Употребление местоимений в речи. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная – познакомить с разнообразным  употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить  правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения как части речи в речи.
  • Воспитательная и развивающая  – способствовать  воспитанию культуры речи; развивать умение владеть языковыми навыками, воспитывать уважение к родной речи, исключающее неграмотное  употребление  слов.

Социокультурная составляющая урока: познакомить учащихся с приемами обмена информацией в  рамках конкретной коммуникационной ситуации; знакомить с общепринятыми  нормами общения.

Техническая оснащенность урока: компьютер, экран, видеопроектор с возможностью воспроизведения потокового видео или телевизор + dvd-проигрыватель).

ХОД УРОКА

1. Повторение. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

– Что такое местоимение?  (Слайд 1)
– Какие части речи может заменять местоимение? (Слайд 2)
На какие лексико-грамматические разряды делятся все местоимения в зависимости от значения? (Слайд 3)

2. Работа над темой урока. Выявление лексической роли местоимений

Анализ печатного  текста с неудачными повторами. (Слайд 4)

– Сегодня мы с вами убедимся, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить местоимение.

– Прочитайте текст.

Текст №1

Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу.

– Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит?
– Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения?
– Употребите  вместо повторяющихся слов подходящие местоимения, запишите  получившийся отрывок. Прочитайте, что у вас получилось.

Вывод: местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. (Слайд 5)

3. Синтаксическая роль местоимений. Самостоятельная работа

– Теперь давайте   посмотрим, какими членами предложений могут быть местоимения.   (Подчеркивание местоимений как членов предложения).
– Проверим вашу работу. (Слайд 6)

Вывод: местоимения могут выступать в роли ЛЮБЫХ  членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП. (Слайд 7)

4. Анализ текста с необоснованным использованием местоимений

– Мы отметили, что местоимения в речи необходимы. Прослушайте текст. (Зачитывается учителем)

Текст №2. (Слайд 8)

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел собаку, грязную и некрасивую…

– Понятно, о чем (о ком)  идет речь в данном отрывке?
– Почему мы не  можем это определить?
– Что же необходимо сделать, чтобы был понятен смысл текста?

Вывод: (Слайд 9) Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО  лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются.
Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.

5. Показ видеоролика из журнала «Ералаш» (Слайд 10 или видеофрагмент Приложение 1)

Вывод: местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.

6. Закрепление

6.1. Работа с текстом на экране (Слайд 11)

– Можно ли сказать, что перед вами связный текст?
– Что нам позволило сделать такой  вывод ?
– С помощью чего  соединены предложения в тексте?

Я запомнил свою матушку веселой, добродушной, тихой, как погожая осень. У нее на щеках то и дело появлялись смешные ямочки. Улыбалась она чаще своими карими глазами. В них порой запутывалось солнышко, и тогда они становились цвета янтаря.

Вывод: местоимения служат для связи предложений в тексте.

6.2. Упражнение по учебнику. (№ 543 М.М. Разумовская)

6.3. Тренинг по выявлению грамматически неверных форм местоимений.

6.3.1. Прочитайте текст. Исправьте неграмотного ученика. (Слайд 17)

Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом.  Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой.

Проверим: (слайд 18)
– Ошибки были, в частности, в употреблении местоимений. Грамотно сказать (текст на экране в исправленном виде): «до  ИХ дома», у НЕЕ всегда вкусные пирожки», «по ЧЕМУ это видно», «заботится О НЕЙ»

6.3.2. Прочитайте предложения. В чем заключается грамматическая ошибка? (Слайд 15)
(Местоимения употреблены не в том месте относительно того слова, которое заменяют, из-за этого меняется смысл предложения.)

Плотник выдвинул из ящика рубанок и положил его на верстак. (Ящик или рубанок?)
Люда подошла к подруге. Она была испугана. (Люда или подруга?)
Миша попросил положить книгу в свой портфель.
Охотник приблизился к зверю. Он испугался и убежал.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Вывод: неуместное использование местоимений в речи может породить двусмысленность. (Слайд 16)

Правила употребления местоимения ВЫ в русском языке

– Посмотрите на экран. (Слайд 17)
– Что необычного вы заметили в данных предложениях? («Дети! Сегодня мы отправимся на фабрику мягкой игрушки, где вас научат мастерить сувениры». «Дорогая Мария Петровна! Поздравляю Вас с днем учителя!»)

Вывод: в русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку. В английском языке с заглавной буквы пишется местоимения  «I» ( я), а для обращения к незнакомцу, независимо от возраста, используется местоимение «you» (ты). (Слайд 18)

7. Творческое задание –  как вариант самостоятельной работы учащихся в группах (Слайд 19)

Я вам зачитаю два отрывка, а вы поделитесь своими наблюдениями.

Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой  и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна  ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Никто не   мог  и  подумать, что я не справлюсь со своей задачей.  Я же несколько   сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!

Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой  и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна  ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Кто-то   мог    подумать, что я не справлюсь со своей задачей.  Я же нисколько  не  сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!

– Похожи ли эти отрывки?
– В чем сходство?
– В чем вы увидели разницу?
– Почему смысл фрагментов разный?

Вывод: от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. (Слайд 20)

8. Итог урока (Слайд 21)

– Давайте повторим, какова же роль местоимений в нашей речи? 
Итак, местоимения

  • помогают избежать ненужных повторов в повествовании;
  • служат для связи предложений в тексте;
  • могут выступать в роли ЛЮБЫХ  членов предложения;
  • относительные местоимения служат средством связи частей СПП;
  • от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.