Тип урока: изучение нового материала.
Методы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа с компьютером, работа по печатным рабочим тетрадям, работа по дидактическим карточкам, творческое домашнее задание.
Профильная ориентация на профессии, где встречается компьютерная графика: дизайнер, архитектор.
Для проведения урока необходимо:
Требования к знаниям и умениям учащихся:
- уметь запускать графический редактор;
- знать основные функции и интерфейс редактора "PAINT";
- уметь пользоваться панелью и настройкой инструментов, палитрой;
- уметь сохранять созданный рисунок.
Технические средства обучения:
- рабочее место учителя (ПК, колонки);
- медиапроектор;
- белая доска с магнитами;
- рабочие места для учащихся.
Программное обеспечение: OC Windows, графический редактор "PAINT", аудиопроигрыватель.
Раздаточный материал:
- Объявление проекта «Дом моей мечты» (Приложение 1).
- Смайлики (изготовить двусторонние смайлики, обозначающие настроение детей: улыбка, радость :-), задумчивость или нейтральность :-|).
- Карточки с заданием: Структура окна редактора Paint. Подпиши рядом со стрелочками названия элементов окна.
- Листки с подписями элементов окна редактора Paint.
- Памятки «Панель инструментов» (Приложение 2).
- Пример графического рисунка <Рисунок 1>.
Цели:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество и приобщение их к информационной культуре;
- знакомством с технологией обработки графической информации;
- освоение знаний, составляющих основу представлений о современных технологиях создания графических объектов.
Задачи:
- научить различать инструменты и уметь их применять для создания и редактирования рисунков;
- подбирать жизненные объекты для работы и создавать их;
- иметь представление о цвете фона и цвете изображения;
- определять цвет изображения и уметь его изменять;
- вводить графическую информацию с помощью клавиатуры и мыши;
- овладеть умениями работать с инструментарием, предоставляемым графическим редактором Paint;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством четко построенного поэтапного процесса приращения знаний;
- формировать и развивать у школьников обобщенных способов деятельности и навыков самостоятельной работы
- вырабатывать навыки применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных проектов в учебной деятельности по предметам школьного курса.
Хронометраж урока.
1. | Организационный момент | 1 мин. |
2. | Проверка домашнего задания, повторение и постановка цели занятия перед учащимися | 5 мин. |
3. | Теоретическая часть | 20 мин. |
4. | Физкультминутка | 3 мин. |
5. | Техника безопасности за рабочим местом | 1 мин. |
6. | Практическая часть | 10 мин. |
7. | Домашнее задание | 2 мин. |
8. | Итог урока | 2 мин. |
9. | Рефлексия | 1 мин. |
Сценарий урока
Перед уроком вывешивается объявление о начале и условиях проекта «Дом моей мечты» (Приложение 1)
I. Организационный момент.
– Ребята, у нас сегодня необычный урок: его ведут два учителя, и мы занимаемся по двум предметам. Перед уроком я бы хотела узнать какое сегодня у вас настроение? Поднимите ваши смайлики.
II. Проверка домашнего задания, повторение и постановка цели занятия перед учащимися.
Презентация 1. Слайд 2
Рабочая тетрадь к учебнику Макаровой Н.В. «Информатика и ИКТ. Начальный курс»
Упр. 52. Зачеркни лишнее.
Для хранения разнообразной информации человек изобрел различные средства. На рисунке изображены некоторые из них. (книга, блокнот, дискета, фотопленка, СД-диск, очки, ручка, аудиокассета)
Упр. 53. Впиши пропущенное слово.
С помощью программы, которая называется графический редактор, человек создает рисунки.
III. Повторение
Презентация 1. Слайд 3
Учитель напоминает, как производится запуск программы Paint.
Вопрос. Каковы Функции графического редактора?
Ответ:
- создавать рисунки из графических примитивов;
- применять для рисования различные цвета и кисти (т.е. использовать линии различной ширины и конфигурации);
- перемещать фрагмент рисунка по экрану;
- “склеивать” один рисунок с другим;
- увеличивать фрагмент рисунка для того, чтобы прорисовать мелкие детали;
- добавлять к рисункам текст.
Вопрос. С помощью какого инструмента мы работаем в Графическом редакторе.
Ответ. Мышь.
Презентация 1. Слайд 4
Задание: Подпиши рядом со стрелочками названия элементов структуры окна:
Один ученик выполняет задание у доски (закрепляет листочки с названиями с помощью магнитов на экране под стрелочками). Остальным розданы карточки (распечатать Слайд 4 Презентации 1 без ответов) с таким же заданием, они подписывают карточки и выполняют задание.
Строка заголовка |
Главное меню |
Палитра цветов |
Рабочее поле |
Набор инструментов |
Цвет изображения |
Цвет фона |
Строка состояния |
Названия элементов структуры окна
Презентация 1. Слайд 5
IV. Теоретическая часть
Урок начинается с вступительного слова учителя ИЗО (рассказ про графику, средства графического рисунка, виды графики, основные отличия графики от живописи):
"Мы с вами знакомы с таким видом
изобразительного искусства, как графика. Графика
– это вид искусства, в котором изображение
создается при помощи линейного рисунка, строго
основанного на сочетании белого и черного. В наше
время под графикой принято понимать довольно
широкий круг явлений изобразительного
искусства. Мы видим их не только на выставках, но
и повседневно сталкиваемся с ними в жизни. С
какими видами графических изображений вы
знакомы? Какие материалы и приемы использует
художник-график в своей работе? "
Ученики рассказывают, что одним из самых
распространенных видов графического искусства
является книжная иллюстрация, а еще, так
называемая печатная графика – это плакаты,
театральные афиши, почтовые марки и открытки,
этикетки на спичечных коробках; промышленная
графика – всевозможные пакеты, упаковки,
этикетки на бутылках. Также существует
самостоятельное произведение (гравюра на бумаге,
линогравюра и т.д) – станковая графика. Ученики
перечисляют графические материалы и приемы
работы, с которыми они уже встречались на уроках
изобразительного искусства: цветные мелки,
пастель, уголь, фломастеры, цветные карандаши и,
чаше всего, черная тушь и перо.
Эта беседа сопровождается показом cлайдов 5-10 (Презентация 1)
Презентация 1. Слайды 11-12
"Ребята, я вам говорила, что "графика" – это широкий круг явлений изобразительного искусства. Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация. А кто из вас не играл в компьютерные игры? На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненными в цвете".
Урок продолжается объяснением учителя информатики.
Презентация 1. Слайд 13
На прошлых уроках мы с вами познакомились с
графическим редактором Paint. Самой замечательной
особенностью выполнения рисунка с помощью
компьютера является не то, что с его помощью вы
можете писать, рисовать, считать, а то, что
программы позволяют очень легко вносить
изменения в уже созданные тексты, рисунки,
вычисления.
Иными словами, компьютерные редакторы
значительно облегчают процесс редактирования
самой различной информации. Именно благодаря
этому достоинству компьютеры получили широкое
распространение и стали использоваться людьми
самых различных профессий: писателями,
художниками, композиторами.
Графический редактор Paint, как и любой другой
графический редактор позволяет не только
просмотреть готовый рисунок, но и при желании
внести в него изменения, распечатать его.
Для создания изображений в графическом
редакторе используются определенные
“инструменты”.
Презентация 1. Слайд 14
Вопрос. Какие вы знаете инструменты?
Ответ. Линейка (отрезок),
прямоугольник, круг, эллипс и т.д.
Начинаем работу, используя принципы
графического искусства, соблюдая
последовательность. Линией, контуром
набрасываем свою будущую композицию. Рисунок
нужно вести к окончательному решению постепенно,
не выпуская из виду понятие "пятно "
(зрительный центр), сочетание элементов (белых и
черных) не должны нарушать плоскость, рисунок
должен быть целостным, "не разваливаться" на
отдельные части. Нужно соблюдать
последовательность загрузки рабочей плоскости
изобразительными элементами.
Презентация 1. Слайд 15
Запустим с рабочего стола программу «Paint». Отрабатываем с помощью кнопок «Ластик», «Заливка», «Распылитель», «Линия», «Карандаш», «Кисть», «Прямоугольник», «Эллипс» навыки владения мышкой. Рисуем Домик без окон.
Учитель демонстрирует приемы построения компьютерного рисунка средствами графического редактора Paint. Для этого на слайде 15 Презентации 1 ссылкой переходим на работу с графическим редактором.
Учитель рассказывает о технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране дисплея, о специфике принтера. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет накладывается на возможности компьютерной графики
V. Физкультминутка
Презентация 1. Слайд 15 (в правом нижнем углу помещена ссылка, которая открывает Презентацию 2, данная презентация взята из Интернета (автор Масько) и изменена под данный урок, сопровождается музыкальным файлом «Танец маленьких утят»)
VI. Техника безопасности за рабочим местом
Презентация 1. Слайды 16-17
VII. Практическая часть
Презентация 1. Слайд 18
Детям раздаются карточки «Панель инструментов графического редактора» (Приложение 2) они служат для пояснения назначения пиктограмм, чтобы дети быстрее смогли запомнить их.
Создайте рисунок (Такая карточка с рисунком раздается всем ученикам).
<Рисунок 1>
Учащиеся выполняют работу, а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.
VIII. Итог урока
Презентация 1. Слайды 19-20
Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и эмоции.
IX. Повторение изученных тем по информатике и ИЗО (8 тестовых вопросов):
- К какой группе программ Windows относится программа Paint.
- Стандартные
- Служебные
- Офисные
- Системные
- Укажите две основные панели:
- Инструментов
- Атрибутов текста
- Палитра цветов
- Настройки изображения
- Как можно отменить последнее действие (два ответа).
- Вид, Отменить
- Ctrl-X
- Правка, Отменить
- Ctrl-Z
- В каком пункте меню есть пункт Очистить».
- Вид
- Файл
- Правка
- Рисунок
- Какой инструмент не используется в графике?
- Карандаш
- Фломастер
- Уголь
- Пастель
- Как называется освещенная поверхность
предмета?
- Блик
- Свет
- Рефлекс
- Что входит в виды графики:
- Печатная графика
- Промышленная графика
- Станковая графика
- Компьютерная графика
- Как называется тень, которая падает от предмета?
- Собственная тень
- Падающая тень
- Полутень
X. Домашнее задание
Презентация 1. Слайд 21
- § 2.3. Создание компьютерного рисунка, с.40-41 (читать).
- Нарисовать на альбомном листе «Дом своей мечты».
Объяснить детям участие в проекте «Дом моей мечты». Работа над проектом будет продолжаться в последующих уроках.
Если останется время, детям демонстрируются примеры изображений домов (на слайде 21 переход по ссылке «Примеры» (Презентация 3)
XI. Рефлексия
– Ребята, вот и заканчивается наш урок. Я
уверена, что на последующих уроках мы еще больше
узнаем про графический редактор и научимся
пользоваться им, и вы будете такими же активными
и любознательными, какими были сегодня.
– А какое настроение у вас после урока? Выберите
смайлик и покажите, что соответствует вашему
настроению. (Дети выбирают смайлики)
Презентация 1. Слайд 22
– На сегодня урок компьютерной графики завершился.