Клуб веселых математиков

Разделы: Математика


Цели игры:

  • расширить знания учащихся; развивать познавательный интерес; интеллект;
  • воспитать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
  • формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать группой.

Участники: 2 команды по 6 человек, учащиеся 8-9 классов.

Ведущий 1.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учиться с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные минуты
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Ведущий 2. Мы начинаем КВМ-для кого, для чего?Для кого же мы сегодня начинаем КВМ ? Конечно для вас, дорогие гости и участники нашей игры. Чтобы вы сегодня лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования. В общем, провели время с пользой!

Ведущий 1. А для чего мы начинаем КВМ? А для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится!»
Слово математика пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает «учиться и приобретать знания».И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание. Недаром ее называют «гимнастикой ума».

Ведущий 2: Мы хотим, чтобы вы убедились, что математика – чудесная наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВМ!

Вместе: Итак, мы начинаем КВМ!Но сначала позвольте представить вам наше многоуважаемое жюри.(Ведущие представляют жюри)

Конкурс «Приветствие»

Ведущий 1: А теперь пришло время познакомиться с командами.

Ведущий 2: И следующий наш конкурс – конкурс «Приветствие». Предоставляем слово командам.

Конкурс «Разминка»

Ведущий 1. Я попрошу выйти участников команд для проведения конкурса «Разминка». Отвечать надо быстро и правильно, за каждый правильный ответ-1 балл.

Вопросы 1-й команде (16 вопросов)

1. Половина диаметра – это … (радиус).
2. Произведение буквенных и числовых множителей. (Одночлен)
3. Отношение sinа к cosа (tg а)
4. Создатель системы координат (Декарт)
5. График функции у = х2 (Парабола)
6. Что требует доказательства? (Теорема)
7.Чья теорема помогает решать квадратичные уравнения? (Теорема Виета)
8. Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)
9. Два в квадрате равно четырем, а чему равен угол в квадрате? (900)
10. Сумма всех сторон многоугольника. (Периметр)
11. 1/60 часть градуса. (Минута)
12. График линейной функций. (Прямая)
13. Сотая часть числа. (Процент)
14. Числа, которые делятся на 2. (Четные)
15. Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями (Куб)
16. Модуль числа не равен … (отрицательному числу).

Вопросы 2-й команде

1. Равенство двух отношений (Пропорция).
2. Направленный отрезок (Вектор).
3. Утверждение, не требующее доказательства (Аксиома).
4. Сумма одночленов (Многочлен).
5. Его штаны во все стороны равны (Пифагора).
6. Независимая переменная (Аргумент).
7. Первая женщина –математик в России (Софья Ковалевская).
8. Числа, используемые при счете предметов (Натуральные).
9. Число, равное отношению длины окружности к длине ее диаметра (П).
10. Сторона, противолежащая прямому углу (Гипотенуза).
11. Наименьшее натуральное число (1).
12. Треугольник, у которого две стороны равны (Равнобедренный).
13. Обыкновенная дробь, у которой числитель меньше знаменателя (Правильная).
14. Чему равно произведение взаимно обратных чисел (1).
15. Угол, равный половине развернутого угла (Прямой).
16. Отношение двух натуральных чисел (Дробь).

Ведущий 2. Реклама – двигатель прогресса. И поэтому следующий наш конкурс- конкурс «Реклама». Это было домашнее задание для наших команд. Им было поручено прорекламировать какой-нибудь математический термин, фигуру, т.е. то, что связано с математикой.
Итак, рекламная пауза 1-й команды.

Конкурс «Математический термин»

Ведущий 1. В математике, как и во многих других науках, очень много специальных терминов. Они встречаются и в математике, и в алгебре, и в геометрии. Задание для всех будет следующим: напишите на листочках математические термины, начинающиеся на букву «п». Выиграет та команда, которая напишет больше слов за 2 минуты.

Ведущий 2. А сейчас предоставляем слово жюри.

Ведущий 1. Рекламная пауза второй команды.

Конкурс «Рассуждение»

Ведущий 2. А теперь конкурс «Рассуждение». Конкурсзаключается в следующем: вы должны отгадать о чем идет речь, вам будут прочитаны подсказки, если вы отгадайте с 1-й подсказки, то на счет команды будет засчитано 4 балла, со 2-й – 3 балла, после 3-й – 2 балла, после 4-й – 1 балл. Подсказка для первой команды.

1.
а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать – и сделаешь.
б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это.
в) Не знаю, есть ли у него листья, но корни точно есть . Может один, а может больше. И только у некоторых нет корней.
г) Во втором классе они простые, в седьмом –линейные, в восьмом –квадратные, а в десятом –тригонометрические. (Уравнения)

Ведущий 1. Подсказка для второй команды.

2.
а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и конца.
б) Это фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях.
в) Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы ни шел, все равно придешь туда же, откуда ушел.
г) А еще можно его увидеть на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным. (Круг)

Ведущий 2. Подсказка для первой команды.

3.
а) Это такая кривая, уходящая в бесконечность.
б) Если взять нитку или веревку двумя руками так, чтобы они провисли, то тоже получим ее.
в) Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова- тоже ее часть.
г) Эта красивая кривая–график одной из функций, а точнее сказать –квадратичной функции. (Парабола)

Ведущий 1. Подсказка для второй команды.

4.
а) Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те, кто ее еще не изучал.
б) В ней говорится про одну фигуру, которую тоже все знают с детства. И мы узнаем в ней о сторонах этой фигуры.
в) Ее нужно доказывать, А зачем? Ведь он ее уже доказал давным давно.
г) А над самим ученым часто смеются, говорят, что у него штаны во все стороны равны. (Теорема Пифагора)

Конкурс «Отвечаю я один»

Ведущий 2. Каждому участнику команды задается вопрос, отвечает только тот, кому адресован вопрос. На первый вопрос отвечает первый член команды, на второй второй член и т.д. Подсказывать нельзя, совещаться нельзя.

Вопросы для первой команды.

1. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости. (Планиметрия)
2. Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
3. Чему равно произведение всех целых чисел от – 5 до 5? (0)
4. Равенство, содержащее неизвестное. (Уравнение)
5. Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)
6. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)

Ведущий 1. Вопросы для второй команды.

1. О какой науке сказано, что она «ум в порядок приводит?» (О математике)
2. Как называется точка пересечения диаметров окружности? (Центр окружности)
3. Какая дробь меньше единицы? (Правильная)
4. Что больше – 5 или – 10? (– 5)
5. Что представляет график функции y = kx + b? (Прямая)
6. Как называется множитель в буквенном выражении? (Коэффициент)

Предоставим слово жюри.

Конкурс капитанов

Ведущий 2.

Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана.

Ведущий 1. На сцену приглашаются капитаны команд.

Ведущий 2.

Если смогут капитаны подсказку нашу понять,
Что в ящиках этих находится
Сумеют они отгадать.

(На сцену выносятся ящики. На прочитывание и обдумывание ответа отводится 3 минуты)

Задание к первому ящику:

То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокогоположенияв обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре, в строительстве и на уроках геометрии. За многие сотни лет конструкции этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Внимание, вопрос! Что лежит в черном ящике? (Циркуль)

Задание ко второму ящику:

Эта плоская фигура считалась в школе Пифагора символом дружбы, была чем-то вроде талисмана, который одаривали друзей, тайным знаком, по которым пифагорейцы узнавали друг друга. Красота внешней формы этой фигуры связана с необычайным пропорциональным строением. Здесь есть среднее арифметическое, среднее геометрические и среднее гармоническое. Она имеет 5 осей симметрии, ее никто не изобретал, ее только скопировали с натуры. Вид этой фигуры имеют многие создания природы. Она пропорциональна, а значит красива. Не случайно и сегодня она имеет большое символическое значение. Она не изучается в курсе средней школы, несмотря на это знакома всем с детства.
Внимание, вопрос! Какая фигура лежит в черном ящике? (Пятиконечная звезда или пентаграмма)

Конкурс художников и конкурс болельщиков

Ведущий 1. Следующий конкурс – конкурс художников. Команды за определенное время должны, используя различные математические фигуры, нарисовать какое-нибудь живое существо. Ваши произведения потом оценит жюри.

Ведущий 2. А сейчас

Сейчас для болельщиков конкурс у нас,
Они пусть покажут смекалку и класс.

Вопросы болельщикам:

1. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве. (Стереометрия)
2. Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа? (Одинаково)
3. Сколько граней у куба? (6)
4. Наибольшее двузначное число. (99)
5. Другое название миллиарда. (Биллион)
6. Первая из координат точки на координатной плоскости. (Абсцисса)
7. Независимая переменная. (Аргумент)

Подведение итогов и награждение победителей.