«Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М.В.Ломоносов
Архангельская земля – родине всемирно известного ученого М.В.Ломоносова, который своими трудами прославил русскую науку и Россию. Урок готовился с ребятами заранее: организована экскурсионно-познавательная поездка в село Ломоносово Архангельской области, учащимися собрано и подготовлено около 100 исследовательских, творческих и авторских работ, фото и видеоматериалов, презентаций, посвященных жизни и деятельности М.В.Ломоносова, лучшие из которых и составили основную часть урока.
На уроке был найден разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом, что очень хорошо воспринималось учащимися и оказывало на них серьезное воспитательное воздействие, которое усиливалось тем больше, чем больше выдумки, поиска, искренней любви вкладывалось в содержание урока.
На урок были приглашены сотрудники библиотеки имени М.В.Ломоносова, преподаватели лицея и ПГУ имени М.В. Ломоносова, актеры драматического театра имени М.В.Ломоносова, представители администрации Ломоносовского округа г. Архангельска.
В течение всего урока демонстрировалась мультимедийная презентация с фото и видеоматериалами.
Урок позволил учащимся взглянуть на математику не просто как на точную науку, а как на систему, которая учит пространственно мыслить, комбинировать различные отрасли знаний.
Цели урока:
- повторить и закрепить основные знания, умения и навыки по теме – Алгебраические выражения;
- получить новые знания о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;
- комбинировать различные области знаний – математика, история, краеведение.
Задачи урока:
- формировать основные учебные компетенции – предметная, коммуникативная, информационная;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией;
- развивать интеллектуальные, творческие, исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам;
- обеспечивать нравственное воспитание, воспитание чувства патриотизма, гордости и ответственности.
Структура урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Этап мотивации и целеполагания – 2 мин.
3. Основная часть: этап применения знаний, умений
и навыков по алгебре и получение новых знаний о
жизни и деятельности М.В. Ломоносова – 38 мин.
3.1. Самостоятельная работа – 12 мин.
3.2. Работа в парах. Подведение итогов – 3 мин.
3.3. Фронтальная работа с классом – 9 мин.
3.4. Работа в группах. Обсуждение – 5-7 мин.
4. Домашнее задание – 1 мин.
5. Завершение урока. Рефлексия – 3 мин.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, раздаточные материалы.
Ключевые слова: М.В. Ломоносов, юбилей, русская наука, биография, Архангельск. Выражение, одночлен, многочлен, коэффициент, степень, стандартный вид, подобные слагаемые.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (слайд 1)
2. Актуализация знаний. Введение (слайд 1)
Учитель сообщает тему урока и просит учащихся сформулировать цели и задачи урока.
Вступительное слово учителя. Архангельская
земля – родина всемирно известного ученого М.В.
Ломоносова. Гениальный ученый, поэт, создатель
Московского университета, М.В. Ломоносов сделал
много открытий почти во всех отраслях знаний, в
просвещении, своими трудами прославил русскую
науку и Россию.
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и
интересного о жизни и деятельности нашего
прославленного земляка, используя
математические задания по теме – Алгебраические
выражения.
3. Основная часть
3.1. Самостоятельная работа
Выполнить в тетради следующие задания:
1. Найти значение числового выражения:
Ответ: 11
2. Вычислить удвоенное произведение чисел 3 и 5Ответ: 30
3. Вычислить квадрат числа 6 Ответ: 36
4. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:
Ответ: 39
5. Найти значение выражения: при a = 5,b = 4 Ответ: 41
6. Привести одночлен к стандартному виду и выписать его степень:
Ответ: 45
7. Вычислить квадрат одночлена и выписать его степень:
Ответ: 48
8. Найти сумму подобных одночленов и указать коэффициент:
Ответ: 51
9. Вместо буквы М подберите число так, чтобы выполнялось верное равенство:
Ответ: 55
10. Назвать степень одночлена:
Ответ: 57
11. Упростить выражение и выписать коэффициент:
Ответ: 58
12. Найти число N такое, чтобы выполнялось верное равенство:
Ответ: 60
13. Вычислить куб числа 4 Ответ: 64
14. Вычислить сумму квадратов чисел 7 и 4 Ответ: 65
3.2. Работа в парах. Подведение итогов (слайд 2)
Взаимопроверка: поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить ответы и выставить оценку.
Ответы: 11, 30, 36, 39, 41, 45, 48, 51, 57, 58, 60, 64, 65.
Нормы оценок: верно выполнено
- 14-13 заданий – оценка «5»,
- 12-10 заданий – оценка «4»,
- 9-7 заданий – оценка «3».
Подведение итогов.
3.3. Фронтальная работа с классом (слайды 2, 3)
Вопрос к классу: В каком веке жил М.В. Ломоносов? С какого числа начинается запись этого века?
Записать в тетради столбиком ответы, полученные в предыдущей самостоятельной работе и слева приписать число 17.
Перед нами даты – основные этапы биографии М.В. Ломоносова.
Идет обсуждение и анализ каждой даты, ведутся краткие записи в тетрадях учащихся:
19.11.1711г. – дата рождения
1730г. – пешком отправляется в Москву и поступает в
Славяно-греко-латинскую академию
1736г. – студент Петербургской Академии наук
1739г. – закончил одну из первых физических
диссертаций
1741г. – служба в Петербургской Академии наук
1745г. – Профессор химии Петербургской АН,
Академик
1748г. – создана Химическая лаборатория
1751г. – технология изготовления стекла (смальты)
1755г. – учрежден Московский университет
1757г. – Советник Академической канцелярии
1758г. – Руководитель Исторического собрания,
глава Географического департамента Академии
наук
1760г. – руководитель Академического университета
и гимназии, почетный член Шведской королевской
АН
1764г. – почетный член Академии трех художеств,
почетный член Болонской АН, статский советник
15.04.1765г. – дата смерти
3.4. Работа в группах (слайд 4)
– В нашем городе много мест, связанных с именем М.В. Ломоносова, назовите их? Давайте подробнее узнаем об этом.
Класс разбивается на 6 групп по 4-5 человек. Время работы в группе 5-7 минут. Представители от групп, в произвольном порядке выбирают свои задания.
Выполнить задания и вставить в текст числа вместо пропусков.
Тексты заданий каждой группе
Группа №1. Проспект М.В. Ломоносова
Более лет один из центральных проспектов Архангельска носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. Славное имя свое он получил в дни подготовки к празднованию ______ -летия со дня рождения великого ученого.
Границы проспекта проходят параллельно реке –
Северной Двине, в южной его части города
переходит в Ленинградский проспект. На проспекте
Ломоносова находится Поморский государственный
университет его имени, _______стадиона, областной
больничный городок и более _____ зданий.
Протяженность проспекта Ломоносова составляет
____ км.
1. Вычислить степень одночлена:
Ответ: 20
2. Вычислить удвоенный куб числа 5 Ответ: 250
3. Найти число N, чтобы выполнялось верное равенство:
Ответ: 2
4. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:
Ответ: 300
5. Найти многочлен равный разности многочленов:
и Ответ: 5
Группа №2. Ломоносовский округ
____августа ________г. образован новый район в городе
Архангельске – Ломоносовский.
____ноября ________г. было ликвидировано
территориальное деление на районы и определены
территориальные границы Ломоносовского округа.
На сегодняшний день Ломоносовский округ –
второй по численности район Архангельска после
Октябрьского. Население округа составляет – _____
тыс. человек.
На территории округа находятся железнодорожный, морской-речной
и автовокзалы, городской рынок, университеты,
колледжи, училища, Дворец спорта, центры
торговли.
1. Выписать степень многочлена:
Ответ: 20
2. Вычислить:
Ответ: 1939
3. Привести одночлен к стандартному виду и выписать его степень:
Ответ: 15
4. Привести подобные слагаемые и выписать коэффициент:
Ответ: 1991
5. Вычислить утроенное произведение квадрата числа 5 Ответ: 75
Группа №3. Архангельский областной театр драмы имени М. В. Ломоносова
_____октября _________г. – состоялось открытие
Архангельского Большого драматического театра.
________г. – в честь _______- летия М. В. Ломоносова
театру было присвоено имя великого земляка. Он
стал именоваться Архангельский театр драмы
имени
М. В. Ломоносова.
С _________ года, после длительной реконструкции,
современное здание театра приглашает зрителей
на спектакли, выступления, концерты.
1. Найти многочлен равный разности многочленов:
и Ответ: 27
2. Привести подобные слагаемые и выписать коэффициент:
Ответ: 1932
3. Вычислить:
Ответ: 1961
4. Вычислить удвоенный куб числа 5 Ответ: 250
5. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:
Ответ: 2010
Группа №4. Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова
Библиотека объединяет____ библиотек-филиалов г.
Архангельска.
Книжный фонд насчитывает более _____тысяч
экземпляров книг, аудио- и видео- материалов,
электронных документов, более_____ наименований
периодических изданий – газет и журналов,
ведет электронный каталог новых
поступлений.
Ежегодно библиотеку посещает более_____ тыс.
человек.
Библиотека имеет доступ в Интернет.
В ________году библиотеке исполняется 100 лет.
1. Выписать степень одночлена: Ответ: 17
2. Найти сумму квадратов чисел 6 и 8 Ответ: 100
3. Привести одночлен к стандартному виду и выписать его коэффициент:
Ответ: 140
4. Выписать степень многочлена:
Ответ: 10
5. Вычислить:
Ответ: 2011
Группа №5. Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова
___ июля_______ г. Приказом областного управления
народного образования № ______ средняя школа № 19
была реорганизована в Архангельский городской
лицей имени М. В. Ломоносова. В ______ году лицею
исполнилось 20 лет.
Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова —
среднее общеобразовательное учреждение в городе
Архангельске, в котором
происходит обучение с ____по 11 класс. Набор
учащихся в лицей производится по результатам
сдачи абитуриентом экзаменов. В лицее в данный
момент есть четыре отделения: Гуманитарное,
Физико-Математическое, Химико-Биологические и
Техническое.
1. Выписать степень многочлена:
Ответ: 2
2. Найти значение числового выражения:
Ответ: 1990
3. Найти число N такое, чтобы выполнялось верное равенство:
Ответ: 481
4. Вычислить:
Ответ: 2010
5. Вычислить куб числа 2 Ответ: 8
Группа №6. Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Учебное заведение основано в 1932г.,
в________ г. присвоено имя М. В. Ломоносова.
В ПГУ ____ факультет, 66 кафедр,_____ научных
центров и лабораторий.
Расположены филиалы в городах Северодвинске,
Коряжме и Нарьян-Маре.
В настоящее время в университете обучаются свыше
________ студентов, аспирантов, слушателей,
трудятся более 1500 человек. Материальная база
____ учебных корпусов, 8 общежитий.
Подготовка кадров осуществляется по 8
укрупненным группам специальностей.
1. Найти значение числового выражения:
Ответ: 1957
2. Вычислить куб одночлена и выписать его степень:
Ответ: 21
3. Записать куб числа 3 Ответ: 27
4. Вычислить: Ответ: 14000
5. Привести подобные слагаемые и указать коэффициент:
Ответ: 13
Обсуждение
Уполномоченные в группах учащиеся знакомят весь класс с материалами своих заданий:
Группа №1. Проспект М.В. Ломоносова(слайд 5)
Комментарий учителя о Ломоносовской площади(слайд 6):
В квартальной книге г. Архангельска за 1828г. было
обозначено место «для постановления памятника
стихотворцу Ломоносову». Это место после
установки монумента назвали Ломоносовским
лугом. Позднее в 1854г. переименовали в
Ломоносовскую площадь. В 1930-е годы на
Ломоносовской площади, разрушив старинные
особняки, поставили аскетично-прямоугольный
Госбанк.
Позднее кирпичный банк снесли, начав
строительство центральной площади Архангельска,
обставленной административно-хозяйственными
сооружениями.
Так была переобустроена Ломоносовская площадь.
Группа №2. Ломоносовский округ (слайды 7, 8)
Комментарий учителя:
В Ломоносовском округе больше всех мест, связанных с именем М.В. Ломоносова, сейчас мы в этом убедимся.
Группа №3. Архангельский областной театр драмы имени М. В. Ломоносова (слайд 9)
Группа №4. Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова(слайд 10)
Группа №5. Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова (слайд 11)
Комментарий учителя о Ломоносовской гимназии (слайд 12):
2 сентября 1811г. состоялось торжественное
открытие Архангельской гимназии.
В течение 20 лет (1811–1831) в гимназии занимались в
среднем по 25 учащихся в год. Выпускники
Архангельской гимназии поступали в
Санкт-Петербургский университет,
медико-хирургическую академию и другие высшие
учебные заведения России.
В 1911г. – «По ходатайству педагогического Совета
гимназии приказом Министерства просвещения
России от 22 мая 1911 года» Архангельской
губернской гимназии было присвоено имя М. В.
Ломоносова.
В 1920г. – Архангельская Ломоносовская гимназия
была закрыта. Позднее в этом здании находилась
общеобразовательная школа № 4.
С 2010г. активно ведутся ремонтно-строительные
работы, и возможно к 300-летию со дня рождения
М.В.Ломоносова Ломоносовская гимназия вновь
распахнет свои двери.
Группа №6. Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова (слайд 13)
4. Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками, допущенными на
уроке.
Найти новые места на карте г. Архангельска,
связанные с именем М.В. Ломоносова и
составить свою математическую задачу.
5. Завершение урока
– Назовите направления деятельности М.В. Ломоносова?
Устное обсуждение по слайду 14.
Ученик читает стихотворение, написанное М.В. Ломоносовым:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха,
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Заключительное слово учителя:
– Надеюсь, что наша поморская земля, взрастившая всемирно известно ученого М.В. Ломоносова – человека, имя которого составляет эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения многих областей знаний, даст российской и мировой науке новых ученых.
Воплощайте идеи М.В. Ломоносова, служите интересам России и Севера!
Рефлексия
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке …
- Теперь я знаю …
- Мне на уроке …
Релаксация
– Активно на уроке работали …
– Старались …
– Жду большей активности от …
– Спасибо всем за работу.
Литература:
1. Барашков Ю. Путеводитель-фотоальбом «Мы
любим тебя, Архангельск», 2009г.
2. Колоденко Т.В. Рекомендательный указатель
«Имя Ломоносова на карте Архангельска», МУК
«Централизованная библиотечная система г.
Архангельска» – Архангельск,
2008г. – 59 стр.
3. Никольский С.М. Алгебра-7, учебник для ОУ, М.:
Просвещение, 2009.– 272с.
4. Интернет-ресурсы.