Цели и задачи:
- Продолжить формирование страноведческих
знаний:
- ознакомление учащихся с основными сведениями из истории заселения материка;
- формирование представлений о современной политической карте Южной Америки;
- формирование представлений о народах, населяющих материк.
- Продолжить формирование умения работать с картой и вести табличные конспекты.
- Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям
Оборудование:
- физическая и политическая карты Южной Америки;
- мультимедийная образовательная коллекция «География. Наш дом – Земля» (7 класс);
- занимательная игра «Дракоша и занимательная география»;
- презентация «Население и политическая карта Южной Америки».
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная.
ХОД УРОКА
А. Вводная часть урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Разминка по номенклатуре.
Слайды 1-2.
Проверка номенклатуры по вариантам с использованием интерактивной доски (на контур материка цифрами обозначаются географические объекты, а учащиеся записывают их названия.)
Слайды 3-4.
Учащиеся записывают тему урока в тетради по
географии.
Учитель говорит учащимся о задачах и о
содержании урока.
Постановка проблемы урока:
Кто и когда открыл Америку?
Какие народы увидели европейцы в Южной Америке?
Как случилось, что земли Южной Америки были
заселены европейцами?
В. Изучение нового материала по плану:
1. История заселения материка.
Слайд 5.
Индейские народы заселяли до колонизации Южной
Америки практически всю территорию материка. Они
были весьма разнообразны как по языковому
признаку, так и по способам ведения хозяйства и
по общественной организации. Большая часть
востока материка была на уровне
первобытнообщинного строя и занималась охотой,
рыболовством и собирательством.
В Андах, к периоду колонизации, сложились
сильные индейские государства, где были развиты
земледелие на орошаемых землях, скотоводство,
ремесла, прикладное искусство.
Слайд 6.
Это были очень добрые и приветливые люди. Об этом в письме королеве и королю Испании писал Х.Колумб.
Слайд 7.
Территорию современного Перу, Боливии,
Эквадора, север Чили и северо-запад Аргентины
занимала империя инков – ТАУАНТИНСУЙУ со
столицей КУСКО. Это было теократическое
государство во главе с божественным правителем
– Верховным Инкой.
Сами инки возводили свое происхождение к
полумифическому первому правителю МАНКО
КАПАКУ, но первым исторически достоверным
Верховным Инкой считается ПАЧАКУТЕК.
При нем была перестроена столица, возводились
крепости. История насчитывает 13 или 14 правителей,
которая закончилась на АТАУАЛЬПЕ.
Слайд 8.
В 1532 году Атауальпе обманом был взят в плен испанскими колонизаторами во главе с Франсиско Писарро и казнен, несмотря на уплату установленного испанцами колоссального выкупа. Франсиско Писарро покорил империю инков и основал свой Город Королей. Но сохранились некоторые памятники, по которым можно судить о высоком уровне развития инкского государства.
Слайд 9.
В древней столице г.Куско сохранились архитектурные памятники культуры инков. Существовала особенная кладка камней в строительстве. Громадные каменные блоки были плотно подогнаны друг к другу и скреплены системой пазов и шипов (без применения растворов).
Слайд 10.
Мачу-Пикчу – «потерянный город инков». Его развалины были обнаружены археологами в 1911 году. Это крепость и святилище инков 15-16 вв.
Слайд 11.
Многочисленных туристов привлекает археологический памятник индейской культуры – храмовый комплекс Чав Ин. Название происходит от селения Чавин-де-Уантар на восточном склоне хребта Кордильера-Бланка в Перу близ г.Уарас. Основной памятник этой культуры храмовый комплекс представляет собой сооружения из тесанных каменных плит. Главный трехэтажный храм «Кастильо» построен в виде подковы с точной ориентацией на восток и многочисленными подземными галереями и каменными статуями божеств. Внешние стены храма были украшены каменными головами устрашающего вида (главным образом головы животных и человека), из которых на стене осталась одна. На рельефах, украшающих здания, встречаются изображения людей, ягуаров, крокодилов, кондоров, змей и всевозможных фантастических фигур.
Слайд 12.
В государстве инков были развиты ремесла. Мастера Чавина были знакомы и с обработкой золота и меди. Империя славилась своими многочисленными золотыми изделиями. Ювелиры достигли высочайших вершин. От последних сохранились небольшие статуэтки людей и животных, а также описание «золотого сада» в Храме Солнца с растениями, животными и насекомыми, выполненными из золота и серебра (переплавлен конкистадорами).
Слайд 13.
Инки к приходу испанцев не знали письменности.
Некоторые хронисты утверждали, что у индейцев
некогда существовало письмо, которое было
запрещено одним из верховных инкских правителей.
Необходимая информация накапливалась и
передавалась с помощью кипу (узелкового письма).
Кипу состояли из связок шнурков, в которых
посредством цвета шнурков, их положения и формы,
а также с учетом расположения узелков можно
выразить не только вид и количество подати, но и
обозначить время, в том числе и календарные даты.
Иногда для большей ясности в кипу вплетались
предметы. Для понимания кипу людей готовили
специально. У инков имелась система передачи
знаний посредством школ для детей знатных лиц,
среди которых были не только инки, но и дети из
подчиненных народов. В этих школах в течение года
изучали язык кечуа, который был государственным.
Затем религию и связанный с ней календарный цикл,
а также учились понимать кипу.
Выдающихся успехов достигла медицина, особенно
хирургия. Инки открыли хинин.
Слайд 14.
Имя Боливара очень популярно в Южной Америке. Оно увековечено в названиях государств, улиц, памятников.
Слайд 15.
Современное население.
Слайд 16.
Три расы человечества.
Слайд 17.
Метисация началась в те времена, когда испанские и португальские завоеватели, приехавшие в Южную Америку без семей, брали в жены индианок. Сейчас почти нет европейских семей, где нет примесей индейской или негритянской крови.
Слайд 18.
Потомки коренного населения проживают в
основном на западе материка.
– Найти в атласах по карте «Народы и плотность
населения мира» названия народов заселяющих
Южную Америку сегодня.
Какое коренное население проживает на
территории Южной Америки?
Слайд 19.
В лесах Амазонии живут многочисленные племена индейцев, большая часть которых предпочла уйти подальше в лес от цивилизации. В лесах разбросаны поселения небольших групп индейцев. Хозяйство у них комплексное. Наряду с примитивным земледелием они занимаются рыбалкой, охотой, собирательством.
Слайд 20.
Ритуальные танцы жителей Амазонии.
Слайд 21.
Современные жители Перу.
Слайд 22.
Политическая карта. Находим государства и их
столицы в атласах.
Далее отвечаем на вопросы:
1) самое большое по площади государство и его
столица;
2) государства и их столицы, которые не имеют
выхода к морю;
3) государства и их столицы, пересекаемые
экватором;
4) самое длинное государство и его столица.
Слайд 23.
На интерактивной доске выделяем Андские страны, называем государства и их столицы, которые расположены в горах Андах.
С. Закрепление изученного материала
1. Составление фоторобота (пр. работа №6 из
мультимедийной образовательной коллекции) на
интерактивной доске.
2. Составить политическую карту Южной Америки на
интерактивной доске (игра из мультимедео
«Дракоша и занимательная география»).
3. Выводы урока.
Слайд 24.
Запись домашнего задания: параграф 45, номенклатура.