длительность воздействия рекламного обращения нежели в аудио рекламе и возможность графического воздействия на зрителя.
П.: В истории культуры необычайно
велика роль развития шрифта, набора и графики.
Изобретенная в 1440 году Гутенбергом типографская
печать, стала началом нового времени развития
типографских шрифтов. Эти шрифты были настолько
привлекательны по форме и исполнению, что не
утратили своей актуальности до сих пор. Время
идет, и несмотря на существование многочисленных
видов шрифтов, проектируются все новые виды
шрифтов, соответствующие своему времени.
Изображение языковых символов играет не меньшую
роль, чем сам язык, как средство общения между
людьми. Давайте с вами рассмотрим, что же
обозначают понятия «шрифт» и «типографика»!
(Слайд 8) Шрифт это – совокупность букв, цифр, знаков определенного рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком-либо языке.
(Слайд 9) Шрифт это – комплект наборных литер (гарнитура) для типографического набора.
(Слайд 10) Шрифт это – рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.
(Слайд 11) Типографика в сочетании с
эффективным использованием цвета, шрифтами,
формами и образами, это отличный способ для
дизайнеров успешно работать в направлении
создания эффективной визуальной рекламы.
Типографика очень важная деталь в области
визуальных коммуникаций используют типографику
в брошюрах, объявлениях, листовках и других
маркетинговых материалах.
В современной типографике принято
классифицировать шрифты по группам в
определенной закономерности и
последовательности. Такая классификация удобна
для восприятия и помогает изучать графические
особенности шрифта:
(Слайд 12) Антиквенные, гротески или рубленные, акцидентные и декоративные, рукописные и каллиграфические, готические, старославянские.
(Слайд 13) Антиквенные шрифты
Это шрифты с засечками. Их форма ведет свое происхождение от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV века. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась: на смену антикве старого стиля пришла переходная антиква, которая сменилась антиквой нового стиля кроме того, в начале XIX в.появились брусковые шрифты. На основе этих исторических форм современные дизайнеры шрифтов создают новые версии антиквенных шрифтов.
(Слайд 14) Гротески или рубленые шрифты
Шрифты без засечек. Называются также рубленые
шрифты. Впервые наборные шрифты без засечек
появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная
форма знаков применялась еще в надписях античной
Греции.
Характеризуются, как правило, малой
контрастностью или полным отсутствием
визуального контраста между основными и
соединительными штрихами.
(Слайд 15) Декоративные шрифты
К этой группе относятся шрифты, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например, Модерн, Ар Деко, оп-арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д.
(Слайд 16) Рукописные и каллиграфические шрифты
К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящиеся к готическим и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны.
(Слайд 17) Готические шрифты
К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью.
(Слайд 18) Старославянские шрифты
К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространенные в X-XVIII веках. Существует четыре основных вида кириллических почерков: устав, полуустав, скоропись, вязь, а также их переходные формы. После реформы Петра I начала XVIII века полууставные шрифты сохранились только для церковного употребления. Позднее на основе исторических форм появились стилизации старославянских шрифтов.
(Слайд 19) На современном уровне типографика в целом, и шрифт в частности – основа графического дизайна. Давайте разберемся, где же в настоящее время мы встречаемся со шрифтовыми графическими композициями?
Студент 1:
(Слайд 20) Со шрифтовыми композициями мы встречаемся повсюду, это и вывески магазинов, плакаты на улицах, надписи на упаковках товаров товаров, книгоиздательская продукция и многое другое. В основном это имя вещи, своего рода реклама, направленная на расширение сбыта товара.
П.: (Слайд 21) Основная функция
шрифтовой композиции – создание определенного
чувства, передача в доходчивой визуальной форме
настроения и чувств всей представляемой
информации. Предлагаю небольшую игру-ассоциацию
на материале опережающего задания по теме урока,
которое каждому из вас было задано на дом виде
самостоятельной работы.
Давайте вместе посмотрим и проанализируем
выполненные работы. Как вы считаете, графические
элементы и шрифт используемые при работе над
заданием усиливают эмоциональное значение слов
или наоборот гасит? Смогли ли вы передать в
полной мере чувства и настроение слова?
3. Обсуждение самостоятельных творческих работ
П.: Искусство дизайнера заключается в
компоновке, элементов, обладание природным
чувством композиции, баланса, цвета. С другой
стороны, разработка наиболее выразительной
интерпретации, сильного желания контакта с
аудиторией, умение чувствовать, способность
мыслить живописными образами.
Давайте из дисциплины «Основы композиции»
вспомним требования, необходимые к
выполнению при создании любых визуальных
композиций, не важно, геометрическая она или
шрифтовая…
Кто из вас готов ответить?
Студент 1:
(Слайд 22)
Сбалансированность – это такая
компоновка, с помощью которой можно достичь
приятного для глаза распределения. На зрительное
впечатление влияют: размеры, цвет, форма,
плотность конкретного элемента.
Пропорциональность – соотношение частей и
целого.
Ритмичность – чередование элементов,
которое придает композиции четкость, стройность,
особую выразительность, соразмерность.
Равновесие – ощущение симметричности.
Студент 2:
(Слайд 23)
Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от
белого к черному. Хроматическая – цветная.
Контрастность – в переводе с французского
“противоположность”.
Гармоничность – взаимосвязь всех
элементов, единство формы и цвета.
Целостность – впечатление завершенности,
простота элементов.
П.: (Слайд 24) Художественный вкус и накопленный творческий опыт подсказывают дизайнеру, какой шрифт следует выбрать для той или иной надписи, какой шрифт можно использовать без изменений, а какой необходимо модифицировать. Конечно, такое изменение требует от дизайнера большой осторожности — во всех случаях шрифт должен оставаться удобочитаемым и красивым, соответствовать содержанию, а не противоречить ему.
(Слайд 25)Для того чтобы усилить
эмоциональный эффект от визуального воздействия
графической композиции в ней нередко используют
графические и знаковые элементы.
Итак, обобщая все сказанное выше, перед тем, как
перейти к практической части урока, еще раз
хотелось бы вам напомнить, что любая выполняемая
графическая шрифтовая композиция
должна быть направлена на усиление
психологического воздействия информации на
зрителя, а ни в коем случае, не наоборот.
4. Переходим к практической части урока
(Слайд 26)
Творческое задание:
Используя полученные на данном уроке знания,
предлагаю вам выполнить еще раз то упражнение,
которое вам было задано к этому уроку.
С помощью шрифтов и дополнительных графических
приемов передать смысл, ощущения, ассоциации и
чувства, которое вызывает выбранное слово.
формат: 15х15 см.
материалы: карандаш, тушь, перо, кисть,
фломастер, гелиевая ручка или черная краска.
последовательность работы:
– продумать общее расположение композиции.
– определить стиль и размер шрифта.
– используя графические приемы создать образ,
возникающий в вашем сознании.
время выполнения: 30 минут.
Вдумчиво и творчески подойдите к решению поставленной задачи. Постарайтесь до мелочей вспомнить все, что мы сейчас обсуждали. Ваше слово должно «ожить» и зазвучать в шрифте и графике передавая именно те ощущения, которые несет в себе заданное вам слово.
5. Самостоятельная работа
Рисунок 4.
6. Просмотр выполненных студентами творческих работ
Анализ графических композиций. Сравнение с выполненными самостоятельно работами в рамках опережающего домашнего задания. Обсуждение.
П.: Перед вами выставка замечательных
работ! Сравнивая и анализируя ваши работы
домашние и выполненные только что, могу особо
обратить ваше внимание на отличительные
особенности, которые наглядно показывают, что
материал урока вами усвоен на отлично! Все
будущие рекламисты справились с заданием!
Отдельно хочется отметить нестандартное решение
шрифтовых композиций следующих студентов…
За ответы на уроке и выполнение практического
задания студенты заслуживают следующих отметок
…
7. Подведение итогов проведенного урока
Рисунок 5.
П.: (Слайд 27)
Итак, на уроке мы с вами:
– познакомились с видами шрифтов и
особенностями применения их в графическом
дизайне;
– узнали об основных требованиях,
предъявляемых к шрифтовым композициям в
современном дизайне рекламы;
– научились грамотно использовать на практике
шрифты различных стилей для выявления и
усиления эмоциональной значимости
передаваемой информации при создании объектов
визуальной коммуникации в рекламе ;
– успешно выполнили на основе полученных
знаний практическое задание.
Цели и задачи, поставленные в начале урока выполнены!
(Слайд 28)