Обобщающий урок по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, умение характеризовать поступки героев;
  • формировать навыки выборочного чтения, чтения по ролям, умение работать в группах;
  • развивать речевые умения, творческие способности детей;
  • воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к литературному чтению.

Оборудование: проектор, компьютер, диск с записью ритмичной музыки и релаксацией, портрет Е.Шварца, модель "волшебных часов", цветной картон, клей, картинки для коллажа, папка для файлов, картинки-"личики".

Ход урока

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

- Тише, тише, дан звонок -
Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята (дети сидят группами). Сегодня урок чтения у вас буду вести я. Зовут меня. Наш урок необычен. У нас много гостей.

- А как встречают гостей? Давайте улыбнёмся им, и будем дружно работать.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску. Здесь перепутались пословицы.

Попробуйте их собрать (соединяют стрелочками на доске).

коли делать нечего да не откладывай дела
потехе час скучен день до вечера
откладывай безделье делу время

- Что объединяет все эти пословицы? (они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).

- Какая пословица является названием раздела? (Делу время - потехе час).

- С каким произведением вы уже познакомились? (Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени").

(На доске открывается тема урока + портрет автора).

3. Создание проблемной ситуации. Формулирование целей урока.

- Фантазия Е.Л.Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники.

- Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?

- Как же надо жить, чтобы не терять времени зря? (Вопрос открывается на доске).

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся в поступках героев, дадим им характеристику.

(Вбегает Петя Зубов - старичок с часами).

Петя: - Ребята, меня никто не узнаёт ни в школе, ни дома. А вы-то хоть узнали?

(Петя Зубов).

- Вы слышали, какая беда со мной случилась?

(Злые волшебники украли молодость).

(Петя плачет).

Учитель: - Петя, не плачь. Мы тебе сможем помочь?

Петя: - Да, вот волшебные часы, если вы быстро выполните все задания, на которые они покажут, я смогу найти своих друзей по несчастью и превратиться обратно в мальчика.

Учитель: - Ребята, поможем Пете? (Да).

Петя: - Спасибо. Ребята, приступайте немедленно к делу, и я тоже не буду терять времени - пойду искать заколдованных детей.

4. Проверка домашнего чтения.

- Часы показывают на 1 задание:

- Почему дети превратились в молодых старичков? (Всюду опаздывали, от всех отставали).

- Найдите доказательства в тексте. (с. 4 "Жил - был мальчик:" до "И вот однажды:").

(с.7 "Вот ведь как, :" до "А время, потерянное:)

Задание 2:

- По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью? Для этого давайте проведём игру "Да - нет".

- Я буду вам говорить - если вы согласны с моими утверждениями, то берётесь за руки и поднимаете их вверх, если нет, то мотаете головой. Итак, начнём.

- Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да).

- Кого из девочек Петя нашёл таким образом? (Марусю Поспелову).

- Старушка идёт с большой корзиной. (Нет, это была не школьница).

- Старик прицепился к трамваю № 9. (Да).

- Кто это был? (Зайцев Вася).

- Старик несёт ведро и кисть. (Нет).

- Старик посыпает тротуар песком. (Нет).

- Старушка играет в классики на одной ножке. (Да).

- Кто эта старушка? (Соколова Надя).

- Молодцы, вы хорошо знаете сказку.

Задание 3:

- Как и в любом произведении есть самый напряжённый момент. Давайте найдём его и прочитаем по ролям. (с.14 "Влез Петя Зубов:" до "Посмотрите ребята:")

(Читают 3 человека: автор, Маруся, Петя).

Задание 4: физкультминутка.

-Часы предлагают нам отдохнуть.

(Выполняются под музыку ритмичные движения, имитирующие действия часов).

5. Работа над новым материалом.

Задание 5:

-На какие две группы можно разделить героев в сказке? (школьники и волшебники).

Расположите эти имена по группам.

Ольга

Петя

Пантелей

Марфа

Надя

Маруся

Вася

Сергей

(На доске появляется):

-Куда бы вы вписали имена школьников? (в круг с "+").

А злых волшебников? (в круг с "-" ).

-Почему? (Дети исправились - научились ценить время).

Задание 6:

- Какова главная мысль этой сказки? В каких словах она заключена? (с.16 - последний абзац - чтение вслух хором).

6. Практическая работа.

- Мы тоже не будем терять времени зря.

- Часы предлагают нам следующие задания: надо составить коллаж из картинок, которые лежат у вас на партах.

Подберите картинки таким образом, чтобы они соответствовали теме (учитель заранее готовит картинки для коллажа).

Задание 7: 1 группа детей: Петя Зубов- старичок.

Задание 8: 2 группа детей: Волшебники за столом.

Задание 9: 3 группа детей: Поиски детей- старичков.

Задание 10: 4 группа детей: Обратное превращение.

- Итак, начнём. (Работа выполняется под музыку - релаксация).

7. Подведение итогов.

- Давайте посмотрим на результаты вашей деятельности (Дети выходят с работами к доске по одному).

- Ребята, у нас получился картинный план сказки. Он поможет вам подготовить пересказ- это будет вашим домашним заданием.

Задание11:

- Ответьте на вопрос, который задали в начале урока (вопрос на доске).

- Как надо жить, чтобы не терять времени? (ценить время, не откладывать дела на потом,:.)

Задание 12: Когда стрелки сходятся в цифре 12, обычно происходит какое- то чудо. Как во многих сказках, в нашей тоже должно произойти чудо...

(Вбегает в класс Петя Зубов-мальчик).

- Ребята, вы помогли мне и моим друзьям снова стать детьми. Теперь я понял, что время- это жизнь, а жизнь дана на добрые дела.

Ведут часы секундам счёт
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт...

:С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!

-Я решил сделать для вас доброе дело - подарить вам эту волшебную папку, в которую вы и будете собирать свои любимые произведения. Надеюсь, что первые странички украсят ваши работы по сказке Е. Шварца.

-А теперь мне пора; я спешу к своим друзьям в родную школу. Цените своё время, не теряйте его попусту.

8. Рефлексия.

- Урок заканчивается.

- Мне хотелось бы узнать: с каким настроением вы уходите с этого урока.

- На партах картинки-"личики". Выберите такое выражение, которое соответствует вашему настроению.

- Спасибо. Урок окончен.