Цели:
- выявление знаний учащихся о родной улице; обучение простейшим приёмам написания писем;
- развитие внимания;
- содействие в воспитании любви и внимания к окружающему.
Оборудование:
- рабочая тетрадь «Ты в мире имён и названий» (Приложение 1) у каждого ученика;
- презентация к уроку;
- различные виды писем;
- индивидуальные карточки-задания.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: хоровое чтение наизусть (слайд 2):
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Учитель: Так давайте на сегодняшнем
уроке подарим друг другу улыбки и своё хорошее
настроение…
Сейчас сядут только те дети, которые смогут
правильно подобрать к имени его полную форму:
Вова – Владимир и т.д.
2. Ведение в тему:
а) Упражнение на внимание (слайд 3)
Прочитайте слова и определите, какие 2 слова
встречаются чаще других:
Маска, берёза, улица, дуб, окно, город, транспорт,
общение, дерево, автомобиль, улица, Рязань,
Москва, театр, памятник, общение, мечта,
кинотеатр, музей, планета, Россия, общение,
космос, дети, друзья. (Общение, улица)
б) Вводная беседа
– Тема нашего сегодняшнего урока, ребята, не
совсем обычна. Звучит она так: (слайд 4)
«МОЯ УЛИЦА и … (общение на расстоянии)»
3) Работа с терминами (слайд 5):
– Давайте, для начала, чётко определим наши понятия, с которыми будем работать на уроке. Вспомним основные понятия, изученные ранее. Сколько значений имеет слово «улица»? (3) Назовите их, приведите примеры.
Улица:
1) пространство между двумя рядами домов для
прохода или проезда – Главные улицы города.
2) пространство, место вне жилых помещений, под
открытым небом – На улице жара.
3) перен. Среда, лишённая культурного воздействия
общества, семьи – Дурное влияние
улицы.
– А что такое общение? (Ответы детей) А как вы
понимаете, «общение на расстоянии»? (Переписка
людей, написание писем)
– Вот именно этим я и предлагаю вам заняться на
сегодняшнем уроке – учиться общаться на
расстоянии с близкими вам людьми, писать письма.
Но сначала…
ГРОМ!!! (минутка релаксации)
(Слайд 6 – звучит отрывок из песни Ю.Антонова «На улице Каштановой» и показываются картинки различных улиц)
3. Раскрытие темы
1)
– Только что прозвучал отрывок из известной
песни композитора Ю.Антонова. Как вы поняли, о чём
она? (Ответы детей)
– Скажите, а на какой улице живёте вы? Как она
называется, что вы можете о ней рассказать? (слайд
7 – ответы детей)
– А теперь прочитайте, как рассказывает о своей
улице герой стихотворения С. Михалкова «Моя
улица» (слайд 8, у каждого ученика на парте
также должен быть текст стихотворения):
Это – папа,
Это – я,
Это – улица моя…
… В переулке, за углом,
Старый дом идёт на слом,
Двухэтажный, деревянный, –
Семь квартир, и все без ванной.
Скоро здесь, на этом месте,
Встанет дом квартир на двести –
В каждой несколько окон
И у многих свой балкон…
– Скажите, кто рассказывает о своей улице в этом стихотворении? Как он к ней относится? Почему вы так решили? (Ответы детей)
2)
– Ребята, как вы думаете, а зачем люди дали
названия улицам, городам, странам? (Ответы
детей)
– Конечно же, прежде всего для того, чтобы
ориентироваться в окружающем мире; знать, как
найти свою страну, свой город, свою улицу, свой
дом и свою квартиру (слайд 9)
– Скажите, а как одним словом можно назвать все
эти словосочетания? (Адрес)
– Знание своего адреса, ребята, творит чудеса.
Оно позволяет общаться с близкими (или далёкими)
нам людьми на расстоянии, причём не только в
нашей стране, но и по всему миру.
С помощью переписки люди сообщают друг другу
новости, поддерживают в трудные минуты и
разделяют радость.
– А какие бывают письма? (Слайд 10 – разные:
письмо-пожелание, письмо-поздравление,
письмо-информация и т.д.)
– На партах в конвертах у вас лежат образцы
писем. Попробуем в них разобраться. Прочитайте
все письма (слайды 11 и 12) и найдите
письмо-поздравление.
С Днём рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные
книги.
Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми,
дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Толя.
Уважаемая Виктория Сергеевна!
Поздравляю Вас с Новым годом, желаю здоровья и успехов в работе.
Ваша ученица Таня Большакова.
Дорогая Елена Викторовна!
Сердечно, от всей души поздравляю вас с Днём
учителя!
Желаю здоровья и счастья!
Елена Викторовна, мне так не хочется
расставаться с Вами – моей первой учительницей,
с нашим замечательным классом.
Спасибо Вам за всё!
Наташа Соколова.
– Какое из 2-х последних писем, адресованных учителю, понравилось вам больше всего? Почему?
Учитель обращает внимание учащихся на схему «Поздравительного письма» и разбирает с ними части этого письма – слайд 13:
Схема письма | Содержание | |
Начало | 1. Обращение | Уважаемый товарищ! Уважаемая Мария Ивановна! Родная моя мамочка! |
Основная часть | 2. Причина поздравления | День рождения Новый год 8 Марта День Учителя |
3. Пожелания | Здоровья, удачи, бодрости, счастья, радости… | |
Концовка | 4. Подпись | Твой сын (дочь) Твой друг С уважением, ваш ученик |
5. Дата |
После этого учитель предлагает детям на специальных карточках написать поздравительное письмо близкому человеку, используя только что разобранную схему. Дети выполняют задание, затем зачитывают письма.
– Молодцы! Но скажите, какое письмо, из предложенных вам, не прозвучало как поздравительное? Прочитайте его (слайд 14):
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень
нравится.
Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому.
Приезжайте скорее, не забудьте привезти
кроссовки. Целую.
Ваша дочь Оля.
– Это письмо-информация, причём оно отражает и
настроение, и переживания девочки. Как видим,
письма бывают разные. Но, наверное, большинство
людей любят получать письма и сохраняют самые
дорогие из них на долгие годы (слайд 15).
– Как вы думаете, почему они это делают?
– Какие письма сохраняются у вас в семье?
– А вы сохраняете письма? Какие? (Показ любимых
писем учителя из домашней коллекции)
– Ребята, а всё ли мы сделали с вами для того, чтобы написанные вами поздравительные письма дошли по назначению? (Нет, письмо нужно положить в конверт, написать на нём адрес и только потом отправить его – слайд 16).
Работа по рабочей тетради «Ты в мире имён и названий», стр. 11 (Приложение 1) (Слайд 17)
– Обратите внимание на слово «АДРЕСАТ». Кто это? («Адресат» – получатель письма. «Отправитель» – тот, кто пишет письмо.)
Далее дети под руководством учителя подписывают адрес на конверте, приклеивают марку и письмо, которое они написали ранее.
4. Итог урока и домашнее задание
– Чему мы научились за сегодняшний урок?
1) Задание для проверки усвоения темы:
Послушайте такое звуковое письмо (запись на магнитофон)
Бабуля, здравствуй! Не грусти!
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.
– Как вы считаете, хорошее письмо написал
мальчик?
– В чём его главная ошибка? (Он не умеет писать
письма и совсем не проявляет заботы и внимания к
своей бабушке, а думает только о себе)
2) Домашнее задание: напишите письмо своему соседу по парте; в письме вы можете дать волю фантазии, помечтать (например, предложить ему слетать на МАРС), оформить как положено – в конверте.
5. Рефлексия «Солнышко» (слайд 19)
– Каждый из вас по-своему воспринял это урок – кого-то он порадовал, кто-то, может быть, остался им недоволен, кому-то надо ещё поработать над собой. Пусть каждый из вас прикрепит к солнышку лучик своего настроения от нашего урока. Итак, оцените свою сегодняшнюю работу!
Дети и учитель выбирают из предложенных бантиков разного цвета один и прикрепляют его к заранее нарисованному солнышку: красный – радость, синий – грусть, зелёный – тревога, фиолетовый – активность.
– Спасибо за внимание! (слайд 20)