"Слова разные нужны, слова разные важны"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели урока:

  1. С помощью речевых игр и упражнений закрепить знание детей о языковых явлениях синонимии, антонимии, полисемии.
  2. Познакомить с многозначным словом “звезда”.
  3. Упражнять детей в умении осуществлять семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией, давать общее определение для всех значений многозначного слова.
  4. Совершенствовать умение объяснять, почему это слово многозначное и что общего у многозначных слов одной семантической группы.
  5. Активизировать в речи детей слова: синонимы, антонимы, многозначные слова, дверная ручка, кремлёвская звезда, морская звезда, и др.
  6. Воспитывать желание прийти на помощь, умение работать в паре.

Материал:

Разрезной портрет клоуна Клёпы. Картинки – символы многозначных слов; модель работы над многозначным словом; мольберт.

Ход занятия

Под спокойную музыку дети входят в зал.

Логопед: Дети хотите сегодня вместо занятия в кабинете поиграть здесь, в зале? (ответы детей)

Логопед: Мы все с вами знаем, что игры бывают разные и что любая игра приносит нам пользу, какую? (ответы детей)

Логопед: Хорошо. А чтобы нам было веселей, интересней играть и игры принесли нам пользу, я пригласила к нам одного человека, который тоже очень любит играть. А вот кто это, попробуйте отгадать сами, составив его портрет. Я буду называть вам слово, а вы должны ответить мне словом – наоборот.

(Детям предлагается картинка с контуром лица. Дети называют слова-антонимы и прикрепляют часть лица на контур, в итоге должен получиться портрет клоуна Клёпы).

  • У него грустная улыбка (У него весёлая улыбка)
  • У него печальные глаза (У него радостные глаза)
  • У него темные волосы (У него светлые волосы)
  • У него приглаженные волосы (У него растрёпанные волосы).
  • У него маленький носик (У него большой нос)
  • У него тяжёлые воздушные шарики (У него лёгкие воздушные шарики)
  • У него маленький бантик. (У него большой бант)

Дети, вы догадались, кто это? (ответы детей)

Логопед: Верно, это клоун, а зовут его Клёпа, но он что-то задерживается. (Звучит весёлая музыка, появляется клоун Клёпа)

Логопед: А вот и Клёпа! Клёпа проходи, пожалуйста, к нам, мы очень тебя ждём.

Клёпа: А вот и я! Здравствуйте ребята, здравствуйте, взрослые! Я и сам к вам пришёл и интересную игру с собой принёс, в которую мы с бабушкой часто играем, но запомнить ее никак не могу. Хотите поиграть? А называется она “Подскажи словечко наоборот” (ответы детей)

Клёпа:

Пришёл к вам в гости клоун злой,
А ты ответишь – добрый.
Плывёт по небу месяц старый,
А ты ответишь – молодой.
Зимою белый снег лежит,
Весной, ты скажешь черный.
Несу я лёгкий груз в руках,
Ты скажешь мне тяжёлый.
Голодный
пёсик хочет, есть,
Покормим, будет сытый.
С прогулки грязный он пришёл,
Помоем – будет чистый.
Я шёл по лесу, лес густой,
А ты ответишь редкий,
Овраг глубокий перешёл,
А ты ответишь мелкий.
Принёс тебе я горький торт,
А ты ответишь – сладкий.
Накрыли мы шершавый стол,
А ты ответишь — гладкий.
Как глухо барабан звучит,
Звенит гитара звонко,
Я с вами тихо говорю,
А ты ответишь – громко,
Скажу я слово трус,
Ответишь ты храбрец,
Теперь начало я скажу,
Ты отвечай конец.

Логопед: Дети вам понравилось игра? Спасибо Клёпа, мы и в игру поиграли, и слова интересные повторили. Дети, как называются эти слова? (Ответы детей)

(Клёпа глубоко вздыхает).

Логопед: Клёпа, а почему ты так глубоко вздыхаешь, что случилось?

Клёпа: Я хотел позвать с собой Ириску, мою подружку, она весёлая, с ней нам ещё веселее было бы, но она где-то задержалась на прогулке, и поэтому я решил написать ей записку. Я попросил ручку у своей бабушки, но она почему-то подала мне свою руку, наверное, хотела попрощаться, тогда я повторил свою просьбу, но она дала мне вот это (показывает дверную ручку). Очень странно, она бы ещё мне дверь с собой дала.

Логопед: Клёпа, ничего странного нет. Просто ты сразу не объяснил своей бабушке, какая ручка и для чего тебе нужна.

Клёпа: А чего объяснять-то. Ручка она и есть ручка.

Логопед: Клёпа, ты не прав, хочешь, ребята объяснят тебе, в чём твоя ошибка?

Клёпа: Конечно, хочу.

Логопед: Дети, скажите, почему Клепа и бабушка не поняли друг друга?

Какое слово РУЧКА, как его называют? (Ответы детей)

Логопед: Почему его называют многозначным словом? (Ответы детей)

Логопед: Давайте вспомним, какие значения есть у слова РУЧКА? (Ответы детей)

(Дети называют, а логопед выставляет картинку – символ)

Логопед: Клёпа, теперь-то ты понял, бывает, так что одно и тоже слово может иметь несколько значений?

Клёпа: Конечно, понял, мне нужно было сказать, что нужна мне шариковая ручка. И вообще я теперь про ручки всё, всё знаю.

Логопед: А сейчас мы это и проверим! Наши дети знают загадки об этих  удивительных словах. Вот послушай и не торопись с ответом, а отгадай, в каком значении употребляется это слово. Кто хочет загадать Клепе загадку?

Дети:

Отгадай, что за вещица —
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки. /РУЧКА ШАРИКОВАЯ/

Если хочешь ты войти к себе домой,
Поздоровайся-ка за руку со мной,
А на улицу собравшись погулять —
Попрощайся так же вежливо опять /ДВЕРНАЯ РУЧКА/

Твои помощники —
взгляни —
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. / РУЧКИ/

Одной ручкой всех встречает-
Другой ручкой провожает. / ДВЕРНАЯ РУЧКА/

Я в дом любой тебя впущу:
Стучишь, я рада стуку,
Но одного лишь не прощу —
Коль не подашь мне руку. / ДВЕРНАЯ РУЧКА/

Логопед: Замечательно все справились с заданием! И дети вспомнили все загадки, которые мы учили раньше. И ты Клёпа ничего не напутал!

Дети, а Вы хотите отгадать загадки!? Для Вас я приготовила новые загадки, они познакомят с новым многозначным словом. Угадайте его.

(По мере чтения загадок логопед выставляет на доску картинки– символы).

Если звёздочка устала,
Нет в ней света,
Нет в ней жара,
То она живёт на дне
В океанской глубине.  /МОРСКАЯ ЗВЕЗДА/

Ёлочка красавица
Бусы в два ряда
Наверху у ёлочки
Блестящая …/ЗВЕЗДА/

Я плыву по небосводу,
Я конечно не одна,
Хоть и ярко я сияю,
Только ночью я видна. /НЕБЕСНАЯ ЗВЕЗДА/

Москва златоглавая
Любуется тобой
Сияешь ты рубином,
И слушаешь курантов бой. /КРЕМЛЁВСКАЯ ЗВЕЗДА/

Логопед: Ну, что, догадались, о каком многозначном слове эти загадки? (ответы детей). Дети, а может быть, вы подскажите мне, какие ещё бывают звёзды?

(Ответы детей, если их нет, то логопед подсказывает, где ещё можно встретить ЗВЕЗДУ: на пилотке солдата, на военной технике; значки, ордена и т.д.)

Логопед: Итак, слово ЗВЕЗДА может обозначать:

звезду на небе,
морскую звезду,
елочное украшение,
кремлёвскую звезду,

А как вы думаете, что общего у всех этих предметов?

(Варианты ответов детей)

Логопед: Верно ребята, ЗВЕЗДА – это фигура с треугольными выступами по окружности.

Клёпа: А я знаю, как ЗВЕЗДУ можно показать с помощью рук и ног (показывает), повторяйте за мной (дети повторяют), а вот это морская звезда (Клёпа показывает звезду с волнообразными движениями) А если мы возьмёмся за руки и посмотрим вверх, то у нас непременно получится небесная звезда.

Хорошее слово ЗВЕЗДА, с ним поиграть можно, и значений имеет много. А есть ещё такие интересные слова? (Ответы детей)

Логопед: Дети, расскажем Клёпе, какие ещё многозначные слова вы знаете? (ответы детей).

Логопед: А я предлагаю не просто рассказать, а ещё поиграть. Согласны? Нужно разбиться на пары, отгадать загадку о многозначном слове, выбрать соответствующие картинки-символы по всем знакомым значениям многозначного слова и выставить их на магнитной доске, а затем с помощью модели рассказать о вашем многозначном слове. Составить предложение с этим словом в любом значении).

(Логопед загадывает, дети каждой пары отгадывают её и объясняют, в каком значении может быть употреблено многозначное слово ещё, что у них общего).

Давайте повторим, что мы сейчас будем делать.

Загадки к заданию:

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей  /НОС/

Это НОС. НОС бывает у человека, корабля, самолёта. Общее то, что это передняя выступающая часть предмета. У меня не дышит нос.

Мы на них стоим и пляшем,
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажите, как их зовут? /Ножки/

Это ножка. Она бывает у человека, мебели, гриба. Общее: для всех предметов она служит опорой. У стула сломалась ножка.

Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать — луна,
А дочурки — ... /ЗВЁЗДЫ/

Это звезда. ЗВЕЗДА – это фигура с треугольными выступами по окружности. На небе много звёзд.

Дети в парах выполняют задания.

Логопед: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. С какими словами вы сейчас работали? А ты Клёпа всё запомнил? Тогда постарайся впредь не просто называть слова, а говорить, что именно и для чего тебе это нужно.

Логопед: Дети сегодня мы с вами замечательно провели время. Вы согласны?

Что Вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии? С чем вы легко справились, а что для вас оказалось трудным? (Мы познакомились с клоуном Клёпой, новым многозначным словом ЗВЕЗДА, повторили слова-антонимы, поиграли в старые, хорошо знакомые игры и выучили новую игру Клёпы).

А какое у вас сейчас настроение? А как ещё можно сказать какое оно? (Ответы детей)

Логопед: Вот сколько слов вы использовали для обозначения настроения! А что же это за слова, которые обозначают одно и тоже, но звучат по-разному?

Логопед: У меня тоже замечательное настроение, потому, что вы меня очень порадовали своими знаниями, старанием, умением слушать и помогать друг другу. Теперь нам пора прощаться с Клёпой.

Клёпа: Чтобы наша встреча запомнилась вам надолго, я подарю вам шарики. (Клёпа раздаёт шарики детям)

Логопед и дети: Спасибо Клёпа мы с нетерпением будем ждать новой встречи с тобой!

Дети: До свидания! До новой встречи! (прощаются с Клёпой).

(Звучит весёлая музыка, дети выходят из зала).