Цели:
- развивать умение планировать учебные действия;
- способность к исследованию при решении задач на движение; умение сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями;
- отрабатывать ключевые понятия, определяющие успешность решения задач на движение объектов;
- учить читать модели движения в заданных направлениях, формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
- отрабатывать вычислительные навыки при решении задач;
- воспитание уважения к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке, дружеских отношений между учащимися, чувства взаимовыручки; чувства уверенности в своих силах.
Оборудование: название величин и формулы их нахождения /карточки/, лист достижений /у каждого ребёнка/, компьютер, проектор, презентация,
Ход урока
I. Оргмомент
Для снятия эмоционального напряжения есть экспресс-приём.
Глубоко вдохните и выдохните (выдох через рот длиннее вдоха в 3 раза), посмотрите на ситуацию с высоты птичьего полёта и скажите себе: "Успокойся". И успокойтесь.
- У нас урок математики. Его предлагаю провести под девизом: Тише едешь - дальше будешь.
/слайд 2/
- Что это? Как понимаете эти слова?
/Не торопись, когда едешь куда-либо, делаешь что-либо. В прямом смысле это означало "не торопи лошадей, можно загнать их и тогда вообще никуда не доедешь". В переносном - "делай медленно, но уверенно и тогда достигнешь цели"/
II. Активизация знаний
- С какими величинами мы познакомились на предыдущих уроках?
/Скорость, время, расстояние/
- Охарактеризуйте каждую.
/Скорость - это расстояние, пройденное за единицу времени.
Расстояние - это путь движущегося тела.
Время в пути движущегося тела./
- Чему учились на уроках?
/Решать простые задачи/
1. Операционный этап:
- Давайте поразмышляем.
/слайд 3 /
- Что записано? Какую величину измеряют мерами длины?
/Расстояние/
- Рассмотрите записи и определите, какая величина лишняя в каждой строчке:
- Почему? Что нужно сделать?
7м 5см, 750см, 75дм, 7м 50см;
/Дети указывают лишнюю величину - 7м5см; т.к. 750см =75дм=7м50см/
- Какую величину измеряют единицей длины за единицу времени?
/Скорость/
Что лишнее? Почему?
5 км\ч, 5 000 м\ч, 50 км/ч;
/Дети указывают - 50км/ч; т. к. 5км/ч=5000м/ч/
- Что лишнее? Почему?
125 мин, 1ч 25 мин, 2ч 05 мин
/Дети указывают -1ч 25 мин; т. к. 125 мин = 2 ч 05 мин/
Учитель: - Положите перед собой оценочный лист и оцените свои знания по разделу: величины.
/Дети выполняют оценивают свои знания по шкале/
Учитель: - Где встречаются все эти три величины?
/В задачах на движение/
- Исходя из сказанного, сформулируйте тему нашего урока.
/слайд 4; Задачи на движение/
2. Закончи высказывания:
/слайд 5 /
а) Для того, чтобы найти расстояние, нужно s = v х t
б) Для того, чтобы найти скорость, нужно v = s : t
в) Для того, чтобы найти время, нужно t = s : v
/формулы на доске/
Учитель: - Положите перед собой оценочный лист и оцените свои знания по разделу: правила.
/слайд 6/
Учитель: - Откройте тетради, запишите число. Для выполнения математического диктанта к доске пойдут 2 человека и будут работать на откидных досках, а остальные дети в своих тетрадях. Записать только решение задачи:
3. Математический диктант:
Лыжник шёл 2 ч со скоростью 9км\ч. Какое расстояние он прошёл за это время?
Турист из города в горы прошёл 90 км со скоростью 5 км\ч. Сколько времени он затратил на этот путь?
Велосипедист за 10 ч проехал 180 км. С какой скоростью он ехал?
Учитель: Проверьте работу детей у доски.
1). 9 х 2 = 18 (км) - расстояние
2). 90 : 5 = 18 (ч)- время движения
3). 180 : 10 = 18 (км/ч) - скорость движения
- Что общего в задачах?
/В ответе число 18. Простые задачи, на движение/
- Чем они различаются?
/ Находили разные величины, разные наименования, действия разные производили/
- Какие знания вам помогли справиться с этим заданием?
/ Знания правил нахождения скорости, времени, расстояния. Знания связи между данными величинами./
Учитель: - Положите перед собой оценочный лист и оцените свои знания по разделу: математический диктант.
III. Тема урока
Учитель:- Попробуйте сформулировать тему урока.
/Дети высказывают свои предположения./
/слайд 7 /
- Сегодня на уроке мы продолжим решать задачи на движение. Будем учиться решать составные задачи, чертить схему или таблицу; составлять план решения, закреплять вычислительные навыки.
IV. Работа по теме
1) с. 121 № 394 /учебник/
- Откройте учебник на странице 121. Прочитайте задачу № 394
- Попробуйте её решить самостоятельно или в паре. Можно использовать схему для анализа задачи.
/Дети самостоятельно работают с задачей 3 - 5 минут. Учитель "видит картину" работы/
- К доске идёт :.
- Какая это задача по структуре?
- Назовите известные данные? Что нужно найти?
/слайд 8 /
1) 120 х 2 = 240 (км) - за 2 часа
2) 510 - 240 = 270 (км) - со скоростью 90 км/ч
3) 270 : 90 = 3 (ч) - 3 часа со скоростью 90 км/ч
4) 2 + 3 + 1 = 6 (ч) - занял весь путь
Ответ: 6 часов на весь путь.
- В задаче есть второй вопрос. Прочтите его. Попробуйте ответить устно на этот вопрос.
5) 90 х 6 = 540 (км) - успеет машина пройти это расстояние за 6 часов
Ответ: успеет машина пройти это расстояние за 6 часов со скоростью 90 км/ч; затратит времени меньше 6 часов, т. к. необходимо пройти расстояние в 510км/
/Оценочный лист/
V. Физминутка
Сложите руки в "замок" за спиной (т. к. отрицательные эмоции "живут" на шее ниже затылка и на плечах), напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки, сбросьте напряжение с кистей. Во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин - гормон счастья.
ФМ для улучшения мозгового кровоснабжения
И.П. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - И.П., 3 - поворот головы налево. 4 - И.П. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
И.П. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперёд, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем ослаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.
"Гимнастика мозга") представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий: "Колечко". Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняйте в прямом и обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Ухо-нос". Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
VI. Самостоятельная работа
2) с. 122 № 398 /учебник/
- Откройте учебники на странице 122. Прочитайте, пожалуйста, текст задачи. Есть ли вопросы по тексту?
/слайд 9/
/Байдарка - лёгкая спортивная лодка без уключин с закрытым носом и кормой управляемая двухлопастным веслом./
- Задачу решаете самостоятельно, можно в паре. На экране есть подсказка, можно ею воспользоваться.
/слайд 10/
ПРОВЕРКА:
1) 24 : 6 = 4 (ч) - в пути 1 день 1) 24 + 30 = 54 (км) - весь путь
2) 30 : 6 = 5 ( ч) - в пути 2 день 2) 54 : 6 = 9 (ч) - в пути два дня
3) 4 = 5 = 9 (ч) - в пути два дня
- Во ск. действий вы решили? Кто решил так же?
- Можно ли её решить по-другому? Какое данное в задаче позволяет нам решить эту задачу короче?
/Оценочный лист/
VII Проверь решение
3) с. 123 № 402 /Текст на слайде/
- Прочитайте текст задачи.
/слайды 11, 12/
- Миша и Маша решили эту задачу вот так. Кто же прав?
/слайд 13/
- Почему Миша ошибся, что он не учёл?
/Оценочный лист/
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Положите листки достижений перед собой.
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ ______________________
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
2 | ||||||
1 |
0 вел прав мат. д. задача сам. р. уст. задание на уроке
/слайд14/
- Какую цель поставили в начале урока? Достигли ли вы её?
-Что для вас было важным? Новым? Трудным?
-Что вы поняли и чему научились?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- Кого бы хотели поблагодарить за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?
- Что ты хотел бы пожелать себе и своим товарищам на следующий урок?
X. Домашнее задание
- Посмотрите на свой оценочный лист и скажите, над чем вам надо поработать на следующем уроке? дома?
- Выполните дома из учебника: № 399, № 404 ( ж, з)
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудности закалку.
Учится с тобою детвора
Развивать и волю и смекалку.И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
- Спасибо за урок! Всем доброго дня!
/слайд 15/
Смотри приложения
- № 1 Презентация
- № 2 Лист достижений
- № 3 Карточки-опоры