Цель урока:
- Познавательная: познакомить учащихся с историей рекламы, вызвать живой интерес у школьников;
- Развивающая: Сформировать у учащихся понятие об информации и в целом, о рекламе, её видах и формах, о недопустимых видах рекламы, познакомить с пятью основными целями и “золотым правилом”, которые преследует рекламный текст. Научить учащихся находить и отбирать необходимую информацию, мыслить критически, развивать умения анализировать, сравнивать обобщать.
- Воспитательная: способствовать экономическому воспитанию школьников на основе полученных знаний, развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Дидактическое оснащение:
- презентация по теме “Реклама”;
- рисунки: подкова, баранка, сапог, корова;
- карточки для теста;
- Федеральный Закон “О рекламе” (стр. 38 хрестоматии по основам потребительской культуры, или распечатка ст. 6,7,8,9,10)
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся.
Урок начинается с постановки вопроса об изучении темы. В ходе беседы выясняется, что эта тема “Реклама”. Чтобы вы хотели узнать о рекламе? Идёт постановка целей.
Цели урока:
- Познакомиться с историей рекламы.
- Знакомство с формами рекламы.
- Знакомство с недопустимыми видами рекламы, а именно со статьей6,7,8,9,10 закона “О рекламе”.
- Знакомство с пятью основными целями, которые преследует рекламный текст.
II. Изучение новой темы.
1. Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним источником информации – реклама. Слово “реклама” происходит от латинского – “громко кричать”. Первоначально это слово подразумевало желание “криком” привлечь внимание, сообщить новость, снабдить информацией, в том числе и о продаже каких- либо товаров. Как вы думаете, сколько лет существует реклама?
2. История рекламы насчитывает несколько тысячелетий. Исследователями установлено, что появление прообраза наружной рекламы относится к 1 тысячелетию до н.э.: это была высеченная на камне надпись, найденная в развалинах древнеегипетского города Мемфиса: “ Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения”. Под вулканическим пеплом города Помпеи законсервированном лавой в 73 году н.э., были найдены надписи- указатели,
“ Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сиркус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи”.
А вот так звучала торговая реклама в устах глашатаев на улицах античных Афин:
“ Чтоб глаза сияли, чтоб алели щёки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Эклиптоса”.
3. В средние века, в 12 веке, большая часть уличной рекламы была построена на визуальных образах: вывески над входом являли собой образ вещи, отражающий характер того или иного заведения. Так, над булочной размещалось изображение калача, а над мастерской сапожника висел большой металлический сапог.
Горожане, таким образом, были избавлены от необходимости, вчитываться в надписи. В средневековом городе вывески также выполняли функцию указателей для ориентации жителей в пространстве. У Андерсена даже есть сказка под названием “ О том, как буря перевесила вывески”. Согласно сюжету, в городе разыгралась буря, которая “пошутила” над жителями, поменяв местами вывески всех городских заведений.
4. В России вывески были замысловатые и длинные. Камер – коллегия издала указ о сокращении вывесок в 1749 г.
Ситуация на рынке российской наружной рекламы изменилась к середине 19 века. Именно к этому времени относится переход наружной рекламы на качественно новый уровень: она становится украшением улиц. Изменения коснулись, в первую очередь, крупных городов - Москвы, Санкт - Петербурга, Екатеринбурга.
Вывески размещались на фасадах, между витринами магазина и по сторонам от входа. В начале 20-х деятельность художников, оформлявших витрины вызвала интерес знаменитых живописцев - М.Шагала, Е. Кончаловского, Б.Кустодиева. Появились коллекционеры вывесок.
5. Особый период в истории развития наружной рекламы в России связан с именем Владимира Маяковского. Он создал множество рифмованных рекламных текстов для государственных организаций. Он сказал, что реклама- это имя товара. В 1923 году в рекламе стал применяться новый метод – фотомонтаж, возник новый термин- “световая реклама”.
6. Обратите внимание на то, как выглядела реклама в советское время (Слайды в презентации).
7. Даже детский поэт Сергей Михалков создал свой прообраз рекламы. Давайте вспомним стихотворение С.Михалкова и мультипликационный фильм. Это лишь один из примеров воздействия рекламы на потребителя.
На рынке корову мужик продавал.
Никто за корову цены не давал,
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам, я с утра с ней на рынке стою.
- Не много ли просишь, старик за неё?
Да где наживаться, вернуть бы своё.
Уж больно твоя коровёнка худа.
- Болеет, проклятая, да просто беда.
- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока!
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал
Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя не легка.
Я возле коровы твоей постаю.
Авось продадим мы скотину твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?- Покупай коль богат,
Корова, гляди, не корова, а клад.
- Да так ли? Уж выглядит больно худой.
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день, устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
Зачем я, бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому,
Такая скотина нужна самому!
Итак, как же реклама воздействовала на товар?
Удалось пареньку под воздействием рекламы добиться успеха?
8. Обратите внимание на таблицу, в ней отражена “Краткая биография рекламы”.
Дата | Наименование событий |
3000 лет назад | Появление старейшего письменного объявления (предка рекламы) |
1652 | Первая реклама кофе в газете “Меркурий” |
1657 | Первая реклама шоколада |
1658 | Первая реклама чая |
1666 | Появление первого рекламного приложения к журналу “Газет” (Англия) |
1867 | Первый рекламный плакат |
1910 | Первая реклама на автобусах ( в Лондоне) |
1925 | Первая неоновая реклама |
1989 | Появление первых рекламных телероликов в России |
9. А теперь мы с вами познакомимся с вами с формами рекламы, а также с их преимуществами и недостатками:
Категории информационных средств
Начать делать работу в классе, например, сделать выборку по телевидению, радио о преимуществах и недостатках рекламы:
Самостоятельная работа в группах. Выборочно сделать в классе, а потом продолжить дома.
Категории информационных средств | Преимущества | Недостатки |
Телевидение | ||
Газеты | ||
Радио | ||
Журналы | ||
Почтовые рассылки |
Преимущества
Возможность широкого охвата. Регулярность выхода рекламных объявлений. Несезонный характер спроса. Быстрое исполнение рекламы. Широкий охват. Высокая частота обращений. Большие творческие возможности. Одновременно зрительное и слуховое воздействие. Развлекательный характер. Низкие издержки. Высокая частота. Незначительные сезонные колебания в составе аудитории. Возможность полного охвата определённой области. Возможность выборочного обращения к потенциальным клиентам. Гибкость формы и стиля. Абсолютный контроль над процессом выпуска и количеством объявлений. Богатые типографские возможности. Регулярность рекламных объявлений. Возможность выбора демографической группы. Возможность выбора местных и региональных рынков. Авторитет и доверие.
Недостатки
Ограниченность цветового исполнения. Неудобство зрительного восприятия из-за “густоты” текста на страницах. Редкие случаи повторного чтения. Высокая стоимость производства и времени вещания. Резкое сокращение числа зрителей летом. Долгий подготовительный период. “Короткая жизнь” объявлений. Привычка людей использовать радио в качестве звукового фона и не замечать рекламных сообщений. Высокие издержки в расчёте на один выпуск. Длительные сроки доставки. Трудности с получением нужного списка адресатов. Сопротивление потребителей. Меньшая возможность привлекать внимание, чем у других видов СМИ. Долгий подготовительный период. Высокие издержки.
В конечном итоге ваше домашнее задание будет выглядеть таким образом.
1) газеты:
Преимущества:
- Возможность широкого охвата.
- Регулярность выхода рекламных объявлений.
- Несезонный характер спроса.
- Быстрое исполнение рекламы.
Недостатки:
- Ограниченность цветового исполнения.
- Неудобство зрительного восприятия из-за “густоты” текста на страницах.
- Редкие случаи повторного чтения.
2) телевидение:
Преимущества:
- Широкий охват.
- Высокая частота обращений.
- Большие творческие возможности.
- Одновременно зрительное и слуховое
- воздействие.
- Развлекательный характер.
Недостатки:
- Высокая стоимость производства и
- времени вещания. Резкое сокращение числа зрителей летом.
- Долгий подготовительный период.
3. Почтовые отправления.
Преимущества:
- Возможность полного охвата определённой области.
- Возможность выборочного обращения к потенциальным клиентам.
- Гибкость формы и стиля.
- Абсолютный контроль над процессом выпуска и количеством объявлений.
Недостатки:
- Высокие издержки в расчёте на один выпуск.
- Длительные сроки доставки.
- Трудности с получением нужного списка адресатов.
- Сопротивление потребителей.
4. Журналы.
Преимущества:
- Богатые типографские возможности.
- Регулярность рекламных объявлений.
- Возможность выбора демографической группы.
- Возможность выбора местных и региональных рынков.
- Авторитет и доверие.
Недостатки.
- Меньшая возможность привлекать внимание, чем у других видов СМИ.
- Долгий подготовительный период.
- Высокие издержки.
5. Радио:
Преимущества:
- Средние издержки.
- Высокая частота.
- Незначительные сезонные колебания в составе аудитории.
Недостатки:
- “Короткая жизнь” объявлений.
- Привычка людей использовать радио в качестве звукового фона и не замечать рекламных сообщений.
10. Чтобы реклама воздействовала на человека, вы должны знать о пяти основных целях, которые преследует рекламный текст:
1) привлечь внимание потенциального покупателя;
2) возбудить интерес потенциального покупателя;
3) вызвать доверие к товару и компании;
4) усилить желание потенциального покупателя иметь товар;
5) побудить потенциального покупателя к действию.
11. Знакомство с “золотым правилом рекламы”.
Вы его сейчас выведите сами. Я вам даю задание. Прослушайте слова, затем по моей просьбе запишите эти слова в любой последовательности.
- Стол
- Парта
- Стул
- Доска
- Мел
- Окно
- Портфель
- Сумка
- Учитель
- Класс
Вспомните, я вам уже говорила, что в 1749 году камер – коллегия издала указ о сокращении слов в рекламе. Мы с вами выяснили, что максимальное количество слов, которое может запомнить человек одновременно в памяти это 7+- 2 , от 5 до 9 слов. От 5 до 9 слов должно быть в рекламе, что бы реклама имела воздействие на человека.
12. Закрепление полученного материала. Проведение игры “ Реализация творческих мини-проектов по созданию рекламного текста”- ролика.
У нас с вами 5 команд каждая должна прорекламировать, зная о пяти основных целях рекламы “Образование”. На подготовку выделено 2 минуты. Заслушиваем творческие проекты учащихся.
13. Знакомство с видами рекламы.
Мы выяснили, что большое воздействие на человека оказывает реклама на телевидении. Хочу обратить ваше внимание на то, что одним из способов рекламы является такой вид рекламы, как публичная офёрта н-р….. По форме публичная оферта может представлять собой любой документ, содержащий существенные условия будущего договора, с четко выраженными намерениями сделавшего предложение лица заключить...
По телевизору редко вещают такой вид рекламы, как социальная н-р…..-эта реклама очень значима для нашего общества.По телевизору в воскресенье показывают передачу “Пока все дома”. Идёт социальная реклама про детей, оставшихся без родителей… “ Пусть мама увидит, Пусть мама поймёт, мама меня непременно найдёт…”
Ещё одним видом рекламы является напоминающая, подкрепляющая реклама.
14. Закон “О рекламе” принят в 1995 году.
В Законе “О Рекламе” говорится о пяти основных видах недопустимой рекламы:
- Недобросовестная;
- Недостоверная;
- Неэтичная;
- Заведомо ложная;
- Скрытая;
Рассмотрим их подробно:
Сегодня мы с вами остановимся на ст. 9,10 стр. 38 хрестоматии по основам потребительской культуры.
Недобросовестная реклама
Недобросовестной считается реклама, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара подражанием или копированием текста, звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо злоупотребляющая доверием физических лиц или недостатка у них опыта, знаний. Недобросовестная реклама не допускается.
Недостоверная реклама
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения о товарах (его характеристиках, назначении, потребительских свойствах, стоимости товара, доставки, обмена, гарантийных обязательств и сроков годности, службы и т.д. Примером недостоверной рекламы является использование превосходной степени (“самый”, “только”, “лучший”, “абсолютный”, “единственный”), в том случае, когда это невозможно подтвердить документально. Примеров недостоверной рекламы накопилось достаточно много. Недостоверная реклама не допускается.
Неэтичная реклама
Неэтичная реклама- та, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали. Это случаи употребления оскорбительных слов, сравнений образов расы, национальности, профессий, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, убеждений физических лиц. Или реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, государственные символы, порочит какое- либо физическое или юридическое лицо, деятельность, профессию, товар. Неэтичная реклама не допускается.
Заведомо ложная реклама
Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Заведомо ложная реклама не допускается.
Скрытая реклама
Использование в радио, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции и др. способов скрытой рекламы, которая оказывает не осознаваемое восприятие (смешивание специальных видеовставок, двойной звукозаписи), и использование иных способов не допускается.
III. Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала выполним тест.
Тест.
1. Реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, называется:
а) недостоверной;
б) неэтичной;
в) скрытой.
2. Реклама, в которой потребителю публично предлагают заключить сделку на определённых условиях, называется:
а) публичная оферта;
б) недобросовестная;
в) заведомо ложная.
3. Какой вид рекламы способствует проявлению у людей сострадания, развитию терпимости и толерантности:
а) в сфере услуг;
б) социальная;
в) товарная.
4. Кто из поэтов советского времени сыграл важную роль в становлении рекламы:
а) С. Есенин;
б) А. Блок;
в) В. Маяковский.
III. Итог урока. Достигнуты ли цели урока.
Дом. задание. Продолжить работу по заполнению таблицы.
В подготовке к уроку использовалась литература.
Нормативные документы:
- Закон РФ “О рекламе”, действует с 1.08.1995.
- Дополнительная литература:
- В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко “Основы потребительской культуры”, М., 2004.
- Н.А. Заиченко “Экономика 6-8 класс” книга для учителя, С-Пб, 2000
- Авторский коллектив И Виноградова, Р. Кокорев и др. “Основы потребительских знаний”, М., 1997.