«Всё весны дыханием согрето,
всё кругом и любит, и поет… »
1. Что такое весна? (На экране мелькают картины о весне)
Рисунок 1: Пробуждение природы
Рисунок 2: Весенняя свежесть
Рисунок 3: Подснежники
Учитель: Сегодня мы задумаемся над значением и смыслом этого слова. У каждого человека с этим словом связаны ощущения света, солнца, тепла, радости, волнений. Это слово приносит обновление души, мы всегда чувствуем нежное дыхание этого времени года, пробуждение природы от долгого зимнего сна. Мы попытаемся эти весенние ощущения, порывы души, чувства, мысли перенести на лист в виде стихотворных или прозаических строк.
На экране слова: солнце, запах, снег, ручейки, метель, вьюга, почки, травка, подснежник, скворцы, морозцы, сугробы, проталины, луч.
Учитель: Разделите лист мысленно на
две половины, в левой стороне, в углу, нарисуйте
тёплое небесное тело, а под ним напишите все
«тёплые» слова. В правой, холодной стороне,
нарисуйте холод в виде снежинок, снежного
холмика и выпишите «холодные» слова.
(ученики обдумывают слово, запоминают его
написание, рождаются ассоциации, включается в
работу подсознание).
2. Входят три ученика в костюмах весенних месяцев. Они рассказывают стихи о марте, апреле и мае.
3. Вход Всезнайки. Он задаёт вопросы детям. (на экране малькают слайды, а под ними вопросы)
Рисунок 4
– Что такое первоцветы?
Рисунок 5
Рисунок 6
– Что означает плач берёзы весной?
Рисунок 7
– Какие плодовые деревья цветут первыми?
Рисунок 8
– Как называется изменение цвета и густоты меха у животных весной?
Рисунок 9
– Почему запрещена охота на зверей и птиц ранней весной?
4. «Узелки на память» от Всезнайки
Чтобы верно разгадывать секреты названий,
загадок надо внимательно приглядываться к
животным, растениям, наблюдать их повадки, места,
где они живут, где растут растения, видеть и знать
их внешний вид.
Я советую, ребята, вам читать книги о природе
М. М. Пришвина, В.В.Бианки, Г. А. Скребицкого, Н. И.
Сладкова. Книги этих писателей учат выделять
главное, способствуют развитию
любознательности, тренируют внимание, память,
приносят радость.
Помните: «Книга – это великое чудо из всех чудес,
сотворенных человеком».
5. Стихи о весне (Развитие памяти)
Весна, весна! Кругом живёт и дышит,
Весна, весна! Шумит со всех сторон!
Раскрыты окна. Веет тёплый ветер,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
Учитель: А сейчас, ребята, я буду читать стихи о весне выдающихся поэтов С. Есенина, С. Маршака, Ф. И. Тютчева. Я буду читать медленно, а вы попробуйте запомнить и записать. Чем больше запомните, тем лучше.
Чиста небесная лазурь, Кап- кап капельки,
Теплей и ярче солнце стало, Капает капель.
Пора метелей злых и бурь Растаяли сосульки,
Опять надолго миновала. А за окном апрель
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющий сон
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.
Дети читают, что успели записать, запомнить.
6. Звукопись и цветопись стихотворения
Учитель: Когда читаешь стихи,
наслаждаешься звучанием поэтических строк.
Как прекрасно пишут о самом обычном
поэты. Давайте попробуем немножечко разобраться
в этом и мы. Вот перед вами на экране отрывок из
стихотворения С. Есенина
При помощи каких звуков удалось поэту
передать пробуждение утра.?
С каким настроением нужно читать это
стихотворение?
С добрым утром!
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
(Звуки [з-н] определяют звукопись и цветопись этих строк)
Здесь нужно детям объяснить значение слов: «затон», «заводи речные».
Рисунок 10
Рисунок 11. Усадьба. Село Михайловское, где жили Пушкин и Арина Родионовна.
Учитель: Перед вами усадьба, где долгими зимними вечерами А. С. Пушкин и Арина Родионовна проводили время вместе. Пушкин любил слушать сказки своей няни. Он посвятил ей много прекрасных строк. Сейчас на экране возникнут несколько трогательных строк, посвящённых Арине Родионовне. Мы с вами попробуем разобраться в звукописи и цветописи этих прекрасных строк.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно- давно ты ждёшь меня.
Учитель: Какие звуки (/д-л-р/) определяют тональность этих строк? Определите тональность (минорная, печальная), выделите голосом те слова, которые выражают главную мысль стихотворения (подруга, голубка, одна, давно-давно) и прочтите его.
САМОСТОЯТЕЛЬНО:
Лопухи шепнули мне:
Мы слышим, слышим, слышим…
Как мыши ходят в тишине,
Как дождь шуршит по крышам.
Мы слышим даже, как растут
Огурцы на грядках…
Учитель: Звук [ш] передаёт звукопись
этого стихотворения. Цветопись –
таинственно, секретно, тихо читаем. Попутно
повторяем твёрдые согласные (ж-ш-ц), правило
правописания после этих букв гласной буквы и.
Напомнить слова исключения: цыган, цыплёнок, на
цыпочках, цыц.
Рисунок 12
7. Музыкальная пауза (песня о весне)
БУРИМЕ
Вставь словечко и сочини стишок.
Я чувствую дыхание …
Слышите, как лопаются …
Прилетели из далёких …
И вьют гнёзда …
Весна, весна на …
То смеётся, то …
А весне-красавице
Солнышко …Капает, капает …
Мне учиться что-то …
С утра футбол …
А в школе двойки …
Вставь глагол, чтоб получилась рифма.
ВЕСНА...
ПТИЦЫ…
ТРАВКА…
СОЛНЫШКО…
От слов в скобках образуйте имена прилагательные и сочините стишок.
ВЕСНА (поздно)
ЗВЁЗДЫ (ясно)
ЗАРЯ (рано)
НОЧИ (луна)
– А теперь, ребята, проверим домашнее задание. Кто смог сочинить стишки и хочет их воспроизвести, прочитать.
Дети читают стихи собственного сочинения.
8. Выход Орфоэпуса
Орфоэпус: Ребята, угадайте, почему меня так зовут? Я пришёл проверить ваше умение правильно говорить и произносить слова.
1. Узок, узка, узко, узки.
2. Крапива, щавель, красивее, поняла,
звонишь.
3. Сегодня, его, всякого, голубого, его, у него.
4. Скучно, яичница, конечно, что, чтобы.
9. Работа над творческим заданием
На экране слова: благоуханье, ароматы, свежая зелень, песни, бушует, цветёт весна весенние ручьи, первоцветы, пробуждение природы, тепло, земля, лучи, набухают, лопаются, птицы, почки..
При помощи опорных слов дети пишут мини-сочинения. Звучит тихая музыка. Выборочно читаем лучшие сочинения. Весенние пожелания. Читает ученик-ритор. Звучит песня: «Мы желаем счастья вам...» На экране мелькают кадры о весне, мире, дружбе.
Рисунок 14
Пусть будет мир на всей планете,
Воркует голубь с высоты,
Чтоб жили счастливо
И в мире он, я и ты!
Рисунок 15