Цели урока: показать уровень усвоения знаний по предметам, развивать речь учащихся, воспитывать экологическую культуру.
ХОД УРОКА
Учитель. Дорогие ребята! Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами известного русского поэта Ф. М. Тютчева.
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа дарит нам свою красоту.
Присмотритесь к ней!
Природа говорит с нами на своём особенном языке.
Вслушайтесь!
Природа любит нас, заботится о нас, как мать.
А мы, неблагодарные дети, губим её.
(Все слова учителя сопровождаются показом слайдов с картинами природы – Приложение 1)
Учитель: Наша планета больна. Чтобы помочь ей, необходимо понять её проблемы и попытаться решить их. Сегодня мы с вами поговорим об этих проблемах, но не в масштабе всей планеты, а в масштабе нашего родного края.
(В дальнейшем все этапы урока, а также задания к ним сопровождаются тематическим показом слайдов, а также слайдов с помещёнными на них заданиями – Приложение 1)
1. Устный счёт
– Найти произведение 150 и 40.
– Чему равна сумма углов треугольника;
четырёхугольника?
– Чему равна тысячная доля метра?
– Верно ли утверждение, что угол в 110 градусов
развёрнутый?
– Какую часть кв. м составляют 3 кв.дм?
– Периметр прямоугольника равен 20 см.Чему могут
быть равны стороны?
– 7308 мм перевести в более крупные единицы
(несколько вариантов ответа).
Учитель: А теперь давайте расшифруем ключевое слово нашего урока.
Я | 25 * 65 * 4 | Л | 975 * 14 = 975 * 4 |
И | 200 * 69 * 5 | Э | 120 * 120 |
О | 1125 * 8 | К | 89 * 101 |
Г | 3926 : 13 |
Каждый ученик расшифровывает слово на индивидуальной карточке. Получается слово «ЭКОЛОГИЯ».
Выслушиваются ответы детей, как они понимают это слово. А затем даётся научное определение слова «экология».
2. «Поверхность нашего края»
Ученик сообщает об основных формах поверхности Воронежской области, о вреде оврагов.
Учитель: Какая почва в нашем крае?
Дети: В нашем крае самая плодородная
почва – чернозём.
Учитель: Выберите правильный ответ:
Для восстановления плодородного слоя земли в 1 см требуется 200 лет. В результате половодья овраги уничтожили 15 см почвы. Сколько лет требуется для его восстановления?
300 | 30 000 | 3 000 |
Слой почвы 18 см вода может смыть на лугу за 3 015 лет, а там, где нет растений, всего за 15 лет. Во сколько раз быстрее вода смывает почву на местности, где нет растений?
21 | 201 | 2 001 |
Учитель: Как охранять почву от
оврагов? (Дети говорят о посадке деревьев,
кустарников, о правильной вспашке земли на
склонах оврагов)
Учитель: Но бывает так, что сам
человек наносит вред почве. Речь пойдёт о
карьерах. Нужны ли карьеры человеку?
Дети: Нужны. Из них он добывает песок и
глину, необходимые в строительстве.
Учитель: В нашей области 8 карьеров. Как
огромная рана на поверхности земли заброшенные
карьеры. Как человек мог бы использовать их?
Дети: Там можно было бы создать свалку
или пруд для разведения рыбы.
Задача.
Карьер, длина которого 240 м, ширина составляет длины, а высота 11м, залили водой. Сколько куб.м воды потребуется, чтобы залить его, не доходя до края 1 м. Сколько мальков можно запустить туда, если на 1 куб.м требуется 50 мальков?
Учитель: Свалки тоже наносят вред почве. Можем ли мы обойтись без них? (Ответы детей о необходимости их, но в специально отведённых местах)
Задание. Запиши выражение и найди его значение:
Каждый месяц на свалку вывозят 15т8ц промышленных и 12 т 79 кг бытовых отходов. Сколько мусора вывозят на городскую свалку за год?
3. «Водоёмы нашего края»
Выступление ученика о том, сколько в нашей области прудов, озёр, рек, их общей протяжённости, какие реки наиболее крупные.
Учитель: Давайте поговорим о некоторых из них.
Общая длина | Длина в пределах области | |
Дон | 1870 км | 530 км |
Воронеж | 342 км | 76 км |
– На сколько общая длина Дона больше длины
Воронежа?
– Какую часть76 км составляют от 530 км? Какое число
получили? Что можете сказать о нём?
Дети. Это правильная дробь. Она всегда меньше единицы.
Задание. Сравнить числа:
3 ___ |
и | 9 ___ |
; | 27 ___ |
и | 4 ___ |
; | 2 ___ |
и | 2 ___ |
; | 6 ___ |
и | 4 ___ |
28 | 28 | 5 | 46 | 8 | 5 | 18 | 6 |
Разделить все числа на 2 группы (смешанные и дробные). Выделить целую часть из неправильной дроби. Превратить смешанные числа в неправильные дроби.
Учитель: В черте нашего города есть
ещё один водоём. Конечно, это Воронежское
водохранилище, созданное в 1972 году для
промышленных и бытовых нужд. Его ширина 2 км,
длина 35 км, глубина 3м. Найдите площадь
поверхности и объём воды водоёма.
Учитель: Что можно сказать о состоянии
воды в Воронежском водохранилище? (Ответы
детей)
Учитель: Для чего на Земле вода? (Ответы
детей)
Учитель: Решив следующие уравнения, мы
узнаем интересные сведения о воде.
(Уравнения решаются по выбору)
(х * 4 + 40) _________ |
= 40; | 240 : (х : 3) + 76 = 88; | 15у – 8у + 30 = 50 * 2. | ||
8 |
Ответы:
х = 70 – столько тонн воды выпивает человек за всю
жизнь.
х = 60 – столько процентов составляет вода в
организме человека.
Выступление ученика о самом ценном минерале на Земле – воде, о её загрязнении местными заводами, которых в Воронеже более десятка.
Учитель: Только вдумайтесь:
– 80% заболеваний передаётся водой;
– 25 млн. человек ежегодно умирает от загрязнения
воды;
– причиной каждой третьей смерти ребёнка
является загрязнённая вода;
– каждый литр сточных вод приводит в негодность
100л чистой воды.
4. Физкультминутка под музыку П.И. Чайковского «Подснежник»
5. «Лёгкие нашей планеты»
Учитель: О чём сейчас пойдёт речь? (Ответы
детей)
Выступления учащихся о том , что лес даёт
кислород, защищает воздух от пыли, своими
фитонцидами убивает болезнетворные микробы,
защищает водоёмы от пересыхания, почвы от
разрушения и мн. др.
Учитель: Ребята, следующие факты нужно
знать:
– в нашей стране 25% мировых запасов леса;
– Воронежская область относится к территории
средней лесистости;
– лес занимает менее 10% территории области – это
465 000 га, из них больше лиственных лесов (330 000
га)
Учитель: Какой вред наносит человек
лесу? (Ответы детей)
Учитель: В Воронежской области ежегодно
вырубается 1 500 га леса. На сколько лет при
таком расходе нам хватит лесных запасов?
Дети: 465 000 : 1 500 = 310 (лет)
Учитель: В каком году мы останемся без
лесов? Какой этот будет век?
Дети: В 2 320 году, т. е. в 24 веке.
6. Работа с учебником (тетрадь Л. Г. Петерсон)
Учитель: Ребята, выполнив задание учебника, мы узнаем, на сколько уменьшилась площадь молодых сосенок на территории Воронежской области за последние 5 лет. (В ответе получилось 44%).
7. Защита природы
Учитель: Что предпринимают люди, чтобы
сохранить природу?
Дети. Создают Всемирные организации по
защите окружающей среды, заповедники, заказники.
Учитель: Всего в России 99 заповедников.
Некоторые мы с вами проходили, знаем, с какой
целью создан каждый из них. Давайте вспомним их. (Дети
называют: Ильменский, Таймырский,
Приокско-Террасный и др.)
Учитель: Какие заповедники Воронежской
области вы можете назвать? (Дети называют
Графский и Хопёрский заповедники).
Далее ученик выступает с сообщением о заповедниках на территории области, их географическом положении, времени и цели создания.
Учитель: Охота в заповедниках,
конечно, запрещена. Но есть нарушители законов.
Как они называются?
Дети: Они называются браконьерами.
Учитель: Сейчас мы попробуем задержать
браконьеров, решив задачу выражением и составив
к ней обратные.
Задача.
Егерь преследует браконьеров по открытой местности. Скорость браконьеров 45 метров в минуту, скорость егеря 60 метров в минуту. Сейчас между ними 600 метров. Успеет ли егерь догнать браконьеров за 1 час, ведь впереди лес, где нарушителям легче скрыться?
Учитель: Всем известно, что такое
«Красная книга»? (Ответы детей. Перечисляются
растения и животные, занесённые в Красную книгу).
Учитель: Из растений и животных
Воронежской области подлежат охране и занесены в
Красную книгу 49 видов животных и 11 видов
растений. (Показ слайдов с их изображением).
Учитель: Люди в тревоге за природу, ведь
её гибель приведёт к гибели всего живого. Поэтому
за здоровье природы надо бороться сообща. Для
этого создан «Экологический календарь»,
которого должны придерживаться все жители нашей
планеты. Вот лишь часть его:
22 марта – Всемирный день воды
1 апрель – Международный день птиц
18-22 апреля – Дни заповедников
22 апреля – День Земли
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды
Учитель: Каждый человек, независимо от
возраста, должен внести свой вклад в общее дело.
Что мы с вами можем сделать сегодня? (Ответы
детей)
Учитель: В подтверждение сказанного
проведём тест, ответив на вопрос:
Назовите факторы, способствующие сохранению природы:
а) защита лесов от пожаров;
б) купание в водоёме;
в) уничтожение ядовитых грибов;
г) лесопосадки;
д) разведение животных;
е) отстрел волков;
ж) защита растений от пчёл.
8. Подведение итогов. Задание на дом