Урок по модульно-блочной технологии "Восточные славяне"

Разделы: История и обществознание


Разработка урока по блочно-модульной технологии.

Модуль 1 МБ 1. Восточные славяне.

Цели:

  • охарактеризовать географические условия проживания, занятия и быт славянских племен; показать территорию их расселения; сформировать представления о культуре и верованиях славян;
  • развивать умение анализа исторического источника и сравнительного анализа исторических трудов, работой с картой и составлением схем;
  • стремление воспитывать уважение к прошлому народа, к истории нашей страны.

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Ход урока

I. Организационный момент.

План урока:

1. Происхождение и расселение восточных славян.

2. Занятия славян. Быт и нравы.

3.Верования восточных славян.

4. Общественный строй восточных славян.

II.

1. Учитель дает понятие языковой семьи. На доске начертить схему “Происхождение восточных славян”

2. Работа по новой теме организуется по группам. Каждая группа получает дополнительный материал вместе с предложенными к нему заданиями.

По 1 пункту плана продолжает работать I группа. Для ознакомления учащимся предлагается текст “Повести временных лет”, которым начинается знакомство с расселением восточнославянских племен. Текст раздается вместе с предложенными к нему вопросами.

“…Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и призвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи- лутичи, иные- мазовшане, иные-поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие- древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами, иные сели на Двине и назывались полочанами, по реке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем- славянами, и построили город, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”

Вопросы и задания к документам:

1. Прочитайте текст и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена.

2. О каких группах славянских племен идет речь в документе?

3. В чем особенности названий славянских племен? О каком уровне общественных отношений у славянских народов это свидельствует?

4. Заполните таблицу:

Восточнославянские племена Места их расселения
   
   

По 2 пункту плана работает 2 группа. Учащимся для ознакомления раздается документы: “Прокопий Кесарийский о славянах и антах”, “Маврикий Стратег о славянах и антах”.

Прокопий Кесарийский о славянах и антах

“Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других дин и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый”.

Маврикий Стратег о славянах и антах

“Племена славян и антов сходны по своему любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своего своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними…опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую”.

Вопросы и задания к документам:

1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных документов?

2. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?

3. Что говорить Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?

4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?

5.Составтье схему “Занятия славян в VIII-IX вв.”.

По 3 пункту плана работает 3 группа. Учащиеся работают с документами и отвечают на поставленные вопросы. Ученикам предложить документы: “Прокопий Кесарийский о славянах и антах”, “Карамзин Н.М. История государства Российского”.

Прокопий Кесарийский

“Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеют какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть , охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, то обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и этих жертв производят и гадания.”

Карамзин Н.М. История государства Российского.

“В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии…Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства…Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовала в России Ладо; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим ныне в старинных напевах…

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба…Молодые люди украшались венками, раскладывали вечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала…

24 декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег…

…Донные простые люди говорят у нас Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав…о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.”

Вопросы и задания к документам:

1. Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника? 2. С какими богами славянского пантеона вы познакомились? 3.Какие языческие праздники прочно вошли в нашу жизнь?

По 4 пункту плана работает 4 группа. Ученики работают с соответствующим текстом учебника, с дополнительным материалом и отвечают на вопросы. Вопросы и задания:

1. Расскажите, как жили и управлялись восточнославянские племена?

2. Начертите схему “Управление в племенах”

3. Выпишите новые слова и определения к ним в тетрадь( словарная работа).

III. Закрепление. Учитель подводит итог работы. Еще раз обращает внимание на основные моменты урока.

IV. Домашнее задание. Параграф 1, ответить на вопросы.

Технологическая карта ученика.

Тема: Русь Древняя.

Модуль 1 МБ 1 Восточные славяне.

№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Источники информации
УЭ-0 Общая цель урока:

- охарактеризовать географические условия проживания, занятия и быт славянских племен; показать территорию их расселения; сформировать представления о культуре и верованиях славян;

- развивать умение анализа исторического источника и сравнительного анализа исторических трудов, работой с картой и составлением схем;

- воспитывать уважение к прошлому народа, к истории нашей страны.

Внимательно прочитайте цели урока.
УЭ-1 Цель:- сформировать общее представление о происхождении и расселении восточных славян.

Задание:

- Составьте схему “ Происхождение древних славян”

Слушайте рассказ учителя.

Работайте с учебником А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной “История России с древнейших времен до конца XVI века”

УЭ-2 Цель:- сформировать представление о расселение восточнославянских племен;

Задания:1. Прочитайте текст и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена.

“…Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и призвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи- лутичи, иные- мазовшане, иные-поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие- древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами, иные сели на Двине и назывались полочанами, по реке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем- славянами, и построили город, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”

2. О каких группах славянских племен идет речь в документе?

3. В чем особенности названий славянских племен? О каком уровне общественных отношений у славянских народов это свидельствует?

4. Заполните таблицу:

Восточнославянские племена Места их расселения
   
   
Работа с текстом “Повести временных лет”, в которым начинается знакомство с расселением восточнославянских племен.

 

Работа с картой (учебник стр. 33)

УЭ-3 Цель: -познакомиться с основными занятиями, с особенностями быта и нравов славянского народа;

- Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

Прокопий Кесарийский о славянах и антах

“Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других дин и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый”.

Маврикий Стратег о славянах и антах

“Племена славян и антов сходны по своему любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своего своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними…опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую”.

Вопросы и задания:

1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных документов? 2. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?

3. Что говорить Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?

4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?

5.Составтье схему “Занятия славян в VIII-IX вв.”

Работа с отрывками из документа: “Прокопий Кесарийский о славянах и антах”, “Маврикий Стратег о славянах и антах”.
УЭ-4 Цель: - познакомиться с особенностями языческой веры, с пантеонам славянских богов, с языческими праздниками.

- Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

Прокопий Кесарийский

“Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеют какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть , охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, то обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и этих жертв производят и гадания.”

Карамзин Н.М. История государства Российского.

“В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии…Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства…Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовала в России Ладо; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим ныне в старинных напевах…

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба…Молодые люди украшались венками, раскладывали вечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала…

24 декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег…

…Донные простые люди говорят у нас Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав…о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.”

Вопросы и задания:

1. Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника?

2. Выделите особенности языческих верований.

3. С какими славянскими богами вы познакомились?

4. Какие языческие праздники прочно вошли в нашу жизнь?

Работа с документом “Прокопий Кесарийский о славянах и антах”, “Карамзин Н.М. История государства Российского”.
УЭ-5 Цель: - познакомиться с общественным устройством восточных славян;

Вопросы и задания:

1. Расскажите, как жили и управлялись восточнославянские племена? 2.Начертите схему “Управление в племенах” 3. Выпишите новые слова и определения к ним в тетрадь (словарная работа).

Ученики работают с соответствующим текстом учебника, с дополнительным материалом и отвечают на вопросы.
  Домашнее задание. Параграф 1, ответить на вопросы после темы.