Буквы П, п, обозначающие звуки [п], [п']

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25 МБ)


Раздел программы: Обучение грамоте и письму.

Цель урока: осуществлять обучение первоначальному чтению и письму на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, с учётом разноуровневой подготовки учащихся.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с буквами П, п, которые обозначают звуки [п] [п’];
    • учить выделять звуки из слов, давать им характеристику;
    • учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
    • формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;
    • формировать умение следовать устным инструкциям;
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух,  память, внимание, мышление;
    • развивать навык чёткого и красивого  письма;
    • развивать познавательный интерес учащихся;
    • развивать мелкую моторику рук;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к чтению.
    • расширять коммуникативные способности детей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: интегрированный урок чтения и письма  с элементами игровой технологии.

Возраст учащихся: 1 класс (6,5-7 лет).

Методы обучения:  проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, игровая, репродуктивная.

Оборудование и наглядные средства обучения:

  • мультимедийные средства коммуникации;
  • презентация;
  • инструкционные карты (см. Приложение);
  • сигнальные карточки (см. Приложение);
  • блок-схема (см. Приложение);
  • слоги-слияния;
  • сюжетные картинки с литературными героями – Винни-Пухом и  Пятачком;
  • объёмная модель выдуманного героя «Карандаша».

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Актуализация знаний.

 

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня 29 октября. Мы начинаем  урок, который называется … (слайды 1-3)

Уч:  На уроках обучения грамоте мы учимся …

 

Уч: На уроках письма мы учимся …

Уч: Для чего нам это надо?

Уч: Сегодня на уроке с нами будет учиться наш друг – Карандаш (в течение всего урока игровой момент – общение с Карандашом).

 

Дети: Обучение грамоте и письму (многие ответы дети говорят хором).

Д: …грамотно говорить; читать слоги, слова, предложения; узнавать звуки и буквы, которые их обозначают.
Д: …грамотно и красиво писать.
Д: Нам это надо для того:

  • чтобы мы были умными, образованными, много знали…
  • чтобы нас понимали…
  • чтобы была в будущем хорошая работа…
II. Повторение и закрепление пройденного материала.

1. Работа с блок-схемой. (см. Приложение)

 

 

2. Работа с «Лентой букв»

3. Письмо в тетрадочках по чистописанию.

 

4. Чтение слогов.

 

Уч: Ребята,  Карандаш нам подготовил первое испытание. Он перепутал все карточки нашей блок-схемы. Давайте  восстановим порядок.

Задание №1: разобрать сигнальные карточки блок-схемы по порядку.  
Блок-схема выстраивается на доске (слайды 4, 5)

Уч: Покажем Карандашу какие мы дружные, ответим хором. Восстановим порядок в этой куче-мале.

Физкультминутка (слайд 6)

Уч: Дети, какие буквы я показываю, гласные или согласные? Почему?

Уч: Ребята, а сколько гласных звуков мы знаем?

Уч. Давайте споём эти звуки. Ой, Карандашик что-то меня зовёт..? Он предлагает эти звуки непросто спеть, а отгадать их по губам (это называется артикуляция) и написать буквы, которые обозначают эти звуки .

Задание №2: отгадать звуки по артикуляции и написать буквы, которые обозначают эти звуки (один ребёнок работает на закрытой доске). Учитель мимикой и рисунком губ на Карандаше изображает  звуки [а, о,и, ы, у] (слайд 7).

Карандаш:

Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не скривлюсь.
За работу я возьмусь.

Самопроверка.

Уч: Сравните свою работу с работой ученика, если у вас получилось так же, нарисуйте солнышко на полях.

Уч: Молодцы! Продолжаем урок (возвращаемся к «Ленте букв»).
Как называются эти буквы, гласные или солгласные?  Почему?

Уч: Назовём буквы и звуки, которые они обозначают (по «Ленте букв»).

Уч: Молодцы! Значит, легко справитесь со следующим заданием - прочитать слоги. Но прежде чем читать, вспомним, а что значит прочитать букву, слог, слово.
Детям помогает инструкционная карта (см. Приложение)

Задание №3: чтение слогов по цепочке.
Физкультминутка (слайд 8)

 

 

 

Д: Всё, что мы говорим и пишем – называется речь. Речь бывает устная и письменная. Речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Для обозначения звуков придумали буквы.

Д:  Гласные. Потому что они обозначают гласные звуки.

Д: Шесть.

Д: Один ребёнок работает на закрытой доске (а, о, и, ы, у).

 

Д:Оценивают свою работу самостоятельно. За правильно выполненную работу рисуют солнышко.

Д: Это согласные буквы; потому что они обозначают согласные звуки.

 

Д: Называют буквы и звуки, которые они обозначают (хором).

Д: Чтобы прочитать слог надо:

  • увидеть букву;
  • вспомнить звук, который она обозначает;
  • назвать этот звук.

Д: Читают слоги по цепочке.

III. Фиксация нового материала. Постановка проблемы

1. Новый материал.

 

 

 

 

2. Работа в «Прописях».

Уч: Молодцы!
Ой, ребята, Карандашик снова зовёт меня..? Он предлагает отгадать ещё один звук по артикуляции  (т.е. по губам) и написать нужную букву.

Задание №4: отгадать новый звук. Учитель мимикой и рисунком губ на Карандаше изображает звук [п] (слайд 9)
(Дети не узнают нужный звук, возникает проблема)

Уч: Дети, у нас проблема. Трудное задание придумал Карандаш. Но чтобы с ним справиться я на урок пригласила гостей.  Отгадайте, кто поёт эту песенку? (видеоклип)

Уч: Произнесите ещё раз вторую половину имени – Пух. Какой первый звук услышали?

Уч: Карандашик, мы отгадали звук, который ты загадал?  (Да)

Уч: Ребята, это новый для нас звук, давайте дадим ему характеристику.
Детям помогает инструкционная карта (Приложение)  Слайд 10.

Уч: А кто знает самого лучшего друга Винни-Пуха?

Уч: С какого звука начинается это слово? Дадим ему характеристику.

Уч. Ребята, а вы помните задание Карандаша? Отгадать звук и написать букву. Звук мы отгадали, осталось написать букву. Открываем тетрадочки …!?

Уч: Дети, у нас снова проблема.  Мы должны научиться  писать букву «Пэ». Для этого открываем наши «Прописи».

Задание №5: научиться писать букву «Пэ» (страница из прописи демонстрируется перед детьми  на слайде 11).

Уч: Звуки [п] и [п’] – обознаются буквой «Пэ». Эта буква всегда живёт на 17 месте в алфавите, у неё два лица – печатное и письменное, в алфавите всегда живёт в паре – заглавная и строчная. Сегодня мы будем учиться писать строчную букву «пэ».

Уч:

  • Рассмотреть из каких элементов состоит буква.
  • В каких буквах при письме эти элементы уже встречались.
  • Демонстрация письма буквы п .

Для демонстрации письма буквы п используется тренажёр «Письменные буквы русского алфавита». Слайды 12, 13.

Помощь учителя детям, испытывающим затруднения.

Д: Не узнают нужный звук. Возникает проблема.

 

Д: Вини-Пух.

Д: Услышали звук [п].

Д: Этот звук согласный, твёрдый, глухой.

Д: Синхронно с ответом выставляет сигнальные карточки.

Д: Это Пятачок.

Д: Это звук [п’]. Он согласный, мягкий, глухой.
Д: Синхронно с ответом выставляет сигнальные карточки.

Д: Мы не умеем писать эту букву. (Возникает проблема).

Д: Начинают работать в прописях.
Письмо буквы в «Прописи».
Письмо слогов в «Прописи».

Д: Перед работой  в прописях дети выполняют упражнения «Самолёт в воздухе» и «Кружева» (тренировка в начертании буквы).

Первичное закрепление

 Уч: Ребята, новое испытание от Карандаша. Нам надо справиться с чтением слогов, в которых есть буква «пэ». Будем читать по цепочке.

Задание №7: Прочитайте слоги (по цепочке). Слайд 14
Уч: Молодцы!

Д: Чтение слогов по цепочке.
Вторичное закрепление

Игра «Назови букву» (слова на слайде: пирог, паук, пчела, пила, пиявка). Слайд  15

Уч: Дети, Карандаш снова придумал нам испытание. Прочитайте слово. Какую букву надо здесь написать: А?... Г?...   П?... Почему?

Задание №6: Прочитайте слово. Вставьте пропущенную букву.

Д: Читающие дети прочитывают слова для всех вслух.

Д: Нет!... Нет!... Да!

Д: Потому что мы услышали в начале слова звук [п] (или [п’]), значит, написали букву «пэ».

Рефлексия Уч: Ребята, понравилось с Карандашиком учиться? А что больше всего понравилось? А в чём испытывали затруднения?

Уч: Итак, подведём итоги! (Слайд 16)
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Эта буква – гласная или согласная?
Какие звуки она обозначает?
При ответе дети опираются на сигнальные карточки.

Кто уже догадался, где буква «Пэ» будет жить на «ленте букв»?
Молодцы!

При ответе дети опираются на сигнальные карточки и инструкционные карты, которые дублируются  на доске.
Уч: Мы с Карандашиком советуем вам хорошо запомнить эту букву и звуки, которые она обозначает. А для этого всегда вспоминайте литературного героя Винни-Пуха и его друга Пятачка.
Желаем вам успехов в учёбе! (Слайд 17)

Д: Ответы детей о своих впечатлениях.

 

 

Д: Буквой «Пэ».

Д: Согласная.

Д: Звуки [п] и [п’].
Звук [п] – он согласный, твёрдый, глухой.
Звук [п’] –  он согласный, мягкий, глухой.