Программа интегрированного элективного курса “Мир инвестиций” разработана в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.[1], предусматривающей создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда... отработки гибкой системы профилей”.
Актуальность данной программы объясняется переходом к системе профильного обучения, которое позволит преодолеть существующее противоречие – между школьными знаниями и реальными компетентностями, необходимыми в жизни для самореализации человека. В настоящее время процесс глобализации проводит к тому, что владение английским языком становится не только желательным, а и необходимым условием при принятии на работу. При обучении в классах социально-экономического профиля необходимо понимать англоязычные экономические термины, ориентироваться в основных закономерностях и тенденциях развития экономики, как в своей стране, так и в мире. Поэтому актуальность данной программы также обусловлена ее практической значимостью. Она направлена на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач, использованию знаний и навыков владения английским языком, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Данная программа расширяет и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса школы с углубленным изучением экономики и английского языка, как средств профильной ориентации и самоопределения выпускника в рамках выбранного профиля и дальнейшего профильного образования.
Программа данного элективного курса ориентирована на использование учебных пособий “Вы и мир инвестиций” А. Белоусова и др. и Macmillan Guide to Economics Lilia Raitskaya, Stuart Cochrane.
В соответствии с концепцией профильного обучения целью данного курса является – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:
- воспитание потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;
- развитие у обучаемых интересов в области социально-экономических наук, научного мировоззрения, а также языковых способностей и речевой культуры;
- формирование умений получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные данные;
- овладение основами этики, коммуникативно-языковых структур, лексики и практических навыков в деловом общении на английском языке.
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка ценных бумагах, для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
- повышение интереса к использованию полученных знаний в проектной деятельности;
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся, определяет набор практических работ, необходимых для формирования экономического мышления и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Содержание программы дает возможность реализовать авторские подходы, использовать разнообразные формы организации учебного процесса (дискуссии, деловые и компьютерные игры), что позволяет активизировать творческую деятельность учеников, т.е. заставляет их анализировать, объяснять, раскрывать изучаемые концепции на примерах, осуществлять поиск экономической и социальной информации с помощью Интернет-ресурсов, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д. Объяснение нового материала происходит на предлагаемых конкретных примерах, а решение познавательных и практических задач отражает типичные экономические ситуации. Участие учащихся в проектной деятельности помогает выявить степень владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”). Стремление старшеклассников к социально и личностно ориентированному общению связано с желанием овладеть умением отстаивать свои взгляды и убеждения.
В качестве основных форм организации учебного процесса используются ролевая игра и деловая игру как ее разновидность, а также проектная деятельность. Деловая игра позволяет включать в процесс обучения модель будущей трудовой деятельности уч-ся. Ролевые игры базируются на реальном речевом материале, носят проблемный характер и предполагают взаимодействие всех участников игры. Элементы интенсивного обучения присутствуют также на этапе презентации языкового материала. В планирование содержания включены контрольные уроки– презентации, которые проводятся по окончании каждого тематического блока.
Формированию ценностно-мировоззренческой компетентности помогают такие формы деятельности, как дискуссия, урок-диалог; читательской компетентности будут способствовать занятия – исследования, аналитическая беседа, сопоставительный анализ; речевой компетентности – творческие работы, устные высказывания, презентации проектов.
В результате прохождения курса старшеклассники должны знать:
- основные концепции темы “Рынок ценных бумаг” и процесса инвестирования;
- тенденции развития институтов рынка ценных бумаг;
- законодательную базу, регулирующую отношения в сфере инвестиций и фондового рынка;
- основные лексические единицы английского языка по теме “Фондовый рынок”;
уметь:
- применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
- обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, оперируя лексическими единицами английского языка по заданным темам;
- осуществлять поиск нужной информации в российских и англоязычных СМИ, Интернет-ресурсах, первоисточниках;
- работать в группах, вместе анализировать полученную информацию и находить решение деловых проблем;
- владеть основными видами публичных выступлений, создавать и проводить презентации на английском языке.
Курс состоит из 6 тематических разделов. В каждый раздел включены занятия по экономической теории и те же темы на английском языке, при этом используются различные формы обучения.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных учащимися знаний, умений и навыков производится при выполнении коммуникативных заданий и проектов-презентаций после завершения каждого тематического раздела, а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля посредством Student evaluation card.
Обеспечение дидактическим материалом:
- Тесты и экономические лаборатории, составленные по материалам:
- Программа “Современная экономика”, авторы Равичев С.А., Григорьев С.Э., Свахин А.С.
- Программы Junior Achievement “Прикладная экономика”.
- Интернет-ресурсы.
- Российских и англоязычных СМИ
- Компьютерная игра “СуперБиржа” (МЦЭБО);
- Деловые игры: “Фондовая биржа”, Стребулаев И., “Инвестиции в ваше будущее”, МЦЭБО.
Оснащение:
- компьютерный класс, оснащенный локальной сетью и выходом в Интернет; принтер; проектор.
Основное содержание курса “Мир инвестиций”.
Раздел 1. Введение. Экономическое развитие
Урок №1. Экономический рост.
Основные концепции “сбережение” и “инвестиции”. Понятие экономического роста. Источники экономического роста. Валовой внутренний продукт и уровень жизни.
Урок №2. Цикличность экономического развития. Цикл деловой активности. Фазы цикла. Индикаторы экономической активности.
Урок №3. Роль сбережений и инвестиций в экономическом развитии. Место потребительских расходов в структуре ВВП. Инвестиции. Сбережения. Инвестиционный спрос. Инвестиционный кризис.
Урок №4. Economic growth and economic development.
The concept of economic growth. Sources of economic growth. Gross national product and the level of living.
Урок №5. Presentation of projects “Economic crisis in the world in the news”.
Раздел 2. Понимание рынка ценных бумаг.
Урок № 6. Фондовая рынок – рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
Фондовая рынок. Открытый рынок ценных бумаг. Агенты фондового рынка. Акции: понятие и виды акций. Дивиденды. Облигации. Процент. ГКО.
Урок № 7. Shares: concept and kind of shares.
Dividend. Bond. Government/Treasury bond. Stock market. Open market of stocks and shares. Primary and secondary market of stocks and shares. Agents of stock market.
Урок № 8. Quiz – тестирование.
Quiz – тесты создают самими ученики и обмениваются ими при тестировании.
Урок №9. Фондовая биржа. Деловая игра “Фондовая биржа”
Защитные механизмы фондового рынка. Работы фондовой биржи. Инвесторы и спекулянты. Игра на бирже. “Быки” и “Медведи”.
Урок №10. Stock exchange. Work of stock exchange. From the history of the stock exchanges.
Урок №11. Presentation of projects “From the history of the stock exchanges”.
New York Stock Exchange. Moscow Interbank Currency Exchange.
Урок №12. Деловая игра “Бычий и медвежий рынки”
Урок № 13. Компьютерная деловая игра “СуперБиржа”.
Курс акций. Расчет цены акций. Действия законов спроса и предложения на рынке ценных бумаг.
Урок № 14. Stock Indexes.
The concept of stock index. Stock indexes in different countries.
Урок №15. “Сводки биржевых индексов”. Как читать таблицы рынка акций.
Brainstorming: “USA today”.WORLD INDEXES.
Раздел 3. Работа рынка государственных облигаций.
Урок № 16. Рыночные механизмы управления государственными финансами. Основные понятия. Законы спроса и предложения на рынке ГКО. Государственный бюджет. Государственный долг.
Урок № 17. Как работает рынок государственных облигаций. Аукцион. Первичное размещение. Доходность рынка ГКО. Операции на рынке ГКО. Операции “репо”.
Урок № 18. Warming up. Market of government bond. Primary placement. Income of government bond.
Урок № 19. Рынок акций на ММВБ. Принципы торговли корпоративными ценными бумагами. Отличие рынка ГКО от рынка корпоративных ценных бумаг.
Урок №20. Presentation of projects “Market of government bond”.
Раздел 4. Операции с ценными бумагами.
Урок № 21. Схема купли – продажи ценных бумаг. Виды поручений.
Рыночное поручение. Лимитированное поручение. Круглый лот. Неокругленный лот. Котировка акций. Поручительные билеты. Сертификат о праве собственности на акции.
Урок №22. Presentation of projects “Overview of world stock market indices”.
Урок №23. Quiz – тестирование.
Раздел 5. Как делать выбор для инвестиций в ценные бумаги.
Урок № 24. Выбор варианта инвестирования.
Урок № 25, 26. Деловая игра “Анализ вариантов инвестирования в ценные бумаги”.
Урок № 27. Precautions in the choice of investment options.
Урок №28. Пузырь доткомов — экономический пузырь.
Раздел 6. Защита прав инвесторов.
Урок № 29. Основные задачи государственного регулирования работы рынка ценных бумаг.
Урок №30. Presentation of projects “Methods of cheating investors.
The financial pyramid. Fraud risk. Machination "naduv and dumping"
Урок №31. Presentation of projects “Fraud on the Internet”.
Урок №32. Деловая игра “Инвестирование в будущее”.
Итоговые занятия № 33,34.
Защита проекта “Выбор варианта инвестирования”
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
||
эконом | Англ. яз | Всего | ||
Раздел 1.Введение. Экономическое развитие | 5 | |||
1 | Экономический рост. | 1 | ||
2 | Цикличность экономического развития. | 1 | ||
3 | Роль сбережений и инвестиций в экономическом развитии. | 1 | ||
4 | Economic growth and economic development. | 1 | ||
5 | Presentation of projects “Economic crisis in the world in the news”. | 1 | ||
Раздел 2. Понимание рынка ценных бумаг. | 10 | |||
6 | Фондовая рынок – рынок ценных бумаг. | 1 | ||
7 | Shares: concept and kind of shares. | 1 | ||
8 | Quiz – тестирование. | 1 | ||
9 | Фондовая биржа. | 1 | ||
10 | Stock exchange. | 1 | ||
11 | Presentation of projects “From the history of the stock exchanges”. | 1 | ||
12 | Деловая игра “Бычий и медвежий рынки” | 1 | ||
13 | Компьютерная деловая игра “Биржа”. | 1 | ||
14 | Stock Indexes. | 1 | ||
15 | “Сводки биржевых индексов”. | 1 | ||
Раздел 3. Работа рынка государственных облигаций. | 5 | |||
16 | Рыночные механизмы управления государственными финансами. Основные понятия. |
1 | ||
17 | Как работает рынок государственных облигаций | 1 | ||
18 | Warming up. Market of government bond. Primary placement. Income of government bond. | 1 | ||
19 | Рынок акций на ММВБ. Принципы торговли корпоративными ценными бумагами | 1 | ||
20 | Presentation of projects “Market of government bond”. | 1 | ||
Раздел 4. Операции с ценными бумагами. | 3 | |||
21 | Схема купли – продажи ценных бумаг. |
1 | ||
22 | Presentation of projects “Overview of world stock market indices”. | 1 | ||
23 | Quiz – тестирование. | 1 | ||
Раздел 5. Как делать выбор для инвестиций в ценные бумаги. | 5 | |||
24 | Выбор варианта инвестирования. |
1 | ||
25, 26 |
Деловая игра “Анализ вариантов инвестирования в ценные бумаги”. | 2 | ||
27 | Precautions in the choice of investment options. | 1 | ||
28 | Пузырь доткомов — экономический пузырь. | 1 | ||
Раздел 6. Защита прав инвесторов. | 4 | |||
29 | Основные задачи государственного регулирования работы рынка ценных бумаг. | 1 | ||
30 | Presentation of projects “Methods of cheating investors. | 1 | ||
31 | Presentation of projects “Fraud on the Internet”. | 1 | ||
32 | Деловая игра “Инвестирование в будущее”. |
1 | ||
33, 34 |
Итоговые занятия. Защита проекта “Выбор варианта инвестирования” |
1 | 1 | 2 |
ИТОГО: |
34 |
Литература:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. – 2002. – № 6. – С. 11-40.
- А. Киреев. Экономика: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007
- А. Киреев. Экономика. 10-11 кл.:Книга для учителя – М.: Вита-Пресс, 2009
- С.А. Равичев, С.А. Михеева. УМК. Современная экономика, М.: МЦЭБО – Вита-Пресс, 2005.
- Экономика для старшеклассников. Активные формы обучения. Учебное пособие. /М. Уаттс и др., под ред. С.А. Равичева. – М.: МЦЭБО, 2003.
- Вы и мир инвестиций. Учебное пособие /А. Белоусова и др. –М.: Вече, 2003
- L. Raitskaya, S. Cochrane. Macmillan Guide to Economics, 2008
- Tourism and Catering by Neil Wood, Оxford University Press, 2005.
- http://www.usatoday.com
- http://www.gov.ru
- http://econom.nsc.ru/eco
- www.itar-tass.com
- www.interfax.ru
- www.rbc.ru