Цели урока:
- развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность учащихся;
- вырабатывать интерес к предмету;
2 команды по 6 человек (5,6.7 кл.)
I гейм “ блиц”
“Что мы помним, что мы знаем из прошедших школьных лет …”
По очереди приглашаются команды (1 мин отвечают на вопросы).
Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
- Наименьшее натуральное число. (Единица)
- Первая женщина — математик. (Ковалевская)
- Какое число получается при умножении отрицательного числа на положительное? (отрицательное)
- Сумма длин всех сторон прямоугольника. (Периметр)
- Какие числа употребляются в десятичной системе? (Арабские)
- Сколько осей симметрии имеет квадрат? (четыре)
- Первая буква латинского алфавита. (?)
- Равенство двух отношений. (пропорция)
- Как называется результат сложения? (сумма)
- Прямые, пересекающиеся под прямым углом. (Перпендикулярные)
- Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)
- Сотая часть числа. (Процент)
- Прямые, которые не пересекаются. (Параллельные)
- Инструмент для измерения углов. (Транспортир)
- Раздел геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости. (Планиметрия)
- Как называется первая координата на плоскости? (абсцисса)
- Чему равно произведение чисел от -200 до 200? (нулю)
- Как найти неизвестное делимое? (Частное умножить на делитель)
- Вторая степень числа. (Квадрат)
- Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате 16, а чему равен угол в квадрате? (90)
Жюри подводят итоги.
II гейм
“Заморочки из бочки”
На столе ведущего стоит бочонок. Команды по очереди вытягивают по одной задачке и решают их. На ответ дается не более 2 минут.
1.Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в поселок? (Не более одной) 2 балла
2. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (Три) 2 балла
3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (Шестеро детей) 2 балла
4. На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов, Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестры он самый младший из друзей, Семенов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилию слесаря. 3 балла (Иванов)
5. Запишите недостающее число
1 | 3 | 9 | 27 | 81 |
(число 243) 2 балла
6. На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (50 пальцев) 1 балл
7. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? 2 балла (15 км\ч)
10 | 11 | 15 | 15 | 20 | 21 |
8. Впишите недостающее число: (25) 3 балла
9. В полдень из Москвы в Санкт-Петербург со скоростью 80 км\ч. В тот же время из С-П в Москвы выходит поезд со скоростью 40 км\ч. Оба поезда идут без остановок. Какой поезд находится при встрече на большем расстоянии от Москвы? 3балла. (Расстояния равны)
10. Как рассадить 45 кроликов в 9 клеток так, чтобы в каждой клетке было разное количество кроликов? 2 балла. (1,2,3,4, 5, 6, 7,8, 9)
11. Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу ему 12 ребят. У каждого по 2 лукошка, в каждом лукошке – кошка, а каждой кошки -12 котят, у каждого котенка в зубах по четыре мышонка. И задумался старый Кондрат, сколько мышей и котят ребята несут в Ленинград? 2 балла. (Они идут из Ленинграда)
12. 5 бочонков наполненных водой доверху, 11 наполненных наполовину и 8 пустых необходимо погрузить на 3 автомашины.
Как это сделать, чтобы число бочонков и количество воды на каждой машине было одинаковым? 4 балла
(1 машина | 2 машина | 3 машина |
3 полных | 1 полная | 1 полная |
1 половин. | 5 половин. | 5 половин. |
4 пустых | 2 пустых | 2 пустых) |
III гейм
“Продолжить сказанное”
Каждая команда по очереди отвечает на вопросы за правильный ответ 1 балл.
- Натуральные числа, им противоположные и … (нуль называются целыми)
- Числа, которые используются при счете предметов … (называются натуральными)
- Два числа, которые отличаются только знаком … (называются противоположными)
- Чтобы сложить два числа отрицательных числа нужно … (сложить их модули и поставить знак минус)
- Сумма двух противоположных чисел … (равна нулю)
- Cумма смежных углов … (равна 180 градусов)
- В равнобедренном треугольнике углы … (при основании равны)
- Чтобы найти неизвестное слагаемое… (нужно из суммы вычесть известное слагаемое)
IV гейм
“Ребусы”Каждой команде нужно вытянуть по 4 ребуса. На отгадывание ребусов командам отводится 4 минуты. В это время ведущий задает вопросы болельщикам за правильный ответ 1 балл.
Вопросы болельщикам.
(Ребусы смотрите далее)
V гейм
“Исторический”
Команды обмениваются заранее приготовленными вопросами из истории математики.
Вопросы первой команды.
- Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: “Отойди, не трогай моих чертежей!”? (Греческий ученый– математик Архимед. защитник Сиракуз)
- Что в переводе с греческого означает “хорда”?
Вопросы второй команды.
- Каково происхождение римских цифр V и Х?
- Ученый, предложивший метод отыскания простых чисел путем “отсеивания” от составных (как в решете)? (Эратосфен)
Подведение итогов и награждение команд.