Сера. 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Урок проводится по технологии КСО, по методике “ Взаимообмен заданиями” в парах постоянного состава.

Целью урока является – изучение серы как химического элемента и как простого вещества на основании требований государственного образовательного стандарта знаний и программы по химии.

Задачей урока является следующее: каждому ученику суметь выполнить задания минимума и максимума при изучении серы как химического элемента и как простого вещества; произвести самоконтроль, взаимоконтроль; уметь сравнивать отличия понятий – химический элемент и простое вещество.

Для проведения урока необходимы следующие материалы и оборудование: презентация к уроку; на каждой парте: дидактические карточки (приложение 1); алгоритм “ Технология “ Взаимообмен заданиями” (приложение 2), инструктивная карточка к выполнению опыта “ Определение растворимости серы” (приложение 3); химический стаканчик с водой, стеклянная палочка, ложечка, порошок серы; логико – смысловые модели: “ Простое вещество” и “Химический элемент”.

Цель урока:

изучить серу как химический элемент и как простое вещество на основании требований государственного образовательного стандарта знаний и программы.

Задача урока:

каждому ученику суметь выполнить задания минимума и максимума при изучении серы как химического элемента и как простого вещества; произвести самоконтроль, взаимоконтроль; уметь сравнивать отличия понятий – химический элемент и простое вещество.

Оборудование:

презентация к уроку; на каждой парте: дидактические карточки (приложение 1); алгоритм “ Технология “ Взаимообмен заданиями” (приложение 2), инструктивная карточка к выполнению опыта “ Определение растворимости серы” (приложение 3); химический стаканчик с водой, стеклянная палочка, ложечка, порошок серы; логико-смысловые модели: “ Простое вещество” и “Химический элемент”.

Ход урока

Урок проводится по технологии КСО, по методике “Взаимообмен заданиями”. Учащиеся работают в парах постоянного состава.

I. Вступительное слово учителя.

ебята, мы продолжаем изучение отдельных элементов Периодической таблицы Д.И.Менделеева. Тема сегодняшнего урока – “ Сера” (слайд 1).

С серой человечество знакомо с глубокой древности (слайды 2,3). Сера “ начало – начал” древних философов и алхимиков, элемент окутанный мистикой и тайными. В древности люди наделяли серу таинственными сверхъестественными свойствами. Восточные страны с тысячелетней историей дали всему миру первые сведения о сере. Вы видите карту древнего мира (слайд 4). На ней государства, о которых далее пойдет речь, обозначены символом серы S.

Древний Китай.

Страницы китайских рукописных книг впервые возвестили миру о приготовлении пороха. В его состав входила сера.

Древний Египет.

Сохранившиеся пирамиды повествуют нам об использовании серы для изготовления красок, косметики во 2 тыс. до н. э.

Древняя Индия.

Индийский язык дал имя этому элементу. Слово “ сера” или “ сира”, по – санскритски означает “желтый”.

Древний Рим.

Считается родиной богатых месторождений серы.

Учитель ставит цель (слайд 5), задачи урок (слайд 6),стандарт: требования к уровню подготовки учащихся (слайд 7) по теме “ Сера”.

II. Изучение нового материала.

Учащиеся изучают новый материал по индивидуальным дидактическим карточкам (слайд 8,9). Дидактические карточки приготовлены для двух вариантов. 1 вариант: “ Характеристика химического элемента неметалла по положению в ПСХЭ и строению атома (как химический элемент), 2 вариант: “ Характеристика химического элемента по положению в ПСХЭ и строению атома (как простое вещество). Карточка состоит из 2-х частей. Первая (1) информация по дифференцированному плану, вторая (2) на закрепление изученного материала 1 части карточки. При изучении информации 1 части карточки 2 варианта предусматривается проведение опыта: “ определение растворимости серы в воде” по инструктивной карте.

На каждой парте: дидактические карточки 1 и 2 варианта (приложение 1), алгоритм: “ Технология “ Взаимообмен заданиями” (приложение 2), инструктивная карточка к выполнению опыта “ Определение растворимости серы” (приложение 3); химический стаканчик с водой, стеклянная палочка, ложечка, порошок серы; логико – смысловые модели: “ Простое вещество” и “Химический элемент”.

При изучении нового материала звучит (тихо) музыка. Временные рамки выполнения каждой части карточки ограничиваются музыкой. Заканчивается музыка, заканчивается выполнение задания.

План.

  1. Инструктаж работы на уроке в парах постоянного состава. Знакомство с алгоритмом “ Технология “ Взаимообмен заданиями”.
  2. Изучение 1 части карточки.
  3. Выполнение 2 части карточки письменно в свою тетрадь.
  4. Самоконтроль.
  5. Взаимообмен информацией 1 части карточки с соседом по парте.
  6. Взаимообмен карточками для выполнения 2 задания карточки письменно.
  7. Взаимоконтроль.

III. Работа с логико-смысловыми моделями (ЛСМ):

“ химический элемент”, “простое вещество”. Рассмотрим ЛСМ “ химический элемент” и “ простое вещество”. Что общего или отличного в этих моделях? (слайд 11).

Учащиеся дают ответы по отличительным характеристикам ЛСМ.

Домашнее задание

Составить ЛСМ химического элемента серы, ЛСМ простого вещества неметалла серы.

Итог урока.

Учитель предлагает учащимся сформулировать итог урока (учащиеся предлагают свои формулировки согласно цели и задачам урока).

Учитель.

Сегодня, ребята, вы хорошо потрудились. Спасибо за работу! Изучили вещество, по ЛСМ, сумели выявить отличия этих 2-х основных понятий химии: простое вещество и химический элемент; выполнили программу минимум (стандарту требований подготовки по данной теме) и программу максимум (по программе). Проводя урок по такой технологии я хотела показать, что изучать новую тему можно самостоятельно, обучая друг друга в парах. Вы работали сегодня в качестве учителя, проводили самоконтроль, взаимоконтроль, обучали друг друга, отвечали на вопросы, сотрудничали.

Список используемой литературы и Интернет ресурсы:

  1. Воскобойникова Н.П., Галыгина И.В., Галыгина Л.В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения //Химия в школе. – 2002 – №2. – С. 16-20.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна “Химия-9” для учащихся и учителей общеобразовательных учебных заведений – М.: “БЛИК и К0”, 2003. – С. 140 – 143.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002. – С. 151 – 158.
  4. Полезная химия: задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рук. – М.: Дрофа, 2005.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999.
  6. otvet.mail.ru
  7. www.himiya-sch1902.narod.ru
  8. sherwood.mybb.ru
  9. www.livemaster.ru
  10. oboi.i.ua

Презентация