Цели урока:
- обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, умение характеризовать поступки героев;
- формировать навыки выборочного чтения, чтения по ролям, умение работать в группах;
- развивать речевые умения, творческие способности детей;
- воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к литературному чтению.
Оборудование: проектор, компьютер, диск с записью ритмичной музыки и релаксацией, портрет Е.Шварца, модель "волшебных часов", цветной картон, клей, картинки для коллажа, папка для файлов, картинки-"личики".
Ход урока
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Тише, тише, дан звонок -
Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята (дети сидят группами). Сегодня урок чтения у вас буду вести я. Зовут меня. Наш урок необычен. У нас много гостей.
- А как встречают гостей? Давайте улыбнёмся им, и будем дружно работать.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску. Здесь перепутались пословицы.
Попробуйте их собрать (соединяют стрелочками на доске).
коли делать нечего | да не откладывай дела |
потехе час | скучен день до вечера |
откладывай безделье | делу время |
- Что объединяет все эти пословицы? (они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).
- Какая пословица является названием раздела? (Делу время - потехе час).
- С каким произведением вы уже познакомились? (Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени").
(На доске открывается тема урока + портрет автора).
3. Создание проблемной ситуации. Формулирование целей урока.
- Фантазия Е.Л.Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники.
- Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?
- Как же надо жить, чтобы не терять времени зря? (Вопрос открывается на доске).
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся в поступках героев, дадим им характеристику.
(Вбегает Петя Зубов - старичок с часами).
Петя: - Ребята, меня никто не узнаёт ни в школе, ни дома. А вы-то хоть узнали?
(Петя Зубов).
- Вы слышали, какая беда со мной случилась?
(Злые волшебники украли молодость).
(Петя плачет).
Учитель: - Петя, не плачь. Мы тебе сможем помочь?
Петя: - Да, вот волшебные часы, если вы быстро выполните все задания, на которые они покажут, я смогу найти своих друзей по несчастью и превратиться обратно в мальчика.
Учитель: - Ребята, поможем Пете? (Да).
Петя: - Спасибо. Ребята, приступайте немедленно к делу, и я тоже не буду терять времени - пойду искать заколдованных детей.
4. Проверка домашнего чтения.
- Часы показывают на 1 задание:
- Почему дети превратились в молодых старичков? (Всюду опаздывали, от всех отставали).
- Найдите доказательства в тексте. (с. 4 "Жил - был мальчик:" до "И вот однажды:").
(с.7 "Вот ведь как, :" до "А время, потерянное:)
Задание 2:
- По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью? Для этого давайте проведём игру "Да - нет".
- Я буду вам говорить - если вы согласны с моими утверждениями, то берётесь за руки и поднимаете их вверх, если нет, то мотаете головой. Итак, начнём.
- Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да).
- Кого из девочек Петя нашёл таким образом? (Марусю Поспелову).
- Старушка идёт с большой корзиной. (Нет, это была не школьница).
- Старик прицепился к трамваю № 9. (Да).
- Кто это был? (Зайцев Вася).
- Старик несёт ведро и кисть. (Нет).
- Старик посыпает тротуар песком. (Нет).
- Старушка играет в классики на одной ножке. (Да).
- Кто эта старушка? (Соколова Надя).
- Молодцы, вы хорошо знаете сказку.
Задание 3:
- Как и в любом произведении есть самый напряжённый момент. Давайте найдём его и прочитаем по ролям. (с.14 "Влез Петя Зубов:" до "Посмотрите ребята:")
(Читают 3 человека: автор, Маруся, Петя).
Задание 4: физкультминутка.
-Часы предлагают нам отдохнуть.
(Выполняются под музыку ритмичные движения, имитирующие действия часов).
5. Работа над новым материалом.
Задание 5:
-На какие две группы можно разделить героев в сказке? (школьники и волшебники).
Расположите эти имена по группам.
Ольга
Петя
Пантелей
Марфа
Надя
Маруся
Вася
Сергей
(На доске появляется):
-Куда бы вы вписали имена школьников? (в круг с "+").
А злых волшебников? (в круг с "-" ).
-Почему? (Дети исправились - научились ценить время).
Задание 6:
- Какова главная мысль этой сказки? В каких словах она заключена? (с.16 - последний абзац - чтение вслух хором).
6. Практическая работа.
- Мы тоже не будем терять времени зря.
- Часы предлагают нам следующие задания: надо составить коллаж из картинок, которые лежат у вас на партах.
Подберите картинки таким образом, чтобы они соответствовали теме (учитель заранее готовит картинки для коллажа).
Задание 7: 1 группа детей: Петя Зубов- старичок.
Задание 8: 2 группа детей: Волшебники за столом.
Задание 9: 3 группа детей: Поиски детей- старичков.
Задание 10: 4 группа детей: Обратное превращение.
- Итак, начнём. (Работа выполняется под музыку - релаксация).
7. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим на результаты вашей деятельности (Дети выходят с работами к доске по одному).
- Ребята, у нас получился картинный план сказки. Он поможет вам подготовить пересказ- это будет вашим домашним заданием.
Задание11:
- Ответьте на вопрос, который задали в начале урока (вопрос на доске).
- Как надо жить, чтобы не терять времени? (ценить время, не откладывать дела на потом,:.)
Задание 12: Когда стрелки сходятся в цифре 12, обычно происходит какое- то чудо. Как во многих сказках, в нашей тоже должно произойти чудо...
(Вбегает в класс Петя Зубов-мальчик).
- Ребята, вы помогли мне и моим друзьям снова стать детьми. Теперь я понял, что время- это жизнь, а жизнь дана на добрые дела.
Ведут часы секундам счёт
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт...:С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
-Я решил сделать для вас доброе дело - подарить вам эту волшебную папку, в которую вы и будете собирать свои любимые произведения. Надеюсь, что первые странички украсят ваши работы по сказке Е. Шварца.
-А теперь мне пора; я спешу к своим друзьям в родную школу. Цените своё время, не теряйте его попусту.
8. Рефлексия.
- Урок заканчивается.
- Мне хотелось бы узнать: с каким настроением вы уходите с этого урока.
- На партах картинки-"личики". Выберите такое выражение, которое соответствует вашему настроению.
- Спасибо. Урок окончен.