Цель: Приобщение учащихся к народному профессиональному декоративному искусству, к его художественно- образному языку.
Задачи:
Обучающая:
- Выявить уровень усвоения знаний учащихся по народным промыслам (Игра- викторина “Волшебный ларчик”).
- Дать информацию учащимся о Гжельском народном промысле,
- Об истории и современном производстве, мотивах и формах, приемах росписи.
Развивающая:
- Развивать умения и навыки в выполнении мотивов Гжели (мазок с тенями, мазок капелька, капелька с поворотом).
- Формирование творческой активности.
- Развитие чувства композиции.
Воспитательная:
- Воспитание чувства уважения и гордости к художественным традициям русского народа, чувства товарищеской взаимопомощи, трудолюбия.
Тип урока: Комбинированный.
- Составление коллективного панно “Выставка – распродажа” Работа в группах.
Литература:
- “Маленькие чудеса” Н.В. Тарановская
- “Юный художник” № 12. 1989г
- “Искусство Гжели” Р.Р.Мусина.
- “Альбом, синяя гжель” Мозаика – синтез.
Оборудование:
- Зрительный ряд: - Презентация “ Гжель”
- Изделия народных промыслов: Хохломы, Жостова,полотенце с русской вышивкой, разделочные доски.
- Русский народный костюм, ларец.
- Гжельская керамика, фартук, скатерть.
- Таблицы – мотивы гжели. Памятки – открытки. Сигнальныекружочки.
- Музыкальный ряд: - аудиокассета “ Иван – Купала”.
План урока:
- Организационный момент - (1)
- Актуализация. Игра – викторина - (8)
- Объяснение нового материала - (15)
- Практическая работа - (20)
- Анализ и итог урока. - (2)
Ход урока
Творение русских умельцев дороже
душе моей всяких иных,
И часто особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
В резьбе и узоре
В раскраске весенней
Остались умельцев черты
Внезапная грусть
И лихое веселье
Которые с виду просты.
Б. Дубровин
О каких русских народных промыслах мы говорили на предыдущих уроках? (обращение учителя к классу) Сегодня поможет вспомнить нам о них наша гостья - красна-девица, свет Аленушка.
Входит девочка в русском народном костюме, в руках у нее ларец, ставит его на стол и низко кланяется в пояс: “Здравствуйте, люди добрые, мастера и мастерицы.
Пришла я к Вам не виниться, а вопросы задавать, даответы правильные слушать. Принесла я с собой заветный ларчик, что батюшкаподарил, купил он его на ярмарке, а в нем копилочка!
Дорогих моему сердцу вещичек
Каждая вещица – для вас вопрос.
Итак, вопросы первому столику мастеров.
Открывает ларец – достает доску.
1. Что за роспись диковинная такая? (городецкая)
2. Какие два цветка любимы мастерами? (розан и купава)
3. Чем они отличаются друг от друга? (формой, центром,размерами)
4. Какую птицу изображали мастера? (птица добра и счастья Сирин)
За каждый правильный ответ группа получает сигнальный кружок.
- Молодцы! Ай да удальцы! На все вопросы ответили.
И снова ларчик открываю…. Полотенчико – подарок матушкин – в дорогу. Ай да люб мне этот подарок!”
Вопросы второму столику мастеров.
1. Что обозначал красный цвет нити? (Цвет огня, солнца, жизни на земле)
2. Какая символика в вышивке олицетворяла богоматерь? (женская фигура с поднятыми руками или опущенными)
3. Как изображалось солнце в русской вышивке? (ромбом)
4. Есть ли различие татарского полотенца от русского? (цветным колоритом, символикой)
- Молодцы мастера, правильно отвечаете!
- А вот вопросы для третьего столика мастеров !
Вынимает ложку из ларца.
- А это братова ложка. Он у меня знаменитый ложкарь на всю округу.
1. А откуда же я?(из Хохломы)
2. Почему наша роспись получила название хохломской? (от названия села, куда на ярмарку свозили расписную деревянную посуду)
3. Какие излюбленные мотивы мастеров наших? (травка, ягодки, стебельки, кустики, криуль, жар-птица, листочки)
4. Как называют наши мастера выточенную, ошкуренную белую посуду? (белье)
Ай да молодцы мастера, все знаете!
И вновь ларец открыт………. Вынимает девица жостовский поднос.
1. Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,- все садовые цветы, крупные.И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.)
2. Что такое бликовка? (свет на листочках и лепестках выполнен белилами)
3. Что такое привязка? (мелкие листочки, стебли, бутоны)
4. Что такое уборка? (рама для жостовских букетов, мелкий орнамент, объединяющий композицию)
Подведение итогов. Выявление мастеров 1 .2,3.класса.
Молодцы мастера! А задам я Вам еще вопрос: Какие народные промыслы есть у нас в Татарстане?
Учитель: “Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней.
Сегодня на уроке мы вновь совершим прогулку в прошлое и настоящее Гжели.
Итогом этой прогулки должно быть коллективное панно.
“Выставка-продажа”
II. Новый материал. Объяснение.
Вопрос к классу: “Что вы слышали о Гжели?” Иногда гжель называют голубой сказкой, почему? (предполагаемые ответы: это посуда, расписные чашки, кувшины, сувениры; это местность, где занимались росписью посуды; это роспись голубыми красками и т.д.) Давайте посмотрим, что же такое Гжель!.”
Смотрим презентацию.
Гжель – это самый известный русский народный керамический промысел.
Подмосковный р-он из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI в.
Самые древние здешние находки – обломки глиняных сосудов, украшенных так называемым “ ямочным” орнаментом, археологи датируют IV тысячелетием до н.э.
Однако первые документальныеупоминания о поселении на берегах Гжелки найдены среди грамот Ивана Калиты. (слайд 4)
Учитель: “Ребята, а где обычно в старину селились люди, строили свои дома, избы?”
- Правильно, конечно рядом с водой, с лесом. Лес это топливо, строительный материал. Без воды люди не могут выжить.” Река была рядом – Гжелка протекает по всему Раменскому району. Слово “Гжель” пришло из седой старины, когда целый район с многочисленными разноименными деревнями называли Огнель, Акжель, Жгель - вкладывая в названия определенный смысл “ Жечь”, “ Обжигать”.
Почему появился в этой местности керамический промысел?
- Во-первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: “ Не землей мы кормимся : глина наша - золото!”
- Во-вторых , большие залежи высококачественных глин,которыми богаты были берега Гжелки.
- В-третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке.
Поначалу умельцы занимались кирпичным производством, в стенах и башнях Московского кремля немало гжельских кирпичей, занимались изразцами, а потом полностью перешли на посуду игрушки. И постепенно здесь развилась целая крестьянская промышленность майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая царский стол в XVIIIви XIX в
Занимались сначала майоликовой посудой – изделия из цветной глины,покрытое непрозрачной глазурью.В майолике колорит строился на пяти цветах: белый фон, акцентировал звучание лилового, зеленого, желтого и синего (по презентации слайд 5 и 6,7)
Но, вскоре майолику стал вытеснять английский фаянс, на который шла масса из особых сортов глины в соединении сизвестью и другими примесями.
Вот тогда в подражании заморской посуде стала впервые гжель сине-белой.
Ах эта роспись: синие цветы, синие листья, нежно-голубые бутоны! (слайд 8 и 9).
Кажется далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда передтобой настоящий поэтический мир!. Гжельский мазок особенный, в нем сразу вся гаммацвета – от самого темного до прозрачнейшего светлого, сквозь который светится основа. Два, три прикосновения кисти и прямо на глазах рождаются васильки, одуванчики, ромашки, то знаменитая “ гжельская роза”.
Потом покрытыеглазурью и закаленные в огне, они поражают сочностью синей росписи
Вопрос к ребятам. “Почему в Гжели преобладает белый и синий цвет. Где мог увидеть такое сочетание увидеть мастер - художник? Правильно, эту гармонию цвета увидел мастер в природе. Зимою часто можно увидеть сочетание синего и белого – синее небо, заиндевелые ветки деревьев на фоне его. Синие тени на снегу, яркие отблески на зеркальной поверхности голубого льда.
Учитель характеризует три этапа истории гжельского промысла
Отличительной особенностью Гжельских изделий является их художественная форма, которая синтетически соединена с глиняными и скульптурными украшениями.
Создание изделия – сложная работа. (слайд 12 и 13) Сначала надо продумать и нарисовать его карандашом, посмотреть, отличает ли его будущая вещь практическим требованиям, соответствует ли форма задуманной росписи. Затем выполняется в фарфоре и наносится роспись (мотив сохраняется, но на каждой вазе штрихи, линии, пятна всегда разные). О мотивах Гжели (слайд 15,14)
О современной Гжели (слайд 11.и 10)
О композиции.
Роспись мастеров всегда подчинялась форме посуды
Рассмотрим схему композиции куманца, квасника. (по таблице)
Показ учителем техники мазка на бумаге, прикрепленной на доске.
Мазок с тенями. Учитель пишет гжельскую розу, усики, шахматку, бордюр.
Задача перед учащимися:
Расписать заранее приготовленный силуэт посуды по мотивам гжели. Закончив работу на месте, найти место своей работе на общем панно. Две группы мастеров работают над майоликовой посудой, сувенирами. Две группы над фаянсовой посудой, сувенирами.
Ребята работают, имея перед собой “Карточку-памятку” с мотивами Гжели.
Итог урока.
Ребята, рассматривая панно, анализируют работы, “ покупают” те предметы, которые им понравились. Оценивается работа всех учащихся .
Еще раз обращаемся к презентации, к слайдам 16,17.
Вопрос к слайду 16: Определить название изделий, представленных на данном слайде.
(куманец, подсвечник, тарелка,копилка, сахарница, ложки,чайник, мелкая пластика)
Вопрос к слайду 17: Почему Гжель называют “голубой сказкой”?