Раздел: «Россия в первой половине 19 века».
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование знаний о причинах, характере и итогах Крымской войны 1853-56гг.
Задачи.
- Образовательные:
- раскрыть причины и характер войны;
- закрепить основные знания и понятия внешней политики России в середине ХIХ века;
- закрепить основные этапы решения восточного вопроса;
- сформулировать причины поражения России в Крымской войне.
- Развивающие:
- закрепить умение в процессе работы делать выводы и проводить анализ изучаемых событий, сопоставлять цели и результаты.
- Воспитательные:
- вызвать чувство глубокого сопереживания к участникам обороны Севастополя,
- получить эмоциональный отклик на события Крымской войны (гордость и горечь поражения) для дальнейшего формирования чувства патриотизма.
Оборудование: карта, компьютер,
мультимедийный проектор, учебник, рабочая
тетрадь,
Презентация к уроку, «Виртуальная школа Кирилла
и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX-XXвв.»,
электронная энциклопедия истории России.
862-1917.изд. «Интерактивный мир»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Знакомство учащихся с целью и задачами урока. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос
– На этом уроке мы будем говорить о важнейшем событии внутренней и внешней политики России – Крымской войне. Но сначала мы должны вспомнить, какие события предшествовали ее началу.
Слайды 3-7. Ответы на вопросы появляются после ответов учащихся, используются гиперссылки.
- Назовите основные направления внешней политики России во время правления Николая I.
- Что понималось под термином «восточный вопрос»?
- Какие цели преследовала Россия, пытаясь оказывать влияние на Турцию?
- Назовите годы русско-иранской войны начала царствования Николая II (1826-1829) и условия Туркманчайского мирного договора
- Назовите годы русско-турецкой войны начала правления Николая II (1828-1829)
- Годы и цели России на Кавказе.
- Почему обострились русско-английские противоречия?
III. Работа по теме урока
Слайд 9. Высветить таблицу «Участие России в решении восточного вопроса».
Слайд 10. – Подведем итоги участия России в решении восточного вопроса.
– Какой вывод можно сделать об отношении России и европейских держав в решении восточного вопроса?
Слайд 11. Прослушав рассказ, выделить повод и причины войны. (Сначала аудиоотрывок из «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX-XXвв.» Выслушав ответы, вывести на экран повод и причины войны)
Слайд 12. Начало войны. Фронты. Этапы войны.
Слайд 14.
Задание:
- выслушав рассказ, выделите основные события Крымской войны;
- запомнить имена защитников Севастополя;
- перечислить условия Парижского мирного договора (используя карту).
Слайд 15. «Ход военных действий». Анимированная схема сражений из электронной энциклопедии истории России. 862-1917.изд. «Интерактивный мир»
Слайд 16. Проверка задания. Учащиеся перечисляют основные события войны.
Слайд 17. Таблица «Условия Парижского мира и его результаты для России».
Высвечивается после ответов учащихся. Условие ––> результат. Вывод.
Слайд 18. «Человек на войне».
Слайд 19-20. Причины поражения России. Обобщив полученные знания, сформулируйте причины поражения России в Крымской войне. При затруднении воспользуйтесь учебником (стр.87, абзац 2, стр.90, документ 4)
– В чем вы видите главные причины
отсталости России?
– Почему, по вашему мнению, Западная
Европа выступила единым фронтом против России?
Слайды 21-22.
IV. Закрепление материала
Викторина (10 вопросов с гиперссылками).
Слайд 23.
Ответы к викторине.
Слайд 24.
V. Домашнее задание
Литература:
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX-XXвв.»
- Важенин А.Г. «Конспекты уроков по истории России XIX в: 8 кл. Методическое пособие», изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001г
- Электронная энциклопедия истории России. 862-1917.изд. «Интерактивный мир»
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX-XXвв.»