Цели урока:
- закреплять и расширять знания детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства;
- развивать творческую активность детей на основе синтеза искусств, используя сочетание разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой и т.д.;
- доставить детям радость от участия в общем празднике.
Ход праздника
Дети под музыку спокойно входят в зал.
Вед. Ребята нас сегодня пригласил в гости…, а кто … отгадайте.
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник
Потому, что я….
Дети. Художник.
Вед. Правильно, художник. Мы с вами много говорили о картинах, об их авторах. А сейчас пойдем к художнику в гости. Для этого надо взяться за руки.
( Дети за ведущим под музыку идут по залу змейкой и подходят к мольберту)
Вед. Вот мы с вами и пришли в мастерскую художника. Но где же он сам?
(Выходит художник)
Художник. Как я вам рад! Здравствуйте, мои дорогие. Извините меня, за то, что я вас не встретил. Со мной произошла удивительная история. Сегодня утром я проснулся и хотел взять краски, но вместо них нашел вот это письмо (показывает конверт, достает письмо, читает).
“Твои краски у меня, если хочешь их вернуть, то тебе придется выполнить все мои задания. Клякса”
Что же мне делать? Придется идти и выручать краски, без них я не могу писать свои картины.
Вед. Ребята, а давайте поможем художнику и вместе с ним, отправимся искать краски. Вы согласны?
Дети. Да.
Художник. Спасибо вам, ребята, тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по волшебному лесу, но сначала мы должны отгадать загадки, которые для нас приготовила Клякса (достает из конверта “кляксу”).
Вот тебе помощник деревянный
Должен быть он острым постоянно
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует… (карандаш) показывает.Я люблю купаться в краске
Совершенно без опаски.
С головою окунаюсь
А потом, не вытираюсь.
По бумажному листу
Или тканному холсту.
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (кисть) показывает.Чтобы ноты разложить
У музыканта есть пюпитры
А чтобы краски разводить
Художнику нужны… (палитры) показывает.
Вед. Молодцы, все загадки отгадали. Теперь пойдем дальше в волшебный лес, а по дороге давайте споем веселую песню.
Вед. Вот мы и добрались до леса, только лес какой-то странный, да что-то стало слишком холодно.
Звучат зимние звуки природы.
Художник. Конечно, мы пришли в ту часть леса, где царствует ЗИМА. Посмотрите на репродукции картин великих художников-пейзажистов, которые изображали зиму. У всех она разная.
Вед. Ребята, назовите авторов и названия этих пейзажей.
(Ответы детей)
Художник. Молодцы, а теперь надо нам выполнить задание Кляксы (достает и показывает “кляксу”). Назовите холодные цвета?
Дети: Синяя, голубая, белая и т.д.
Вед. Мы ответили на вопросы, но теплее не становится. Может, если кто-то из ребят нам расскажет стихотворение про зиму, станет теплее.
Чтение стихотворения.
Вед. Мне кажется, немного стало теплее. А давайте станцуем веселый танец.
(Во время танца меняются репродукции)
Звучат звуки весны.
Художник. Вы так весело и задорно танцевали, что снег начал таять, побежали ручьи, запели птицы. И мы с вами попали в ВЕСНУ.
Вед. А кто мне скажет, что происходит весной с природой?
(Ответы детей)
Посмотрите внимательно: какие репродукции вам известны, как называются и кто их автор? Что хотел выразить художник? (ответы детей)
Художник. Смотрите, а вот и новое задание от Кляксы: “Выложите дорожки одного цвета, начиная от темного оттенка к светлому”.
Дети выполняют задание (меняются репродукции).
Вед. Давайте прогуляемся по нашей цветной дорожке. Как вы думаете, куда она нас привела. (Ответы детей)
Художник. Правильно, здесь хозяйничает ЛЕТО.
Вед. Как здесь хорошо, тепло, светит солнышко. А перед нами снова репродукции. Кто их написал, и как они называются?
Художник. А вот и задание (читает)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Дети. Радуга.
(Выбегают 7 детей)
1 реб.
Мой цвет красный –
Самый прекрасный.
2 реб.
Оранжевый тигренок, оранжевый жираф,
Оранжевою лапкой нам помашут так.
3 реб.
Этот цвет – желтый
Скорее смотри.
Как солнышко светит
На нас с высоты.
4 реб.
Мой цвет зеленый
У елочки раскрасит
Все-все иголочки.
5 реб.
Мой цвет вот такой
Он зовется – голубой.
6 реб.
Синий, синий, синий цвет
Моря синего привет.
7 реб.
Таинственный цвет, но приветливый
Называется он – фиолетовый.
(Дети говорят слова и выкладывают цветок)
Вед. Какой замечательный цветок мы вырастили
Звучат звуки осени.
Танец девочек “Осенний хоровод”
Вед. Мы встретились и с ЗИМОЙ, и с ВЕСНОЙ, и с ЛЕТОМ. А теперь, в какое время года мы попали? А почему осень называют Золотой? И снова перед нами пейзажи. Кто автор и как они называются? Какие цвета используют художники для осенних пейзажей? А как они называются?
(Ответы детей)
Художник. А вот и задание. Разложите вот эти круги на теплые и холодные тона.
(Дети выполняют задание)
Вед. Молодцы. Вот мы и вышли из волшебного леса.
(Появляется Клякса)
Клякса. Ага. Все-таки пришли, со всеми моими задачками справились. А у меня есть еще одно – самое трудное. Я буду загадывать загадки, а вы будете по очереди рисовать отгадки.
Зимой и летом
Одним цветом. (Елка)Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее беда,
Она их главная еда. (Трава)Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)Ног нет, а идет
Глаз нет, а плачет. (Туча)Серебряные нити
Сшивают землю с небом. (Дождь)
Художник. Интересно, что это у вас получилось
Дети. Пейзаж.
Клякса. Вот уж не думала, что вы справитесь. Ну что придется мне отдать краски художнику (отдает краски и собирается уходить).
Художник. Клякса, подожди, а хочешь, я тебя научу рисовать.
Клякса. С огромным удовольствием.
Вед. Как хорошо ты придумал, и тогда Клякса будет рисовать пейзажи не хуже наших ребят (показывает на детские работы).
Художник. Клякса, пойдем со мной. Но сначала я поблагодарю ребят, которые мне помогали (выносит и вручает краски, карандаши, фломастеры).
Это вам ребята, рисуйте, творите и еще раз огромное вам спасибо. А теперь до свидания, до новых встреч.
(Художник с Кляксой уходят)
Вед. Вот и закончилось наше удивительное путешествие в волшебный лес. Я уверена, что в будущем нас ждет еще много интересных и увлекательных путешествий в Страну изобразительного искусства.
Литература:
- “Синтез искусств в эстетическом воспитании детей”. Куревина О.А.—М: Линка-Пресс, 2003.
- “Чудеса чародея цвета” Афанасьева С.-Дошк. восп. №2-2006.