Работа с одаренными детьми является важным направлением деятельности в Центре детского творчества.
Анализ работы педагогов и опыт прошлых лет показал необходимость выделения работы с одаренными детьми как особого направления деятельности, поэтому с 2000 года в Центре детского творчества реализуется «Программа деятельности педагогов с одаренными и способными детьми», цель которой – систематизация работы с одаренными детьми.
В процессе работы решаются следующие задачи:
- Выявление одаренных детей, занимающихся в творческих объединениях ЦДТ.
- Развитие одаренности.
- Всесторонняя помощь и поддержка одаренным детям и педагогам, работающим с детьми.
Одаренность – понятие многогранное и разноплановое. Как известно, педагоги – исследователи различают несколько групп одаренных детей. Самая многочисленная из них – это дети из обычной массовой школы, отличающихся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, а также дети, одаренность которых либо вовсе не выявляется, либо недооценивается. Современное же представление о типах одаренности, включающее такие, как «скрытая одаренность» (то есть не проявляющаяся до определенного времени) и «потенциальная одаренность», расширяет границы контингента таких детей до бесконечности.
Конечно, оценка конкретного ребенка как одаренного достаточно условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым или достаточным показателем его достижений в будущем. В последнее время все чаще звучит мнение, что о наличии одаренности у человека можно говорить, когда он уже прожил большую часть жизни и можно подвести какие – то итоги его деятельности. Говоря о наших одаренных детях и называя их одаренными, мы тоже имеем в виду итоги их деятельности, пусть даже прожили они еще совсем небольшую часть своей жизни.
Таким образом, дети, приходящие в Центр детского творчества, выбирают объединение, в котором хотят заниматься. Выбор творческого объединения может быть, конечно, обусловлен наличием определенных способностей, но в основном дети идут заниматься в те объединения, где им особенно интересно. Поэтому ребенок может переходить из одного творческого объединения в другое в течение учебного года, пробуя себя в различных видах деятельности.
Главный принцип работы с одаренными детьми в дополнительном образовании – принцип предоставления возможностей (или создание условий) для предметной творческой деятельности и диагностика собственно одаренности по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности за определенный период. Здесь большое значение имеет личностно – ориентированный подход к каждому обучающемуся, который реализуется в ЦДТ.
На занятиях первого года обучения проводится педагогическая диагностика ребенка, определяются его интересы, наклонности, личностные черты и качества, мотивация обучения.
Важный вклад в выявлении одаренных детей – первичная диагностика на основе разного рода наблюдений. По результатам наблюдения педагогом за деятельностью обучающегося определяются имена кандидатов – обучающихся с признаками одаренности. Первичная диагностика дает важную информацию, которая является основой для выявления одаренности ребенка. Большое значение имеет выявление личностных особенностей детей. Личностные характеристики, такие как структура и устойчивость интересов, эмоциональное самочувствие, особенности самооценки и саморегуляции очень важны для определения, подходят ли те или иные условия обучения данному ребенку и как помочь ему преодолеть нежелательные отклонения, а также привлекают внимание к возможным личностным проблемам обучающихся.
Таким образом, особую значимость имеет работа педагогов с мониторинговыми картами, которые заполняются каждым педагогом два раза в год.
Заинтересованность и желание ребенка продолжать обучение в творческом объединении – важный показатель для педагога. Приобретая определенные знания, умения и навыки дети второго года обучения уже могут принимать участие в выставках, конкурсах, соревнованиях. В это время продолжается наблюдение за ребенком, используется все более широкий арсенал методик и диагностик. На ребенка заводится Карточка учета личных достижений.
В качестве одного из множества источников дополнительной информации о ребенке могут использоваться тесты, но они не являются единственным источником. Тесты творческих, интеллектуальных или специальных (математических, технических и др.) способностей и при правильном применении не способны охватить все проявления одаренности.
Важным критерием одаренности является анализ результатов деятельности обучающегося, в том числе общественное признание достижений ребенка: победы на конкурсах, соревнованиях, выставках, награды, публикации.
Проявляя особо выраженный интерес в той или иной области деятельности, одаренные дети часто опережают своих сверстников. Поэтому, поддерживая интерес ребенка и давая ему возможность наиболее полно проявить себя, педагог составляет отдельное планирование для способных и одаренных детей к дополнительной образовательной программе.
Для развития индивидуальных форм обучения ежегодно приказом по учреждению педагогам, работающим с одаренными детьми, предоставляются индивидуальные часы для работы в рамках программы «Одаренные дети». В 2010 – 2011 учебном году в рамках программы «Одаренные дети» педагогам дополнительного образования предоставлено 133 индивидуальных часа. Совместно с методистом у каждого педагога разработано тематическое планирование дополнительно к основной программе творческого обединения.
Таким образом, обучение одаренных детей в ЦДТ ведется на основе образовательно – развивающих программ, составленных с учетом всей специфики одаренности, где учитываются психологические закономерности развития одаренного ребенка и обеспечивается активная познавательная деятельность.
Говоря о числе одаренных детей, нужно отметить, что оно меняется из года в год. Ежегодное анкетирование педагогов дополнительного образования позволяет говорить о численности способных, перспективных обучающихся первого года обучения и развитии способностей обучающихся в процессе последующего освоения дополнительной образовательной программы.
Ежегодно формируется и обновляется банк данных одаренных детей, занимающихся в творческих объединениях Центра детского творчества. На одаренных обучающихся оформляются портфолио. В портфолио отражаются все этапы развития ребенка: с момента поступления в творческое объединение до профессионального самоопределения. Портфолио помогает педагогу наметить дальнейшие пути развития ребенка, оценить правильность выбора форм и методов его обучения.
О результативности работы в данном направлении говорит тот факт, что одаренные дети ЦДТ есть в числе награжденных ежегодной Губернаторской премией «Достижения юных», они являются стипендиатами Губернаторской стипендии «Юные дарования Кузбасса», награждены медалью «Надежда Кузбасса». Ежегодно одаренные дети приглашаются на Губернаторские приемы и награждаются путевками в детские оздоровительные центры на Черное море и в Грецию.