Металлы. 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Продолжительность занятия: 45 минут.

Цель занятия: Обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов, основных способах их получения и областях применения.

Задачи:

1. Учебно-образовательные: способствовать обобщению знаний учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ, способах получения металлов.

2. Учебно-развивающие: способствовать совершенствованию у обучающихся умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

3. Учебно-воспитательные: способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формировать умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний.

Ожидаемый результат: готовность к контрольной работе по теме "Металлы".

Методические приемы:

  • работа с презентацией
  • практическая работа
  • дискуссия
  • постановка проблемных заданий
  • рассказ

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Технологические особенности:

1. Применение ИКТ-технологии.

2. Исследовательская деятельность.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева, химическая посуда, Fe, BaCl2, CuSO4, , H2SO4р-р, K3 [Fe(CN6)], FeSO4.

Приобретаемые навыки детей:

  • Работа на компьютере.
  • Выполнение практической работы
  • Работы с наглядным материалом.
  • Решение проблемного вопроса.

Участники:

-Учащиеся поделены на 3 группы:

Роль учителя: помощник-наблюдатель.

Подготовительная работа к уроку:

Класс до урока разделить на 3 группы. Со звонком ученики рассаживаются уже в группы. На столах ученикам:

  1. Рабочая карта урока.
  2. Правила ТБ
  3. Критерий оценки.
  4. Задание №1, №2 для каждой группы.
  5. Энциклопедия "Химия"
  6. Реактивы и оборудование для задания №2.

План урока

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
  2. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
  3. Организация учебной деятельности учащихся
  4. Этап рефлексии (презентация полученных результатов)
  5. Итог урока. Выставление оценок.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (5 мин)

Учитель: ": на улицах ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер" - Отсутствие какого металла так описал академик А.Е.Ферсман? (железо)

Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте - вы видите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка - и звонкая медь отозвалась заливистым голосом. Повернули выключатель на стене - и тонкая пружина из вольфрама наполнила светом комнату. Без гвоздя и молотка не обойдется ни один строитель. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и мастерам, добывающим и обрабатывающим его.

Ребята, поразмыслите над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: все металлы исчезли. Представьте, что такая ситуация всё таки произошла, и опишите её последствия для человечества.

Каждый из вас пусть назовет один из значимых для вас предметов которого вы лишились в результате этой ситуации.

Ученики: по очереди называют предметы из металлов или содержащие металл.

Учитель: Вы согласитесь со мной, что ситуация сложилась не радостная: Что будете делать?

Ученики: получать, добывать металлы.

Учитель: из чего?

Ученики: Из минералов.

Учитель: Что нужно для этого знать?

Ученики: Способы получения металлов и свойства металлов.

Учитель: Итак, тема урока :. "Металлы". Сформулируйте цель урока.

Ученики: :.(формулируют цель)

Учитель: да, ребята я с вами согласна.

2. Активизация мыслительной деятельности учащихся. (10 мин)

Учитель: Предлагаю следующее задание. (Задание 1) Сейчас вашему вниманию будет представлено несколько слайдов. Вы, просматривая слайды, выпишите в тетради формулы всех представленных минералов. Работаете в группах по правилам вам знакомым.

Демонстрация презентации "Минералы".<Презентация> (3мин)

Учитель: Удивительная красота! Минуту совещаетесь, и отвечаете на вопрос "Сколько видов солей было представлено. Назовите их"

Ученики: (отвечает одна группа, остальные дополняют) Карбонат, фторид, сульфат, хлорид, фосфат, сульфид, хромат, вольфрамит, всего 8 классов.

Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания <Приложение 1>

Учитель: итак, с некоторыми минералами вы познакомились, вспомним методы получения металлов из руд. Выполните задание №2 (листы с заданием на столах). В тетради и потом, кто готов на доске (по 1 представителю от группы).

Ребята осуществляют цепочки превращений. На месте, в тетрадях, затем на доске.

Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.

3. Повторение и обобщение материала по теме "Металлы". (13 мин)

Постановка проблемы (3 мин)

Учитель: получать металлы вы умеете, значит сможете решить и следующую проблему. Предлагаю второе задание. (На столах лежат листы с заданием №2.)

(Задание 2.

  • 1 группа - Получите сульфат железа (II) не менее чем тремя способами. Реакции замещения рассмотрите с позиций окисления восстановления.
  • 2 группа - Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II). Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
  • 3 группа - Поразмыслите над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: все металлы превратились в золото. Задача: представьте, что такая ситуация всё таки произошла, и опишите её последствия для человечества.)

Учитель: 1 и 2 группы выполняете задание на месте, т.е. пишите уравнения реакций и порядок выполнения практического задания. Правила ТБ лежат у вас на столах, повторите их. Когда будете презентовать результат своей работы, должны написать уравнения реакций на доске и продемонстрировать опыт.

Ребята 3 группы (работают на ПК, листы для рисования, маркеры) представляют свой отчёт в творческой форме - либо это рисунок, либо это презентация, либо сказка, рассказ, на ваше усмотрение).

Работа в группах (10 мин)

Ребята выполняют теоретические задания. Готовятся к выступлению.

4. Этап рефлексии (презентация полученных результатов) (13 мин)

Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.

Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.

5. Итог урока. Выставление оценок. (3 мин)

Учитель: А теперь рефлексия по целеполаганию, в течение 2 минут заполните листочки (что делал, как делал, зачем делал).

Ученики: (заполняют листки).

Учитель: Поделитесь своими умозаключениями. (Несколько ребят спросить). Замечательно, я уверена, что вы справитесь с контрольной работой по теме "Металлы".

Учитель: Оценки в листах ребята суммируете и выставляете итоговую за все задания для каждого ученика.

Сдайте оценочные листы.

6. Домашнее задание. (2 мин)

Составить мини-тест по теме "Металлы".

В зависимости от класса, возможно выполнение задания 4. <Приложение 2>