Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков в конце и в середине слова;
- развивать фонетический слух; развивать логическое мышление;
- воспитывать дисциплинированность, интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети по строчке читают стихотворение-приветствие гостям.
Слайд 1
Лаптев Лог – село отличное.
Наша школа – лучше всех.
Люди здесь сегодня симпатичные,
Пусть им всем сопутствует успех.
Рады очень мы гостям сегодня,
Равнодушных в нашем классе нет.
Вы устройтесь так, чтоб было вам удобно,
Чтобы было слышно каждый наш ответ.
II. Аутотренинг
Слайд 2
– Закройте глаза. Повторяйте мысленно за мной.
У меня сегодня все получится. Я многое знаю, многое могу. У меня достаточно терпения и знаний, чтобы справится со всеми заданиями урока. Я очень успешен и удачлив.
– Сегодня мы продолжим путешествовать по волшебной стране Русского языка.
В путешествие, друзья,
Приглашаю вас я.
И с собой прошу взять
Ручку, карандаш, тетрадь.
В пути вам нужно быть внимательными,
Наблюдательными и старательными.
Слайд 3
III. Чистописание
– Чтобы путь был удачен и плодотворен, нужно сделать разминку.
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»
Вот помощники мои.
Их, как хочешь, поверни.
По дорожке ровной, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
Слайд 4
– Какая буква пропущена во всех словах?
Ко_ар, _ак, са_овар, _яч
– Какие звуки обозначает эта буква?
– Дайте характеристику этим звукам.
Слайд 5
Написать строчку: Мм
Вторая строка: ма мы му ме ми мо
IV. Словарная работа
Слайд 6
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
– Кто это?
– В каких сказках встречается медведь?
Слайд 7
– А это из какой сказки?
– Кто еще изображен на картинке?
– Запишите слова: медведь, медведица, медвежонок.
– Поставьте ударение, подчеркните выделенные
буквы.
– Составьте предложения с этими словами.
– Запишите предложение: На пне сидит медведь.
– Подчеркните мягкие согласные в этом
предложении.
Слайд 8
Проверка. Дети читают слова и называют мягкие согласные.
– С помощью чего обозначена мягкость согласных
в слове пне, сидит?
– Как обозначена мягкость в слове медведь звука
[м’]? звука [в’] ? а как же быть со звуком [т’],
этот звук мягкий, но гласной рядом нет?
V. Актуализация знаний
– Вот мы и подобрались к теме сегодняшнего урока. Оказывается, мягкость согласного звука можно обозначить не только гласной буквой, но и мягким знаком.
Слайд 9
– Что вы знаете о мягком знаке? (Показывает
мягкость согласного, не обозначает звука)
– Сегодня на уроке мы будем учиться обозначать
мягкость согласных с помощью мягкого знака не
только на конце слова, но и в середине слова.
Слайд 10
VI. Офтальмологическая минутка
Слайд 11
VII.Работа над темой
– Мы оказались с вами на поляне Превращений. Превращаются на ней слова. А мы им в этом поможем.
Слайд 12
На слайде слова:
Пень
Уголь
День
Окунь
– Где находится мягкий знак?
– Нужно изменить слова так, чтобы мягкий знак
оказался в середине слова.
– Как изменить слово пень? (Пеньки)
– На слайде появляется: пень – пеньки
– Запишите в свою тетрадь все пары слов.
Проверка. Просигналить, как выполнено задание.
VIII.Работа с учебником
– На пути нашего маршрута по стране Русского языка – учебник. Нужно выполнить упражнение 156 на странице 90.
Слайд 13
Выписать слова с мягким знаком.
Проверка на слайде.
Просигналить правильность выполнения.
IX. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
X. Закрепление изученного
– Следующее задание – подобрать антонимы к
словам. Какие слова мы называем антонимами? (Противоположные
по смыслу)
– Но выполнить нужно с одним условием – в новых
словах должен быть обязательно мягкий знак,
обозначающий мягкость согласных.
На слайдах словосочетание и картинка. После ответа словосочетание и картинка заменяются.
Слайды 14, 15,16, 17, 18
Сладкая ягода
Слабый голос
Большой дом
Ближний лес
Здоровый ребенок
– Списать новые словосочетания. Подчеркнуть мягкий знак.
XI. Итог урока
– Что мы повторили о мягком знаке?
Слайд 19
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться.
XII. Домашнее задание
Слайд 20
с. 88, упр. 153.
Слайд 21