Посвящение М.В. Ломоносову "Алгебраические выражения"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


«Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

М.В.Ломоносов

Архангельская земля – родине всемирно известного ученого М.В.Ломоносова, который своими трудами прославил русскую науку и Россию. Урок готовился с ребятами заранее: организована экскурсионно-познавательная поездка в село Ломоносово Архангельской области, учащимися собрано и подготовлено около 100 исследовательских, творческих и авторских работ, фото и видеоматериалов, презентаций, посвященных жизни и деятельности М.В.Ломоносова, лучшие из которых и составили основную часть урока.

На уроке был найден разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом, что очень хорошо воспринималось учащимися и оказывало на них серьезное воспитательное воздействие, которое усиливалось тем больше, чем больше выдумки, поиска, искренней любви вкладывалось в содержание урока.

На урок были приглашены сотрудники библиотеки имени М.В.Ломоносова, преподаватели лицея и ПГУ имени М.В. Ломоносова, актеры драматического театра имени М.В.Ломоносова, представители администрации Ломоносовского округа г. Архангельска.

В течение всего урока демонстрировалась мультимедийная презентация с фото и видеоматериалами.

Урок позволил учащимся взглянуть на математику не просто как на точную науку, а как на систему, которая учит пространственно мыслить, комбинировать различные отрасли знаний.

Цели урока:

  • повторить и закрепить основные знания, умения и навыки по теме – Алгебраические выражения;
  • получить новые знания о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;
  • комбинировать различные области знаний – математика, история, краеведение.

Задачи урока:

  • формировать основные учебные компетенции – предметная, коммуникативная, информационная;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией;
  • развивать интеллектуальные, творческие, исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам;
  • обеспечивать нравственное воспитание, воспитание чувства патриотизма, гордости и ответственности.

Структура урока:

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Этап мотивации и целеполагания – 2 мин.
3. Основная часть: этап применения знаний, умений и навыков по алгебре и получение новых знаний о жизни и деятельности М.В. Ломоносова – 38 мин.
3.1. Самостоятельная работа – 12 мин.
3.2. Работа в парах. Подведение итогов – 3 мин.
3.3. Фронтальная работа с классом – 9 мин.
3.4. Работа в группах. Обсуждение – 5-7 мин.
4. Домашнее задание – 1 мин.
5. Завершение урока. Рефлексия –  3 мин.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, раздаточные материалы.

Ключевые слова: М.В. Ломоносов, юбилей,  русская наука, биография, Архангельск. Выражение, одночлен, многочлен, коэффициент, степень, стандартный вид, подобные слагаемые.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (слайд 1)

2. Актуализация знаний. Введение (слайд 1)

Учитель сообщает тему урока и просит учащихся сформулировать цели и задачи урока.

Вступительное слово учителя. Архангельская земля – родина всемирно известного ученого М.В. Ломоносова. Гениальный ученый, поэт, создатель Московского университета, М.В. Ломоносов сделал много открытий почти во всех отраслях знаний, в просвещении, своими трудами прославил русскую науку и Россию.
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о жизни и деятельности нашего прославленного земляка, используя математические задания по теме – Алгебраические выражения. 

3. Основная часть

3.1. Самостоятельная работа

Выполнить в тетради следующие задания:

1. Найти значение числового выражения:

                                                                                                   Ответ: 11

2. Вычислить удвоенное произведение чисел 3 и 5Ответ: 30

3. Вычислить квадрат числа 6                                                                                     Ответ: 36

4. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент: 

                                                                                                      Ответ: 39

5. Найти значение выражения:            при  a = 5,b = 4                                  Ответ: 41

6.  Привести одночлен к стандартному виду и выписать его степень:

                                                                                              Ответ: 45

7. Вычислить квадрат одночлена  и выписать его степень:

                                                                                                                     Ответ: 48

8. Найти сумму подобных одночленов и указать коэффициент:

                                                                                               Ответ: 51

9. Вместо буквы М подберите число так, чтобы выполнялось верное равенство:

                                                                                               Ответ: 55

10. Назвать степень одночлена:

                                                                                                                    Ответ: 57

11. Упростить выражение и выписать коэффициент:

                                                                                                     Ответ: 58

12. Найти число N такое, чтобы выполнялось верное равенство:

                                                                                                  Ответ: 60

13. Вычислить куб числа 4                                                                                          Ответ: 64

14. Вычислить сумму квадратов чисел 7 и 4                                                             Ответ: 65

3.2. Работа в парах. Подведение итогов (слайд 2)

Взаимопроверка: поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить ответы и выставить оценку.

Ответы: 11, 30, 36, 39, 41, 45, 48, 51, 57, 58, 60, 64, 65.

Нормы оценок: верно выполнено

  • 14-13 заданий – оценка «5»,
  • 12-10 заданий – оценка «4»,
  • 9-7 заданий – оценка «3».

Подведение итогов.

3.3. Фронтальная работа с классом (слайды 2, 3)

Вопрос к классу:  В каком веке жил М.В. Ломоносов? С какого числа начинается запись этого века?

Записать в тетради столбиком ответы, полученные в предыдущей самостоятельной работе и слева приписать число 17.

Перед нами даты – основные этапы биографии М.В. Ломоносова.

Идет обсуждение и анализ каждой даты, ведутся краткие записи в тетрадях учащихся:

19.11.1711г. – дата рождения 
1730г. – пешком отправляется в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию 
1736г. – студент Петербургской Академии наук
1739г. – закончил одну из первых физических диссертаций
1741г. – служба в Петербургской Академии наук
1745г. – Профессор химии Петербургской АН, Академик
1748г. – создана Химическая лаборатория
1751г. – технология изготовления стекла (смальты)
1755г. – учрежден Московский университет
1757г. – Советник Академической канцелярии
1758г. – Руководитель Исторического собрания, глава Географического департамента Академии наук
1760г. – руководитель Академического университета и гимназии, почетный член Шведской королевской АН
1764г. – почетный член Академии трех художеств, почетный член Болонской АН, статский  советник
15.04.1765г. – дата смерти

3.4. Работа в группах (слайд 4)

– В нашем городе много мест, связанных с именем М.В. Ломоносова, назовите их? Давайте подробнее узнаем об этом.

Класс разбивается на 6 групп по 4-5 человек. Время работы в группе 5-7 минут. Представители от групп,  в произвольном порядке выбирают свои задания.

Выполнить задания и вставить в текст числа вместо пропусков.

Тексты заданий каждой группе

Группа №1. Проспект М.В. Ломоносова

Более       лет один из центральных проспектов Архангельска носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. Славное имя свое он получил в дни подготовки к празднованию ______ -летия со дня рождения великого ученого.

Границы проспекта проходят параллельно реке – Северной Двине, в южной его части города переходит в Ленинградский проспект. На проспекте Ломоносова находится Поморский государственный университет его имени, _______стадиона, областной больничный городок и более _____ зданий.
Протяженность проспекта Ломоносова составляет ____  км.

1. Вычислить степень одночлена:

                                                                                                       Ответ: 20

2. Вычислить удвоенный куб числа 5                                                           Ответ: 250

3. Найти число N, чтобы выполнялось верное равенство:

                                                                                      Ответ: 2

4. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:

                                                                                     Ответ: 300

5. Найти многочлен равный разности многочленов:

 и                                                                                               Ответ: 5

Группа №2. Ломоносовский округ

____августа ________г. образован новый район в городе Архангельске – Ломоносовский.
____ноября ________г. было ликвидировано территориальное деление на районы и определены территориальные границы Ломоносовского округа.
На сегодняшний день Ломоносовский округ – второй по численности район Архангельска после Октябрьского. Население округа составляет – _____ тыс. человек.
На территории округа находятся железнодорожный, морской-речной и автовокзалы,  городской рынок, университеты, колледжи, училища, Дворец спорта, центры торговли.

1. Выписать степень многочлена:                                                               

                                                                                      Ответ: 20

2. Вычислить:

                                                                                     Ответ: 1939

3. Привести одночлен к стандартному виду и выписать его степень:

                                                                                                      Ответ: 15

4. Привести подобные слагаемые и выписать коэффициент:

                                                                                        Ответ: 1991

5. Вычислить утроенное произведение квадрата числа 5                          Ответ: 75

Группа №3. Архангельский областной театр драмы имени М. В. Ломоносова

_____октября _________г. – состоялось открытие Архангельского Большого драматического театра.
________г. – в честь _______- летия М. В. Ломоносова театру было присвоено имя великого земляка. Он стал именоваться Архангельский театр драмы имени
М. В. Ломоносова.
С _________ года, после длительной реконструкции, современное здание театра приглашает зрителей на спектакли, выступления, концерты.

1. Найти многочлен равный разности многочленов:

 и                                                                                  Ответ: 27

2. Привести подобные слагаемые и выписать коэффициент:

                                                                                     Ответ: 1932

3. Вычислить:

                                                                                    Ответ: 1961

4. Вычислить удвоенный куб числа 5                                                           Ответ: 250

5. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:

                                                                                                       Ответ: 2010

Группа №4. Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова

Библиотека объединяет____ библиотек-филиалов г. Архангельска.
Книжный фонд насчитывает  более _____тысяч экземпляров  книг, аудио- и видео- материалов, электронных документов, более_____ наименований периодических изданий – газет и журналов, ведет  электронный каталог новых  поступлений.
Ежегодно  библиотеку посещает более_____ тыс. человек.
Библиотека имеет доступ в Интернет.
В ________году библиотеке исполняется 100 лет.

1. Выписать степень одночлена:                                                                    Ответ: 17

2. Найти сумму квадратов чисел 6 и 8                                                          Ответ: 100

3. Привести  одночлен к стандартному виду и выписать его коэффициент:

                                                                                              Ответ: 140

4. Выписать степень многочлена:

                                                                                Ответ: 10

5. Вычислить:

                                                                                     Ответ: 2011

Группа №5. Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова

___ июля_______ г. Приказом областного управления народного образования № ______ средняя школа № 19 была реорганизована в Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова. В ______  году лицею исполнилось 20 лет.
Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова  — среднее общеобразовательное учреждение в городе Архангельске, в котором происходит обучение с ____по 11 класс. Набор учащихся в лицей производится по результатам сдачи абитуриентом экзаменов. В лицее в данный момент есть четыре отделения: Гуманитарное, Физико-Математическое, Химико-Биологические и Техническое.

1. Выписать степень многочлена:

                                                                                                   Ответ: 2

2. Найти значение числового выражения:

                                                                                                     Ответ: 1990

3. Найти число N такое, чтобы выполнялось верное равенство:

                                                                               Ответ: 481

4. Вычислить:

                                                                                  Ответ: 2010

5. Вычислить куб числа 2                                                                               Ответ: 8

Группа №6. Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Учебное заведение основано в 1932г., в________ г. присвоено имя М. В. Ломоносова.
В ПГУ ____ факультет, 66 кафедр,_____ научных центров и лабораторий.
Расположены филиалы в городах Северодвинске, Коряжме и Нарьян-Маре.
В настоящее время в университете обучаются свыше ________ студентов, аспирантов, слушателей, трудятся более 1500 человек. Материальная база ____ учебных корпусов, 8 общежитий.
Подготовка кадров осуществляется по 8 укрупненным группам специальностей.

1. Найти значение числового выражения:

                                                                                        Ответ: 1957

2. Вычислить куб одночлена и выписать его степень:

                                                                                                         Ответ: 21

3. Записать куб числа 3                                                                                  Ответ: 27

4. Вычислить:                                                                                   Ответ: 14000

5. Привести подобные слагаемые и указать коэффициент:

                                                                           Ответ: 13

Обсуждение

Уполномоченные в группах учащиеся знакомят весь класс с материалами своих заданий:

Группа №1. Проспект М.В. Ломоносова(слайд 5)

Комментарий учителя о Ломоносовской площади(слайд 6):

В квартальной книге г. Архангельска за 1828г. было обозначено место «для постановления памятника стихотворцу Ломоносову». Это место после установки монумента назвали Ломоносовским лугом. Позднее в 1854г. переименовали в Ломоносовскую площадь. В 1930-е годы на Ломоносовской площади, разрушив старинные особняки, поставили аскетично-прямоугольный Госбанк.
Позднее кирпичный банк снесли, начав строительство центральной площади Архангельска, обставленной административно-хозяйственными сооружениями.
Так была переобустроена Ломоносовская площадь.

Группа №2. Ломоносовский округ (слайды 7, 8)

Комментарий учителя:

В Ломоносовском округе больше всех мест, связанных с именем М.В. Ломоносова,  сейчас мы в этом убедимся.

Группа №3. Архангельский областной театр драмы имени М. В. Ломоносова (слайд 9)

Группа №4. Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова(слайд 10)

Группа №5.  Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова (слайд 11)

Комментарий учителя о Ломоносовской гимназии (слайд 12):

2 сентября 1811г. состоялось торжественное открытие Архангельской гимназии.
В течение 20 лет (1811–1831) в гимназии занимались в среднем по 25 учащихся в год. Выпускники Архангельской гимназии поступали в Санкт-Петербургский университет, медико-хирургическую академию и другие высшие учебные заведения России.
В 1911г. – «По ходатайству педагогического Совета гимназии приказом Министерства просвещения России от 22 мая 1911 года» Архангельской губернской гимназии было присвоено имя М. В. Ломоносова.
В 1920г. – Архангельская Ломоносовская гимназия была закрыта. Позднее в этом здании находилась общеобразовательная школа № 4.
С 2010г. активно ведутся ремонтно-строительные работы,  и возможно к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова Ломоносовская гимназия вновь распахнет свои двери.

Группа №6. Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова (слайд 13)

4. Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками, допущенными на уроке.
Найти новые места на карте г. Архангельска, связанные с именем М.В. Ломоносова и
составить свою математическую задачу.

5. Завершение урока

– Назовите направления деятельности М.В. Ломоносова?

Устное обсуждение по слайду 14.

Ученик читает стихотворение, написанное М.В. Ломоносовым:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха,
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Заключительное слово учителя:

– Надеюсь, что наша поморская земля, взрастившая всемирно известно ученого М.В. Ломоносова – человека, имя которого составляет эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения многих областей знаний, даст российской и мировой науке новых ученых.

Воплощайте идеи М.В. Ломоносова, служите интересам России и Севера!

Рефлексия

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке … 
  • Теперь я знаю … 
  • Мне на уроке …

Релаксация

– Активно на уроке работали …
– Старались …
– Жду большей активности от …

– Спасибо всем за работу.

Литература:

1. Барашков Ю. Путеводитель-фотоальбом «Мы любим тебя, Архангельск», 2009г.
2. Колоденко Т.В. Рекомендательный указатель «Имя Ломоносова на карте Архангельска», МУК «Централизованная библиотечная система г. Архангельска» – Архангельск,
2008г. – 59 стр.
3. Никольский С.М. Алгебра-7, учебник для ОУ, М.: Просвещение, 2009.– 272с.
4. Интернет-ресурсы.