Цели урока:
- расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времен года;
- развивать умение составлять связный рассказ об изменениях неживой природы;
- учить устанавливать взаимосвязи между объектами живой и неживой природы (как изменения в неживой природе влияют на жизнь животных);
- укреплять межпредметные связи (литературное чтение, развитие речи);
- воспитывать чувство бережного отношения к природе, животному миру.
Оборудование урока:
- Для учителя:
- Компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- презентация к уроку;
- игрушечные фигурки синички и зайца-беляка;
- письмо синички (Приложение 1);
- звукозапись рассказа Н.Сладкова «Загадочный зверь» (без окончания) (Приложение 3);
- музыкальные композиции (Приложение 5).
- Для ученика:
- стаканчик с напитком из плодов шиповника;
- учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», часть 1;
- карточка №1. «Кого синичка может встретить в лесу». (Приложение 2);
- карточка №2. «Белочка» – учебный текст и картинка для раскрашивания. (Приложение 4);
- цветные карандаши.
ХОД УРОКА
(Слайд 1)
Пока дети занимают свои места, звучит «Сказочка» С.Прокофьева.
1. Эмоциональный настрой
– Ребята, начинаем урок окружающего мира.
Нас ждет много нового и интересного. Давайте
улыбнемся друг другу – все обязательно
получится!
– Сегодня на уроке у нас будет гостья – моя
помощница синичка …,
только прилетитона попозже. (Слайд 2. Синичка.)
2. Минутка здоровья
– Начнем урок со странички здоровья.
Сегодня я получила газету с очень тревожной
статьей «Враг уже в Москве»!(Слайд 3)
Послушайте. (Читает учитель).
Десант противника уже высажен на окраинах
города. Это страшный противник… Он не щадит никого – ни стариков, ни инвалидов, ни маленьких детей. Солдат у противника тьма-тьмущая! Никто в мире не знает, как уничтожить врага. (Это – грипп.) |
– Что же это? (Ответы детей)
– ГРИПП! (Слайд 3 – анимация).
– Как вы думаете, какой совет дан в статье , чтобы враг не победил? (Ответы детей – теплее одеваться, запасаться витаминами, использовать чеснок, меры закаливания и т.п.)
– Зимой нам особенно не хватает витаминов. И на
помощь приходит одно растение…Вот напиток из
его плодов ( у детей на партах стоят
прозрачные стаканчики с напитком из плодов
шиповника).
– Посмотрите …, понюхайте…, попробуйте на вкус…
Что же это? (Шиповник)
– Верно. Шиповник – источник витамина С,
который помогает нашему организму бороться с
простудными заболеваниями. (Слайд 4)
3. Актуализация знаний и постановка проблемы
– Что-то синички все нет!?
– Ой, смотрите записка! (Слайд 6, Приложение
1).
(Слайд 7. Интерактивный плакат «Синичкин календарь» – наблюдение за изменениями в неживой природе)
– Что же это за месяц? (Декабрь)
– А почему его так назвали? (Ответы детей)
– Декабрь год кончает – зиму начинает…
– А как же синичка узнала что зима наступила?
– Оказывается, у нее свой календарь есть.
По нему вы сами расскажите , какие
изменения происходят в природе с наступлением
зимы.
Далее учитель молча показывает по
календарю действие объектов неживой природы, с
помощью настроенной анимации, а дети сами
составляют предложения, комментируя это
действие. Например:
1. Открывается первая карточка небо.
2. На слайде передвигаются облака, закрывая
небо.
3. Возможные ответы детей (желательно несколько
ответов):
Небо становится хмурым, пасмурным, серые
облака закрывают небо и т.п.
Далее:
Солнце (опускаю ниже)
Воздух (дети только комментируют).
Снегопад (сначала опускаются
незаметно расположенные под облаком
снежинки, затем вслед за ответом детей
открывается слово; действия можно
сопровождать чтением стихотворения: «Белый
снег пушистый в воздухе кружится…»)
Снежный покров (поднимаются
сугробы).
– Ребята, мы составили план рассказа об
объектах какой природы? (Неживой )
– А кто может теперь САМ по плану составить
полный рассказ о неживой природе зимой? (Полный
ответ одного ученика)
– А сегодня мы начнем разговор об объектах живой
природы. И к концу урока постараемся найти ответ
на вопрос? (Анимация) Как же влияют изменения в
неживой природе на жизнь животных . (Слайд 8.
Тема урока).
4. Изучение нового материала
1. – Ребята, а кого же хочет встретить синичка в зимнем лесу? Обсудите это в парах.
Карточка №1. (Приложение 2)
Задание лежит в конверте. Поставьте знак «плюс»
на карточке, если встреча возможна и знак
«минус», если – нет. (Слайд 9)
Работу начинаем под музыку – заканчиваем по
ее окончанию. (Слайд 10. С музыкой)
Звучит музыка из балета «Щелкунчик»
П.И.Чайковского («Елка»)
– Кого же не встретит синичка в лесу и почему?
Проверим с помощью интерактивной игры «Животные
зимой». (Правильный ответ – звук
аплодисментов; можно вызывать учеников по одному
к компьютерной клавиатуре для выбора ответа)
(Слайд 11. Интерактивная игра «Животные зимой»)
– Для того чтобы посмотреть, какие же изменения произошли в жизни животных, мы отправимся в ЛЕС!
Физминутка (Слайд 13. С музыкой)
Движения выполняются под музыку, вслед за учителем. Звучит «Утро» Э.Грига
Нас встречает зимний лес
Он стоит как белый терем,
Полон сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.
– Шаг – и мы оказались в лесу! Присаживайтесь на пенечки-стульчики.
2. Мы пришли на опушку. Ой, а кто это здесь прячется!? Узнаете, отгадав загадку.
Кто, скажи, три раза в год
Несет пушистенький приплод?(Заяц)
(Можно принести «настоящего» белого зайца – мягкую игрушку. Эмоций у ребят будет значительно больше!)
– Ребятки, а почему же он белый?
– А кто знает как называют зимних зайчат? (Настовички).
Так как появляются они на свет в то время, когда
снег покрывается твердой коркой – настом.
(Слайд 15. Анимация)
3. – Произошли изменения и в жизни других
животных. Откройте учебники на странице 136 и
137(Слайд 16)Прочитайте самостоятельно статью.
– Что узнали о жизни этих животных? (Ответы
детей по учебнику) (Слайд 17)
– Прежде чем увидеть другого зверя, попробуйте
отгадать кто это? Послушайте рассказ Н. Сладкова
«Загадочный зверь».(Слайд 18. Аудиозапись
рассказа или Приложение 3)
– Догадались кто это?
– Верно – это белка!(Слайд 19)
– Такой она была летом. А сейчас, зимой что-нибудь
изменилось? (Слайд 20)
– О том какие еще изменения произошли в ее
жизни, вы узнаете, прочитав статью.
Работа с индивидуальным раздаточным материалом. (Слайд 21)
Карточка №2. (Приложение 4)
Читают вслух хорошо читающие ребята.
– Что же еще нового вы узнали? (Ответы детей
по содержанию)
– Молодцы! Вы были очень внимательны! А сейчас я
предлагаю вам расскрасить нашу белочку в «зимний
наряд». (Слайд 22. С музыкой)
Индивидуальная работа под музыку. Звучит «Вальс» С.Прокофьева.
– Поставьте рядом с рисунком восклицательный
знак [ ! ]
Помните! Белочка очень доверчива! Не обижайте
ее и не забывайте, приходя в лес взять для
нее гостинец. (Слайд 23)
5. Закрепление изученного
– А вот и синичка прилетела! (Обыгрывается
появление игрушечной синички или сделанной
из пластилина в натуральную величину). (Слайд
24) Смотрите, она принесла портреты своих
лесных друзей.(Слайды 25-26)
– Кого из этих животных не могла встретить
синичка? (ежей, жука, рыжую белочку, медведя)
– Молодцы!
6. Рефлексия
– Ребята, какую цель мы ставили на уроке? (Узнать,
как изменения в неживой природе повлияли на
жизнь животных)
– Давайте ответим на вопрос.(Слайд 28)
– А чем мы можем помочь им в такое трудное
время? (Ответы детей с опорой на слайд)
(Слайд 28 – анимация)
– Помните об этом, ребята, и не забывайте о
тех, кому нужна ваша помощь!