Цели урока:
- Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения как части речи в речи.
- Воспитательная и развивающая – способствовать воспитанию культуры речи; развивать умение владеть языковыми навыками, воспитывать уважение к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов.
Социокультурная составляющая урока: познакомить учащихся с приемами обмена информацией в рамках конкретной коммуникационной ситуации; знакомить с общепринятыми нормами общения.
Техническая оснащенность урока: компьютер, экран, видеопроектор с возможностью воспроизведения потокового видео или телевизор + dvd-проигрыватель).
ХОД УРОКА
1. Повторение. Актуализация знаний. Фронтальный опрос
– Что такое местоимение? (Слайд 1)
– Какие части речи может заменять местоимение? (Слайд
2)
На какие лексико-грамматические разряды делятся
все местоимения в зависимости от значения? (Слайд
3)
2. Работа над темой урока. Выявление лексической роли местоимений
Анализ печатного текста с неудачными повторами. (Слайд 4)
– Сегодня мы с вами убедимся, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить местоимение.
– Прочитайте текст.
Текст №1
Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу.
– Что в данном тексте неправильно, некрасиво
звучит?
– Что мы можем сделать, чтобы избежать
повторения?
– Употребите вместо повторяющихся слов
подходящие местоимения, запишите
получившийся отрывок. Прочитайте, что у вас
получилось.
Вывод: местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. (Слайд 5)
3. Синтаксическая роль местоимений. Самостоятельная работа
– Теперь давайте посмотрим, какими
членами предложений могут быть местоимения.
(Подчеркивание местоимений как членов
предложения).
– Проверим вашу работу. (Слайд 6)
Вывод: местоимения могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП. (Слайд 7)
4. Анализ текста с необоснованным использованием местоимений
– Мы отметили, что местоимения в речи необходимы. Прослушайте текст. (Зачитывается учителем)
Текст №2. (Слайд 8)
Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел собаку, грязную и некрасивую…
– Понятно, о чем (о ком) идет речь в данном
отрывке?
– Почему мы не можем это определить?
– Что же необходимо сделать, чтобы был понятен
смысл текста?
Вывод: (Слайд 9) Местоимения НЕ ИМЕЮТ
СВОЕГО лексического значения, а приобретают в
речи значение того слова, вместо которого
употребляются.
Конкретное значение местоимения становится
понятным лишь из контекста.
5. Показ видеоролика из журнала «Ералаш» (Слайд 10 или видеофрагмент Приложение 1)
Вывод: местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.
6. Закрепление
6.1. Работа с текстом на экране (Слайд 11)
– Можно ли сказать, что перед вами связный
текст?
– Что нам позволило сделать такой вывод ?
– С помощью чего соединены предложения в
тексте?
Я запомнил свою матушку веселой, добродушной, тихой, как погожая осень. У нее на щеках то и дело появлялись смешные ямочки. Улыбалась она чаще своими карими глазами. В них порой запутывалось солнышко, и тогда они становились цвета янтаря.
Вывод: местоимения служат для связи предложений в тексте.
6.2. Упражнение по учебнику. (№ 543 М.М. Разумовская)
6.3. Тренинг по выявлению грамматически неверных форм местоимений.
6.3.1. Прочитайте текст. Исправьте неграмотного ученика. (Слайд 17)
Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом. Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой.
– Проверим: (слайд 18)
– Ошибки были, в частности, в употреблении
местоимений. Грамотно сказать (текст на экране в
исправленном виде): «до ИХ дома», у НЕЕ всегда
вкусные пирожки», «по ЧЕМУ это видно», «заботится
О НЕЙ»
6.3.2. Прочитайте предложения. В чем заключается
грамматическая ошибка? (Слайд 15)
(Местоимения употреблены не в том месте
относительно того слова, которое заменяют, из-за
этого меняется смысл предложения.)
Плотник выдвинул из ящика рубанок и положил
его на верстак. (Ящик или рубанок?)
Люда подошла к подруге. Она была испугана. (Люда
или подруга?)
Миша попросил положить книгу в свой портфель.
Охотник приблизился к зверю. Он испугался и
убежал.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на
него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Вывод: неуместное использование местоимений в речи может породить двусмысленность. (Слайд 16)
Правила употребления местоимения ВЫ в русском языке
– Посмотрите на экран. (Слайд 17)
– Что необычного вы заметили в данных
предложениях? («Дети! Сегодня мы отправимся на
фабрику мягкой игрушки, где вас научат мастерить
сувениры». «Дорогая Мария Петровна! Поздравляю
Вас с днем учителя!»)
Вывод: в русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку. В английском языке с заглавной буквы пишется местоимения «I» ( я), а для обращения к незнакомцу, независимо от возраста, используется местоимение «you» (ты). (Слайд 18)
7. Творческое задание – как вариант самостоятельной работы учащихся в группах (Слайд 19)
– Я вам зачитаю два отрывка, а вы поделитесь своими наблюдениями.
Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере,
который был расположен на берегу бухты, большой
и удобной для ныряния. Это любимое мое
занятие. Однажды я вызвался достать со дна
ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Никто не мог и подумать, что я не
справлюсь со своей задачей. Я же несколько
сомневался в своих способностях, но сделал
все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в
руках!
Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере,
который был расположен на берегу бухты,
большой и удобной для ныряния. Это любимое мое
занятие. Однажды я вызвался достать со дна
ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Кто-то мог подумать, что я не
справлюсь со своей задачей. Я же нисколько
не сомневался в своих способностях, но сделал
все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в
руках!
– Похожи ли эти отрывки?
– В чем сходство?
– В чем вы увидели разницу?
– Почему смысл фрагментов разный?
Вывод: от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. (Слайд 20)
8. Итог урока (Слайд 21)
– Давайте повторим, какова же роль местоимений
в нашей речи?
Итак, местоимения
- помогают избежать ненужных повторов в повествовании;
- служат для связи предложений в тексте;
- могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения;
- относительные местоимения служат средством связи частей СПП;
- от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.