Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель занятия: Обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов, основных способах их получения и областях применения.
Задачи:
1. Учебно-образовательные: способствовать обобщению знаний учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ, способах получения металлов.
2. Учебно-развивающие: способствовать совершенствованию у обучающихся умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
3. Учебно-воспитательные: способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формировать умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний.
Ожидаемый результат: готовность к контрольной работе по теме "Металлы".
Методические приемы:
- работа с презентацией
- практическая работа
- дискуссия
- постановка проблемных заданий
- рассказ
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Технологические особенности:
1. Применение ИКТ-технологии.
2. Исследовательская деятельность.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева, химическая посуда, Fe, BaCl2, CuSO4, , H2SO4р-р, K3 [Fe(CN6)], FeSO4.
Приобретаемые навыки детей:
- Работа на компьютере.
- Выполнение практической работы
- Работы с наглядным материалом.
- Решение проблемного вопроса.
Участники:
-Учащиеся поделены на 3 группы:
Роль учителя: помощник-наблюдатель.
Подготовительная работа к уроку:
Класс до урока разделить на 3 группы. Со звонком ученики рассаживаются уже в группы. На столах ученикам:
- Рабочая карта урока.
- Правила ТБ
- Критерий оценки.
- Задание №1, №2 для каждой группы.
- Энциклопедия "Химия"
- Реактивы и оборудование для задания №2.
План урока
- Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Активизация мыслительной деятельности учащихся.
- Организация учебной деятельности учащихся
- Этап рефлексии (презентация полученных результатов)
- Итог урока. Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (5 мин)
Учитель: ": на улицах ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер" - Отсутствие какого металла так описал академик А.Е.Ферсман? (железо)
Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте - вы видите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка - и звонкая медь отозвалась заливистым голосом. Повернули выключатель на стене - и тонкая пружина из вольфрама наполнила светом комнату. Без гвоздя и молотка не обойдется ни один строитель. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и мастерам, добывающим и обрабатывающим его.
Ребята, поразмыслите над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: все металлы исчезли. Представьте, что такая ситуация всё таки произошла, и опишите её последствия для человечества.
Каждый из вас пусть назовет один из значимых для вас предметов которого вы лишились в результате этой ситуации.
Ученики: по очереди называют предметы из металлов или содержащие металл.
Учитель: Вы согласитесь со мной, что ситуация сложилась не радостная: Что будете делать?
Ученики: получать, добывать металлы.
Учитель: из чего?
Ученики: Из минералов.
Учитель: Что нужно для этого знать?
Ученики: Способы получения металлов и свойства металлов.
Учитель: Итак, тема урока :. "Металлы". Сформулируйте цель урока.
Ученики: :.(формулируют цель)
Учитель: да, ребята я с вами согласна.
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся. (10 мин)
Учитель: Предлагаю следующее задание. (Задание 1) Сейчас вашему вниманию будет представлено несколько слайдов. Вы, просматривая слайды, выпишите в тетради формулы всех представленных минералов. Работаете в группах по правилам вам знакомым.
Демонстрация презентации "Минералы".<Презентация> (3мин)
Учитель: Удивительная красота! Минуту совещаетесь, и отвечаете на вопрос "Сколько видов солей было представлено. Назовите их"
Ученики: (отвечает одна группа, остальные дополняют) Карбонат, фторид, сульфат, хлорид, фосфат, сульфид, хромат, вольфрамит, всего 8 классов.
Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания <Приложение 1>
Учитель: итак, с некоторыми минералами вы познакомились, вспомним методы получения металлов из руд. Выполните задание №2 (листы с заданием на столах). В тетради и потом, кто готов на доске (по 1 представителю от группы).
Ребята осуществляют цепочки превращений. На месте, в тетрадях, затем на доске.
Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.
3. Повторение и обобщение материала по теме "Металлы". (13 мин)
Постановка проблемы (3 мин)
Учитель: получать металлы вы умеете, значит сможете решить и следующую проблему. Предлагаю второе задание. (На столах лежат листы с заданием №2.)
(Задание 2.
- 1 группа - Получите сульфат железа (II) не менее чем тремя способами. Реакции замещения рассмотрите с позиций окисления восстановления.
- 2 группа - Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II). Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
- 3 группа - Поразмыслите над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: все металлы превратились в золото. Задача: представьте, что такая ситуация всё таки произошла, и опишите её последствия для человечества.)
Учитель: 1 и 2 группы выполняете задание на месте, т.е. пишите уравнения реакций и порядок выполнения практического задания. Правила ТБ лежат у вас на столах, повторите их. Когда будете презентовать результат своей работы, должны написать уравнения реакций на доске и продемонстрировать опыт.
Ребята 3 группы (работают на ПК, листы для рисования, маркеры) представляют свой отчёт в творческой форме - либо это рисунок, либо это презентация, либо сказка, рассказ, на ваше усмотрение).
Работа в группах (10 мин)
Ребята выполняют теоретические задания. Готовятся к выступлению.
4. Этап рефлексии (презентация полученных результатов) (13 мин)
Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.
Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.
5. Итог урока. Выставление оценок. (3 мин)
Учитель: А теперь рефлексия по целеполаганию, в течение 2 минут заполните листочки (что делал, как делал, зачем делал).
Ученики: (заполняют листки).
Учитель: Поделитесь своими умозаключениями. (Несколько ребят спросить). Замечательно, я уверена, что вы справитесь с контрольной работой по теме "Металлы".
Учитель: Оценки в листах ребята суммируете и выставляете итоговую за все задания для каждого ученика.
Сдайте оценочные листы.
6. Домашнее задание. (2 мин)
Составить мини-тест по теме "Металлы".
В зависимости от класса, возможно выполнение задания 4. <Приложение 2>