Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • совершенствовать умение обозначать мягкость согласных   звуков   в конце и в середине слова;
  • развивать фонетический слух; развивать логическое мышление;
  • воспитывать дисциплинированность, интерес к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети по строчке читают стихотворение-приветствие гостям.

Слайд 1

Лаптев Лог – село отличное.
Наша школа – лучше всех.
Люди здесь сегодня симпатичные,
Пусть им всем сопутствует успех.
Рады очень мы гостям сегодня,
Равнодушных в нашем классе нет.
Вы устройтесь так, чтоб было вам удобно,
Чтобы было слышно каждый наш ответ.

II. Аутотренинг

Слайд 2

– Закройте глаза. Повторяйте мысленно за мной.

У меня сегодня все получится.  Я многое знаю, многое могу.  У меня достаточно терпения и знаний, чтобы справится со всеми заданиями урока.  Я очень успешен и удачлив.

– Сегодня мы продолжим путешествовать по волшебной стране Русского языка.

В путешествие, друзья,
Приглашаю вас я.
И с собой прошу взять
Ручку, карандаш, тетрадь.
В пути вам нужно быть внимательными,
Наблюдательными и старательными.

Слайд 3

III. Чистописание

– Чтобы путь был удачен  и плодотворен, нужно сделать разминку.

Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

Вот помощники мои.
Их, как хочешь, поверни.
По дорожке ровной, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.

Слайд 4

– Какая буква пропущена во всех  словах?

Ко_ар,  _ак,  са_овар,  _яч

– Какие звуки обозначает эта буква?
– Дайте характеристику этим звукам.

Слайд 5

Написать строчку: Мм
Вторая строка:  ма мы му  ме ми мо

IV. Словарная работа

Слайд 6

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.

– Кто  это?
– В каких сказках встречается медведь?

Слайд 7

– А это из какой сказки?
– Кто еще изображен на картинке?
– Запишите слова: медведь, медведица, медвежонок.
– Поставьте ударение, подчеркните выделенные буквы.
– Составьте предложения с этими словами.
– Запишите предложение: На пне сидит медведь.
– Подчеркните мягкие согласные в этом предложении.

Слайд 8

Проверка. Дети читают слова и называют мягкие согласные.

– С помощью чего обозначена мягкость согласных в слове пне, сидит?
– Как обозначена мягкость в слове медведь звука [м’]? звука [в’] ? а как же быть  со звуком [т’], этот звук мягкий, но гласной рядом нет?

V. Актуализация знаний

– Вот мы и подобрались к теме сегодняшнего урока. Оказывается, мягкость согласного звука можно обозначить не только гласной буквой, но и мягким знаком.

Слайд 9

– Что вы знаете о мягком знаке? (Показывает мягкость согласного, не обозначает звука)
– Сегодня на уроке мы будем учиться обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака не только на конце слова, но и в середине слова.

Слайд 10

VI. Офтальмологическая минутка

Слайд 11

VII.Работа над темой

– Мы оказались с вами на поляне Превращений. Превращаются на ней слова. А мы им в этом поможем.

Слайд 12

На слайде слова:

Пень
Уголь
День
Окунь

– Где находится мягкий знак?
– Нужно изменить слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
– Как изменить слово пень? (Пеньки)
– На слайде появляется: пень – пеньки
– Запишите в свою тетрадь все пары слов.

Проверка. Просигналить, как выполнено задание.

VIII.Работа с учебником

– На пути нашего маршрута по стране Русского языка  – учебник. Нужно выполнить упражнение 156 на странице 90.

Слайд 13

Выписать слова с мягким знаком.
Проверка на слайде.
Просигналить правильность выполнения.

IX. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

X. Закрепление изученного

– Следующее задание – подобрать антонимы к словам. Какие слова мы называем антонимами? (Противоположные по смыслу)
– Но выполнить нужно с одним условием – в новых словах должен быть обязательно мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

На слайдах словосочетание и картинка. После ответа словосочетание и картинка заменяются.

Слайды  14, 15,16, 17, 18

Сладкая ягода
Слабый голос
Большой дом
Ближний лес
Здоровый ребенок

– Списать новые словосочетания. Подчеркнуть мягкий знак.

XI. Итог урока

– Что мы повторили о мягком знаке?

Слайд 19

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться.

XII. Домашнее задание

Слайд 20

с. 88, упр. 153.

Слайд 21