Цели:
- Образовательные:
- создать условия для закрепления знания детей о способах проверки парных и непроизносимых согласных в корне и формирования умения применять данное правило на практике.
- Развивающие:
- создать условия для развития орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, чувств.
- Воспитательные:
- создать условия для воспитания интереса к знаниям, культуры общения, нравственных качеств и представлений, ответственность за результат своего труда.
ХОД УРОКА
1. О.м. Самоопределение в деятельности (1’) |
– Какой у нас урок? – Какая область русского языка нас интересовала? – Всё ли у нас получилось? – Значит мы можем двигаться дальше. |
||
2. Актуализация + мотивация (минутка чистописания и словарно-орфографическая работа) (7’) |
б х в а з р
б а г к з т в е ж р Мысленно уберите буквы, обозначающие парные звонкие согласные, и вы узнаете новое слово, с которым мы будем работать в минутке чистописания и в словарно-орфографической работе. |
||
Характер | – Что такое характер? – Как понимаете смысл? – Толковый словарь Даля (1 ученик читает) – Подберите однокоренные слова |
||
характеристика – | описание главных свойств, признаков | ||
характерный – | человек твёрдый, стойкий, упрямый, упорный | ||
характеризовать – | если мы описываем главные черты, то что мы делаем? | ||
Внимательно вдумайтесь в смысл и
попробуйте объяснить, как понимаете пословицу: Пословица Посеешь поступок – пожнешь привычку, (Из ваших поступков формируются привычки. Привычка лежит в основе характера человека, а от характера зависит его дальнейшая судьба) – С каким характером может добиться успехов в жизни человек? (Целеустремленным – у него есть цель в жизни, и он её достигает; настойчивым – у него не получается, а он всё равно старается; трудолюбивым – без трудолюбия ничего не получится) |
|||
3. Постановка учебной задачи | Характер (какой?) властный,
робкий. – записать в тетрадь – Как понимаете значение слов: властный и робкий? |
||
властный (любит командовать, не желает подчиняться) | робкий (нерешительный, боязливый, пугливый) | ||
– Назовите в слове властный
орфограмму. (Непроизносимая согласная) – Назовите в слове робкий орфограмму. (Парная согласная) – В какой части слова эти орфограммы? (В корне) – Сформулируйте тему урока. (Парные и непроизносимые согласные в корне) – Для чего берем две орфограммы? (Сравнить) – Итак, цель урока: Сравнить два изученных правила. |
|||
4. Формирование обобщенного
правила правописания проверяемых согласных в
корне (10’) Основной этап |
– А помогут нам две сестры – повелительницы орфографического царства. Они пришли на урок и принесли вам задания. | ||
Повелительница парных согласных
|
Повелительница непроизносимых согласных
|
||
А еще она принесла загадки.
|
|||
На доске запись: |
Еще одно задание: |
||
– Какая буква стоит в
проверочных словах после парных и
непроизносимых согласных? (Гласная) – Как мы действовали, когда проверяли парные и непроизносимые согласные? (Одинаково) – Сделайте вывод. – Прочитайте в учебнике на стр. 69 – Работа в парах. (Расскажите друг другу правило) 1 ученика спросить |
|||
5. ФКМ (2’) | Я называю слова на разные
правила. Если в слове есть:
Сердце, сугроб, устный, дубки, властный, робкий, берёза, овраг, звёздный, поездка, сады, аллея. Гимнастика для глаз:
|
||
6. Включение обобщенного правила в
систему знаний и повторений (10’)
|
Сейчас мы будем применять наши
знания на практике. Прочитать задание вслух.(стр.69 упр.94) Самостоятельно вставьте пропущенные буквы. Проверка.
Проверка последних 4-х слов. |
||
7. Самостоятельная работа (3’) | –А сейчас проверим, как вы усвоили тему. На перфокартах слова с парными и непроизносимыми согласными. | ||
8. Самоконтроль (1’) |
|
||
9. Домашнее задание (1’) | – Придумать 5 слов с орфограммой парной согласной и 5 слов с непроизносимой согласной. | ||
10. Итог (2’) | – При написании слов с какими
орфограммами мы действовали одинаково? – Как именно? |
||
11. Рефлексия (1’) |
– Посмотрите на 1-е личико. У него хорошее настроение, он улыбается, у него всё получилось. |
– А у 2-го ещё есть трудности, ему грустно. |
|
– Возьмите в руки магнитик. – Если у вас всё получилось на уроке и хорошее настроение – прикрепите его к этому лицу. А если нет – то к этому. |