Презентация к уроку "Живопись Древнего Египта"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Данная методическая разработка представляет собой системно выстроенный материал, включающий теоретический блок, реализованныйчерез урок-исследование. Данный блок направлен на презентацию учащимися-исследователями теоретических вопросов по теме «Эволюция живописи Древнего Египта». Второй блок – практикум, включающий методический комплект заданий, направленных на актуализацию, закрепление ранее полученного теоретического материала, и на непосредственную практику по реконструкции фрагментов росписи и созданию творческих композиций, соприкосновение,погружение в ауру египетских мастеров-практиков.

Методическая разработка рассчитана на возрастную группу 13-14 лет. Разработанная тема органически подходит этой возрастной группе школьников, т.к. в подростковом возрасте ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания, независимо от их содержания, по их логическому типу. Пиаже указывал на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями.

Первый блок  – эволюция живописи Древнего Египта

 Класс делится на группы исследователей: группа исследователей Раннего и Древнего царства, группа исследователей  Среднего царства, группа исследователей Нового царства.  Ребятам  заранее  раздаются вопросы для изучения и анализа теоретического материала. Данная работа  выполняется на подготовительном этапе вне урочной системы. Урок предполагает реализацию смоделированной модели консилиума-семинара исследователей, где  полученный и изученный материал  презентуется группами  исследователей   по периодам. В  качестве опорного материала обучающиеся –исследователи  могут использовать вариативность презентации «Живопись Древнего  Египта», разработанной учителем ИЗО МОУ СОШ №20 г.Ижевска  УР Мифтаховой Т.А,  либо на основе  изученного пласта периода обучающиеся  разрабатывают свою   презентацию.

Позиция учителя, обучающихся-исследователей.

Позиция педагога

Позиция презентующей группы исследователей своего периода

 Позиция группы исследователей двух других периодов.

Координирует процесс презентации  изученного теоретического материала группой исследователей. Представитель группы исследователей, опираясь на иллюстративный материал презентации,   структурирует  основные канонические особенности  данного периода в росписях Древнего Египта.   Анализируют, проводят параллель канонов своих изученных периодов с презентующим периодом,  выявляют новообразования.  
При подведении итогов по исследуемым пластам живописи Древнего Египта  группы формулируют основные каноны, сюжетную тематику росписей, цветовой строй.

Второй блок – методический комплект заданий включает следующие разделы:

Актуализация

Данный раздел содержит   комплекс  упражнений, направленных на  воспроизведение раннее изученного теоретического материала.

Задание 1. Игра «Живопись Древнего  Египта».  Определить принадлежность  росписи временному периоду. Благодаря технологии игры, процесс закрепления теоретического материала происходит в более неформальной форме.
На обозрение учащимся представляется 4  росписи. Задача, стоящая  перед учащимися, направлена на определение принадлежности росписи к  следующим  временным периодам: Древнее царство, Среднее царство, Новое царство.  Данное задание направлено  на актуализацию знаний, полученных в ходе самостоятельного изучения материала  и закреплённых на уроке- исследовании. По канонам и особенностям росписи обучающие устанавливают временную принадлежность древнеегипетской росписи.

Задание 2. Сформулировать  основные каноны изображения человека, синтез нескольких точек зрения в одном изображении.

Задание 3. Изучив  зрительный ряд, сформулировать  основную сюжетную линию росписей Древнего Египта.

Практический блок способствует соприкосновению с наследием древнеегипетских мастеров.

Творческое практическое задание 1.  Реконструкция росписи гробницы

 Исследовать и  собрать в  единую композицию фрагменты росписи,  реконструировать     «утерянные части». Данное задание можно выстроить, используя технологию учебно-имитационной игры «Реставратор».

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный  поток представлений, понятий об окружающем мире» (В.Сухомлинский).
Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Играя, дети постигают большего,чем применяя механическую память.
Цель игры «Реставратор»: реконструирование утраченных частей  древнеегипетской росписи.  Концепция применяемой технологии  направлена на постижение азов профессии реставратора через  открытия ребятам основных механизмов работы людей данной профессии.

Задачи:

  • Изучить  фрагментарные части росписи.
  • Составить  в  единую композицию данные «осколки» росписи. 
  • Определить по канонам  временной  период реставрируемой росписи.
  • Воссоздать «утерянные фрагменты».

Используя данную технологию учебно-имитационной игр,  можно предложить вариативное задание «Реконструирование росписи по одному фрагменту»

Данное задание усложняется за счёт предоставления на реконструкцию единственного фрагмента.
Завязка:  Время – вечно. Тысячелетиями развивалось искусство, возникали  и уходили в историю много величественных произведений. Если рассмотреть временной период с другой стороны, то можно придти к мысли, что оно вечно. Многие памятники искусства под влиянием временных, климатических, социальных  воздействий начинают утрачивать свой облик. Чтобы сохранить  созданные произведения искусства, прибегают к помощи  очень значимых  людей- реставраторов.
Сюжет: На данном этапе происходит погружение обучающихся в атмосферу реставрационной мастерской. Учитель выступает  в роли главного реставратора: «Уважаемые коллеги, в нашу мастерскую поступил заказ на реставрацию.  «Нам принесли один фрагмент росписи, необходимо восстановить утерянные части росписи».

Начинается процесс:
1) Исследование фрагмента, изучение литературы, происходит  установление стиля, временного  периода, анализ фрагмента росписи.
2) Обработка фрагмента.
3) Графическое  линейное   реконструирование.
4) Наложение цвета.

Кульминация: реставраторы восстанавливают роспись.

У данного задания  более сложный уровень, направленный на анализ, синтез. Подключаются в работу аналитические отделы головного мозга,  развивается теоретическое мышление.

Творческое практическое задание 2

Опираясь на  язык живописи древнего Египта, создать   роспись по мотивам древнеегипетских канонов.  Данное задание способствует включению ребят в широкие рамки в плане выбора тематики  композиции.

Подраздел второго блока включает «Продукт художественной деятельности учащихся»

Зрительный ряд представлен работами учащихся МОУ СОШ № 20 г.Ижевска УР. Творческие композиции выполнены учащимися тринадцати лет, с соблюдением древнеегипетских канонов.

Таким образом, данную методическую разработку можно реализовать через блок занятий. Количество отводимых  часов педагог определяет, базируясь на стандарт образования в области изобразительного искусства.

* часов – подготовительный этап. Самостоятельное изучение  темы группой исследователей вне урочной системы.
1 час – презентация  исследуемого материала  обучающимися.
* час – закрепление исследованного материала.
* часов – творческие практические задания (количество часов определяется по объему выполняемых заданий).

Кроме  представленной  технологии урока, данная методическая разработка включила искусствоведческий текстовый материал (для педагога) к первому теоретическому блоку «Эволюция живописи Древнего Египта». (Приложение 1) На основе данного теоретического материала составлена презентация, которая реализуется через   урок-исследование.

Данная методическая разработка со временем может быть модернизирована автором,  обогащена  теоретическим искусствоведческим материалом. Блок «Актуализация» в зависимости от  контингента  обучающихся   может быть наполнен более  усложнёнными  заданиями.