Цель: создание условий для развития патриотизма путем привлечения людей разных военных профессий.
Задачи:
- познакомить детей с работой кинолога-пограничника;
- расширить кругозор детей в области культуры общения и дрессировки собак;
- прививать чувства добра и гуманности по отношению к животным;
- формировать дружеские отношения между детскими коллективами.
Предварительная подготовка:
1. Заранее объявить детям о предстоящей игре.
Порекомендовать прочитать различную литературу
о собаках (повадки, породы и т.д.).
2. Подобрать материал для создания фильма о роли
собак в жизни человека и слайдов, сопровождающих
ход игры-викторины.
3. Подготовить оборудование для проведения игры:
– мультимедийная аппаратура для демонстрации
сменяющихся слайдов, отделяющих один раунд от
другого и содержащих задания викторины, а также
для показа фильма о роли собак в жизни человека.
4. Пригласить кинолога с собакой, воспитанников
других кружков, а также родителей.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, фотографии пород собак, слайдовая презентация
Возраст детей: от 6 лет.
План мероприятия:
1. Выступление кинолога с собакой.
2. Просмотр мультимедийного фильма о роли собак в
жизни человека.
3. Игра-викторина «Верный сторож и защитник».
4. Концертная программа воспитанников с участием
гостей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Слайд 1)
Ведущая:
– Ребята, нашу игру-викторину мы проводим накануне серьёзного праздника – Дня защитника Отечества.
Ведущая:
– Мы с вами знаем много родов войск нашей армии: это и лётчики, и танкисты, и моряки. Но есть в армии войска, где невозможно обойтись без специально обученных животных – собак. Вы, наверное, догадались, что я говорю о пограничниках.
Ведущая:
– Был такой легендарный пограничник Никита Карацупа. Все знали имя его верного четвероногого друга – овчарки Ингула, которая задержала немало правонарушителей границы.
Ведущая:
– И сегодня наш разговор пойдёт о собаках: больших и маленьких, охотничьих и служебных. И вы видите, что в гости к нам пришел кинолог со своей собакой, который расскажет о службе четвероногих и продемонстрирует элементы высшей школы дрессировки.
Идёт рассказ кинолога о службе четвероногих и показ элементов дрессировки.
Ведущая:
– Давайте поблагодарим гостей.
Аплодисменты.
Ведущая:
– Ребята! Я предлагаю вашему вниманию фильм о наших четвероногих друзьях. Этот фильм показывает, насколько велика роль собаки в жизни человека.
Просмотр мультимедийного фильма о роли собак в жизни человека
Ведущая:
– Итак, ребята, посмотрев фильм, вы многое узнали о собаках: кто был их прародителем, и какие породы собак бывают, и сколько у собак профессий, а самое главное, предназначение собак – быть друзьями человека. Собаки радуют своих хозяев, делают их жизнь интереснее и ярче. А теперь давайте поиграем и посмотрим, что вы знаете о собаках
Дети придумывают названия своей команды, например: «Стрелка» и «Жучка».
(Слайд 2)
1-й раунд – «Аукцион пород»
Ведущая:
– Итак, для начала я объявляю маленький первый раунд, экспресс-раунд. За одну минуту необходимо назвать как можно больше пород собак.
Например: пудель, шпиц, бульдог, овчарка, дворняжка, колли, лайка, спаниель и т.д.
Команды называют породы собак, жюри фиксирует ответы. Команда получает столько жетонов-косточек, сколько назвали пород собак.
Ведущая:
– Вот сколько пород собак –
Чистопородных и дворняг,
Собак служебных, розыскных
Дворовых, комнатных, цепных
Любят, ценят, уважают
И никогда не обижают.
(С. Михалков «О тех, кто лает»)
(Слайд 3)
2 раунд – «Литературный»
Ведущая:
– О добрых делах наших четвероногих друзей можно прочитать во многих рассказах и сказках. Угадайте, из какой сказки четвероногий друг?
На экране появляются фотографии и кличка собаки, команды по очереди называют сказку, в которой живет этот герой.
Герои литературных произведений:
(Слайд 4)
1. «Жучка» (Русская народная сказка «Репка»).
(Слайд 5)
2. «Артемон» (А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»).
(Слайд 6)
3. «Шарик» (Э. Успенский «Дядя Фёдор»).
(Слайд 7)
4. «Тотошка» (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»).
(Слайд 8)
5. «Соколко» (А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
(Слайд 9)
6. «Авва» (К. Чуковский «Доктор Айболит»).
Жюри оценивает ответы. Командам вручаются жетоны-косточки по количеству названных сказок.
(Слайд 10)
3-й раунд – «Пословицы и поговорки»
Ведущая:
– Не только в литературных произведениях описывались собаки и их повадки, но и в устном народном творчестве отмечены особенности поведения собак.
Ведущая зачитывает пословицы и поговорки. Команды должны объяснить, заложенный в них смысл.
(слайд № 11)
Пословицы и поговорки:
1. На чужбине и собака тоскует.
2. И собака ласковое слово помнит.
3. Стар пёс, да верно служит.
4. Собака – человеку неизменный друг.
(Слайд 12)
4 раунд – «Собачий язык»
Ведущая:
– Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. И уж если вы всё-таки приобрели себе четвероного друга, то должны помнить, что у каждой собаки свой определённый характер, и поэтому надо уметь вести себя с ним так, чтобы обе стороны, то есть владелец и его собака, были довольны.
– Поговорим теперь о повадках собак, особенностях их поведения. Ваша задача выбрать один правильный ответ из трёх.
Вопросы:
(Слайд 13)
1. Что важнее для собаки?
а) нос (чутьё);
б) глаза;
в) умение быстро бегать.
(Слайд 14)
2. Собака виляет хвостом – …
а) просится на прогулку;
б) отгоняет мух;
в) выражает дружелюбие.
(Слайд 15)
3. Если собаке жарко, она…
а) высовывает язык;
б) обмахивается хвостом;
в) купается в луже.
(Слайд 16)
4. Если собачий хвост опущен между задними лапами, это означает…
а) у собаки замёрзли лапы;
б) таким способом заметает следы;
в) собака что-то натворила и боится неприятностей.
(Слайд 17)
5. Собака визжит, если…
а) она голодна;
б) случается неприятная для неё ситуация;
в) гонится за кошками.
Оценка жюри.
Игра со зрителями «Лохматый пёс»
(Слайд 18)
5 раунд – «Голос собаки»
Ведущая:
– А теперь, ребята, представьте себя в роли собак и изобразите, пожалуйста, «интонацию голоса» собаки, когда она…
(Слайд 19)
Задание для I команды:
1) собака клянчит подачку;
2) собака увидела кошку.
Задание для II команды:
1) собака потерялась;
2) радуется вместе с друзьями.
Ведущая:
– Итак, ребята, одна команда изображает интонацию голоса собаки, другая – угадывает.
Жюри оценивает театральные способности детей, вручаются жетоны-косточки.
(Слайд 20)
6 раунд – «Ситуация»
Ведущая:
– В жизни очень часто бывает так, что завел
человек собаку или кошку, а так как она требует
внимание, заботу, поэтому надоедает человеку эта
забота, и выбрасывает он животное на улицу,
предает друга. Предательство – один из самых
отвратительных поступков человека. Помните об
этом!
– Послушайте, пожалуйста, какой случай произошел
с девочкой, и скажите, правильно ли она поступила?
(Слайд 21)
Случай с девочкой:
На день рождения Кате подарили щенка. Сбылась
её мечта. Девочка давно уговаривала маму купить
ей щенка или котёнка. И вот теперь у неё появился
новый друг – щенок по кличке Верный. Катя первое
время играла с ним, гуляла. А потом у неё
появились новая говорящая кукла. О щенке Катя
вспоминала редко, а когда он заболел, сказала
маме: «Больной собаке не место у нас, пусть живёт
на улице».
Ответы детей. Жюри вручает жетоны-косточки.
Ведущая:
– Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на эту девочку, никогда не предадите своего друга – будь-то человек или животное. Не забывайте, мы всегда в ответе за тех, кого приручили!
(Слайд 22)
Ведущая:
– Ребята, наша игра завершается, и пока жюри
подводит итоги, послушайте, пожалуйста, полезную
информацию для владельцев собак.
– Некоторые животные не любят носить ошейники и
бирки, но ты должен приучить своего питомца к ним
как можно раньше, ведь никто не знает, в который
момент он убежит. Повесьте на шею собаки жетон, на
котором будут написаны имя и фамилия хозяина,
адрес и телефон. Можно написать всё это даже на
ошейнике.
– По желанию хозяев, ветеринары делают
татуировку на внутренней стороне задней лапы или
уха зверя. Этот код вводится в специальную
базу данных. Тогда, если животное найдут, то
служба приюта, запросив базу данных, сможет
идентифицировать питомца и вернуть его
владельцам.
– Опытные хозяева знают, что обязательно нужно
на всякий случай иметь под рукой фотографию
своих братьев меньших.
– Если пёс исчез, ты можешь в объявлении о
пропавшей собаке дать и его фотографию. Тем
больше вероятность, что тебе его вернут.
Жюри, подсчитав баллы – «косточки», объявляет выигравшую команду и награждает всех участников игры-викторины.
Литература:
1. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете: Домашние
животные. – М.: Дет. лит., 1985. – 287 с.
2. Корабельников В.А. Легенды и быль о
собаках. – М.: Просвещение, 1993. – 252 [3] с.: ил.
3. Марек Иржи. Собачья звезда Сириус, или
Похвальное слово собаке. – М.: Радуга, 1988. – 279 с.:
ил.
4. Микель Пьер. Древний Египет: Животный мир
тех времен. – М.: ОЛМА-Пресс, 1999. – 63 [1] с.: ил.
5. Палмер Дж. Ваша собака: Пер. с англ. /
Предисл. В.Е. Соколова. – М.: Мир, 1998. – 247 с., ил.
6. Патриотическое воспитание школьников 5-11 кл.:
устные журналы, тематические вечера,
литературные композиции / авт. – сост. Н.А.
Белихина, Л.А. Калитвинцева, Г.П. Попова. –
Волгодгад: Учитель, 2007, – 129 с.
7. Пословицы, поговорки, загадки / сост., А.Н.
Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986.
– 512 с.
8. Собаки. Волки: [Сборник] / сост.: Н.М. Гладкова, Е.А.
Юдина. – М.: Прогресс, 1994. – 175 [2] с.: ил.