Формулирование обобщенного правила правописания согласных в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • создать условия для закрепления знания детей о способах проверки парных и непроизносимых согласных в корне и формирования умения применять данное правило на практике.
  • Развивающие:
    • создать условия для развития орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, чувств.
  • Воспитательные:
    • создать условия для воспитания интереса к знаниям, культуры общения, нравственных качеств и представлений, ответственность за результат своего труда.

ХОД УРОКА

1. О.м.

Самоопределение в деятельности (1’)

– Какой у нас урок?
– Какая область русского языка нас интересовала?
– Всё ли у нас получилось?
– Значит мы можем двигаться дальше.
2. Актуализация + мотивация

(минутка чистописания и словарно-орфографическая работа) (7’)

     б х в а з р б а г к з т в е ж р

Мысленно уберите буквы, обозначающие парные звонкие согласные, и вы узнаете новое слово, с которым мы будем работать в минутке чистописания и в словарно-орфографической работе.

Характер – Что такое характер?
– Как понимаете смысл?
– Толковый словарь Даля
(1 ученик читает)
– Подберите однокоренные слова
характеристика – описание главных свойств, признаков
характерный – человек твёрдый, стойкий, упрямый, упорный
характеризовать – если мы описываем главные черты, то что мы делаем?
  Внимательно вдумайтесь в смысл и попробуйте объяснить, как понимаете пословицу:

Пословица

Посеешь поступок – пожнешь привычку,
посеешь привычку – пожнешь характер,
посеешь характер – пожнешь судьбу

(Из ваших поступков формируются привычки. Привычка лежит в основе характера человека, а от характера зависит его дальнейшая судьба)

– С каким характером может добиться успехов в жизни человек? (Целеустремленным – у него есть цель в жизни, и он её достигает; настойчивым – у него не получается, а он всё равно старается; трудолюбивым – без трудолюбия ничего не получится)

3. Постановка учебной задачи Характер (какой?) властный, робкий. – записать в тетрадь

– Как понимаете значение слов: властный и робкий?

властный (любит командовать, не желает подчиняться) робкий (нерешительный, боязливый, пугливый)
– Назовите в слове властный орфограмму. (Непроизносимая согласная)
– Назовите в слове робкий орфограмму. (Парная согласная)
– В какой части слова эти орфограммы? (В корне)
– Сформулируйте тему урока. (Парные и непроизносимые согласные в корне)
– Для чего берем две орфограммы? (Сравнить)
– Итак,  цель урока: Сравнить два изученных правила.
4. Формирование обобщенного правила правописания проверяемых согласных в корне (10’)

Основной этап

– А помогут нам две сестры – повелительницы орфографического царства. Они пришли на урок и принесли вам задания.

Повелительница парных согласных

  • Назвать парные согласные
  • Рассказать правило проверки парных согласных
  • Записать отгадки с проверочными словами.

Повелительница непроизносимых согласных

  • Как проверить непроизносимые согласные?
  • Записать три слова с проверочными.
  А еще она принесла загадки.

Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок
Врос в землю крепко
Что же это?

Он большой, как мяч футбольный
Если спелый, все довольны
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? 

Прежде чем его мы съели
Все наплакаться успели.

На доске запись:

Еще одно задание:

  – Какая буква стоит в проверочных словах после парных и непроизносимых согласных? (Гласная)
– Как мы действовали, когда проверяли парные и непроизносимые согласные? (Одинаково)
– Сделайте вывод.
– Прочитайте в учебнике на стр. 69
– Работа в парах. (Расскажите друг другу правило) 1 ученика спросить
5. ФКМ (2’) Я называю слова на разные правила. Если в слове есть:
  • парная согласная  (наклон вперед)
  • непроизносимая согласная  (наклон назад)

Сердце, сугроб, устный, дубки, властный, робкий, берёза, овраг, звёздный, поездка, сады, аллея.

Гимнастика для глаз:

  • Закрыли – открыли (3 раза)
  • Нарисовали 3 круга глазами (вправо, влево)
  • Вниз, вверх – 2 раза
  • вправо, влево – 2 раза
6. Включение обобщенного правила в систему знаний и повторений (10’)

2 слова – доска
2 слова – комментировать
2 слова – самостоятельно

Сейчас мы будем применять наши знания на практике.
Прочитать задание вслух.(стр.69 упр.94)
Самостоятельно вставьте пропущенные буквы. Проверка.

здравствуйте – здравие,
вокруг – округа
друг –друга
телятки – телята
гладки – гладок
грядке – гряда
пичужки – пичужек
избушки – избушек.

Проверка последних 4-х слов.

7. Самостоятельная работа (3’) –А сейчас проверим, как вы усвоили тему. На перфокартах слова с парными и непроизносимыми согласными.

8. Самоконтроль (1’)
  • 1-2 ошибки – «4»
  • 3 ошибки – «3»
  • «2» пока не ставим, будем эту тему дорабатывать, чтобы получить положительную оценку.
9. Домашнее задание (1’) – Придумать 5 слов с орфограммой парной согласной и 5 слов с непроизносимой согласной.
10. Итог (2’) – При написании слов с какими орфограммами мы действовали одинаково?
– Как именно?
11. Рефлексия (1’)

– Посмотрите на  1-е личико. У него хорошее настроение, он улыбается, у него всё получилось.

– А у 2-го ещё есть трудности, ему грустно.

– Возьмите в руки магнитик.
– Если у вас всё получилось на уроке и хорошее настроение – прикрепите его к этому лицу. А если нет – то к этому.