Зимние изменения в живой природе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели урока:

  • расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времен года;
  • развивать умение составлять связный рассказ об изменениях неживой природы;
  • учить устанавливать  взаимосвязи  между объектами живой и неживой природы (как изменения в неживой природе влияют на жизнь животных);
  • укреплять межпредметные связи (литературное чтение, развитие речи);
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе, животному миру.

Оборудование урока:

  • Для учителя:
  • Компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация к уроку;
  • игрушечные фигурки синички и зайца-беляка;
  • письмо синички (Приложение 1);
  • звукозапись рассказа Н.Сладкова «Загадочный зверь» (без окончания) (Приложение 3);
  • музыкальные композиции (Приложение 5).
  • Для ученика:
  • стаканчик с напитком из плодов шиповника;
  • учебник  А.А.Плешакова  «Мир вокруг нас», часть 1;
  • карточка №1. «Кого синичка может встретить в лесу». (Приложение 2);
  • карточка №2. «Белочка» – учебный текст и картинка для раскрашивания. (Приложение 4);
  • цветные карандаши.

ХОД УРОКА

(Слайд 1)

Пока дети занимают свои места, звучит «Сказочка» С.Прокофьева.

1. Эмоциональный настрой

– Ребята, начинаем урок  окружающего мира. Нас ждет много нового и интересного. Давайте улыбнемся друг другу – все обязательно получится!
– Сегодня на уроке у нас будет гостья – моя помощница синичка …,
только прилетитона попозже. (Слайд 2. Синичка.)

2. Минутка здоровья

– Начнем урок со странички здоровья.
Сегодня я получила газету с очень тревожной статьей  «Враг уже в Москве»!(Слайд 3)  Послушайте. (Читает учитель).

Десант противника уже высажен на окраинах города. Это страшный противник…
Он не щадит никого – ни стариков, ни инвалидов, ни маленьких детей.
Солдат у противника тьма-тьмущая!
Никто в мире не знает, как уничтожить врага.
(Это – грипп.)

– Что же это? (Ответы детей)
– ГРИПП! (Слайд 3 – анимация).

– Как вы думаете, какой совет дан в статье ,  чтобы враг не победил? (Ответы детей – теплее одеваться, запасаться витаминами, использовать чеснок, меры закаливания и т.п.)

– Зимой нам особенно не хватает витаминов. И на помощь приходит одно растение…Вот напиток из его плодов ( у детей на партах стоят  прозрачные стаканчики с напитком из плодов шиповника).
– Посмотрите …, понюхайте…, попробуйте на вкус… Что же это? (Шиповник)
– Верно. Шиповник –  источник витамина С, который  помогает нашему организму бороться с простудными заболеваниями. (Слайд 4)

3. Актуализация знаний и постановка проблемы

– Что-то синички все нет!?
– Ой, смотрите записка! (Слайд 6, Приложение 1).

(Слайд 7. Интерактивный плакат  «Синичкин календарь» – наблюдение за изменениями в неживой природе)

– Что же это за месяц? (Декабрь) 
– А почему его так назвали? (Ответы детей)
– Декабрь год кончает – зиму начинает…
– А как же синичка узнала что зима наступила?
– Оказывается,  у нее свой  календарь есть. По нему вы сами  расскажите , какие изменения происходят в природе с наступлением зимы.

Далее учитель молча показывает по календарю действие объектов неживой природы, с помощью настроенной анимации, а дети сами составляют предложения,  комментируя это действие. Например:
1. Открывается  первая  карточка  небо.
2. На слайде передвигаются облака, закрывая небо.
3. Возможные ответы детей (желательно несколько ответов):
Небо становится хмурым, пасмурным, серые облака закрывают небо и т.п.
 Далее
:
Солнце (опускаю ниже)
Воздух (дети  только комментируют).
Снегопад (сначала опускаются  незаметно расположенные под облаком  снежинки, затем  вслед за ответом  детей  открывается  слово; действия можно сопровождать чтением стихотворения: «Белый снег пушистый в воздухе кружится…»)
Снежный покров (поднимаются  сугробы).

– Ребята, мы составили план рассказа об объектах какой природы? (Неживой )
– А кто может теперь САМ  по плану составить полный рассказ о неживой природе зимой? (Полный ответ одного ученика)
– А сегодня мы начнем разговор об объектах  живой природы. И к концу урока постараемся найти ответ на вопрос? (Анимация)  Как же влияют изменения в неживой природе на жизнь животных .  (Слайд 8. Тема урока).

4. Изучение нового материала

1. – Ребята, а кого же хочет встретить синичка в зимнем лесу? Обсудите это в парах.

Карточка №1. (Приложение 2)

Задание лежит в конверте. Поставьте знак «плюс» на карточке, если встреча возможна и знак «минус», если –  нет. (Слайд 9)
Работу начинаем под музыку –  заканчиваем по ее окончанию. (Слайд 10. С музыкой)

Звучит музыка из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского («Елка»)

– Кого же не встретит синичка в лесу и почему? Проверим с помощью интерактивной игры «Животные зимой». (Правильный ответ – звук аплодисментов; можно вызывать учеников по одному к компьютерной клавиатуре для выбора ответа) 

(Слайд 11. Интерактивная игра  «Животные зимой»)

– Для того  чтобы посмотреть,  какие же  изменения произошли в жизни животных,  мы отправимся в ЛЕС!

Физминутка (Слайд 13. С музыкой)

Движения выполняются под музыку,  вслед за учителем. Звучит «Утро» Э.Грига

Нас встречает зимний лес
Он стоит как белый терем,
Полон сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.

– Шаг – и мы оказались в лесу! Присаживайтесь на пенечки-стульчики.

2. Мы пришли на опушку. Ой, а кто это здесь прячется!?  Узнаете, отгадав загадку.

Кто, скажи, три раза в год
Несет пушистенький приплод?(Заяц)

(Можно принести «настоящего»  белого зайца – мягкую игрушку. Эмоций у ребят будет значительно больше!)

– Ребятки, а почему же он белый?
– А кто знает как называют зимних зайчат? (Настовички). Так как появляются они на свет в то время, когда снег покрывается твердой коркой – настом. (Слайд 15. Анимация)

3. – Произошли изменения и в жизни других животных. Откройте учебники на странице 136 и 137(Слайд 16)Прочитайте самостоятельно статью.
– Что узнали о жизни этих животных? (Ответы детей по учебнику) (Слайд 17)
– Прежде чем увидеть другого зверя, попробуйте отгадать кто это? Послушайте рассказ Н. Сладкова «Загадочный зверь».(Слайд 18. Аудиозапись рассказа или Приложение 3)
– Догадались кто это?
– Верно – это белка!(Слайд 19)
– Такой она была летом. А сейчас, зимой что-нибудь изменилось? (Слайд 20)
– О том  какие еще изменения произошли в ее жизни,  вы узнаете, прочитав статью.

Работа с индивидуальным раздаточным материалом. (Слайд  21)

Карточка №2. (Приложение 4)

Читают вслух хорошо читающие ребята.

– Что же еще нового вы узнали? (Ответы детей по содержанию)
– Молодцы! Вы были очень внимательны! А сейчас я предлагаю вам расскрасить нашу белочку в «зимний наряд». (Слайд 22. С музыкой)

Индивидуальная работа под музыку. Звучит «Вальс»  С.Прокофьева.

– Поставьте рядом с рисунком восклицательный знак [ ! ]
Помните! Белочка  очень доверчива! Не обижайте ее и не забывайте,  приходя  в лес взять для нее гостинец. (Слайд 23)

5. Закрепление изученного

– А вот и синичка прилетела! (Обыгрывается появление игрушечной  синички или сделанной из пластилина в натуральную величину). (Слайд 24) Смотрите, она принесла портреты своих лесных  друзей.(Слайды 25-26)
– Кого из этих  животных не могла встретить синичка? (ежей, жука, рыжую белочку, медведя)
– Молодцы!

6. Рефлексия

– Ребята, какую цель мы ставили на уроке? (Узнать, как изменения в неживой природе повлияли на жизнь животных)
– Давайте ответим на вопрос.(Слайд 28)
– А чем мы можем  помочь им в такое трудное время? (Ответы детей с опорой на слайд)
(Слайд 28 – анимация)
– Помните об этом, ребята, и  не забывайте о тех, кому нужна ваша помощь!