Практическое доказательство пагубного влияния продуктов табачного дыма, алкоголя, токсических веществ на живые организмы

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Урок спаренный

Здоровье человека - важнейшая жизненная ценность. Каждый должен сознательно относиться к своему здоровью. О пагубных пристрастиях подрывающих сначало психическое, а затем и физическое здоровье человека сказано немало.

Необходимая профилактика "вредных привычек" - это в первую очередь информация об их губительном воздействии на живой организм.

Для проведения данной работы мы использовали открытый эксперимент.

Цель: используя эксперимент, статистические данные и личные впечатления учащихся доказать, отрицательное действие алкоголя, продуктов табачного дыма и токсических веществ на живые организмы. На основе эксперимента выявить изменение отношения учащихся к вредным привычкам, сформировать убеждение в приоритете здорового образа жизни.

Задачи:

  • Изучить литературу с целью получения информации о влиянии алкоголя, продуктов табачного дыма и токсических веществ на живые организмы.
  • Провести эксперимент и выяснить, какое влияние оказывают: алкоголь, продукты табачного дыма и токсические вещества на развитие живого организма.
  • Обработка результатов, полученных в ходе эксперимента.
  • Выявить отношение к алкоголю, табаку и токсическим веществам у учащихся после эксперимента.

Вредные привычки способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, его преждевременному старению и приобретению им устойчивых заболеваний. К таким привычкам в первую очередь надо отнести курение, употребление алкоголя и токсических веществ.

В подростковом возрасте некоторые школьники, к сожалению, начинают курить. Будем говорить откровенно - приобретают они эту вредную привычку чаще всего из-за желания казаться среди товарищей более взрослыми, более самостоятельными. Но при этом они не осознают, какой огромный вред может принести им курение. Курение снижает работоспособность, память, внимание, так как продукты табачного дыма нарушают работу центральной нервной системы. Курильщики знают о негативных последствиях табакокурения, но продолжают себе вредить.

В каждой школе есть курящие подростки и наша школа тому не исключение. Мы разработали анкету для выявления масштабов курения и причин. По результатам анкетирования делаем выводы:

- основной возраст, когда начинают курить 11-14 лет;

- причиной курения часто бывает влияние кумиров и подражание взрослым;

- 18% учащихся имеют привычку курить;

- 46% учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке;

- 60% учащихся не знают состав табачного дыма;

- 73% учащихся знают о свойствах табачного дыма;

- 98% учащихся знают о последствиях курения.

Анализ анкет выявляет парадокс: зная о негативных свойствах табачного дыма и последствиях курения, 18% учащихся курит.

Поэтому мы предложили открытый эксперимент: влияние продуктов табачного дыма на живые организмы.

Для открытого эксперимента мы взяли пепельных тараканов, рыбок, семена фасоли.

Для исследования готовим "курительный аппарат" (резиновая груша, соединенная со стеклянной трубкой, на конце которой находится резиновая трубочка, в которую помещается сигарета). В семь колб одинаковой вместимостью поместили по 3 пепельных таракана. Колбу №1 закрываем пробкой, она - контрольная. В колбу №2 нагнетаем дым сигареты с фильтром. В колбу №3 нагнетаем дым сигареты без фильтра. В колбу №4 помещаем вату с продуктами

табачного дыма от сигареты с фильтром. В колбу №5 помещаем вату с продуктами табачного дыма от сигареты без фильтра. Также закрываем. В колбу №6 и №7 нагнетаем дым от сигареты с фильтром и без фильтра и накрываем колбой такого же объема. Колбы соединяют клейкой лентой. Таким образом, создаем тараканам одинаковое пространство обитания, но разные условия.

Все результаты записывали в таблицу. Из которой видно, что самая большая продолжительность жизни 25 минут.

Наблюдая за поведением, отмечалось:

  • активное движение;
  • появление потомства раньше времени;
  • движения становятся заторможенные;
  • гибель.

Второй эксперимент имеет ту же технологию, но провели мы на речных рыбах - синтя. После проведения исследования мы результаты заносили в таблицы.

В четыре сосуда вместимостью 750 мл с речной водой поместили по семь рыбок. Сосуды №1 и №2 - контрольные. В сосуды №3 и №4 опустили вату с продуктами табачного дыма от сигареты с фильтром и без фильтра. Все четыре сосуды находятся в одинаковых условиях: естественное освещение, температура окружающей среды, отсутствие корма.

Сравнивая характер движения синти в чистой воде и в воде с продуктами табачного дыма, можно отметить, что в воде с продуктами табачного дыма первые 15 мин синтя ведёт себя гораздо активнее. Затем движения замедляются, рыбки собираются ближе к поверхности, часто высовывают головы из воды, а через некоторое время ложатся на бок. Через 1 час 20 минут рыбки погибают. Содержание продуктов табачного дыма в среде обитания озерных рыб снижает продолжительность их жизни. Результаты записывали в таблицу.

Следующим экспериментом мы проверили, влияют ли продукты табачного дыма на растения? (Высаживали заранее)

Высаживаем в три рассадника по десять семян фасоли на глубину 0,5 см. Поливку проводим в одно и то же время одинаковым объемом воды. Рассадник №1 поливаем обыкновенной водой, Рассадники №2 и №3 - водой, в которую на 15 минут опускают вату с продуктами табачного дыма от трёх сигарет с фильтром и без фильтра.

В рассаднике №1 семена дали всходы на 7 день, на 14 день побеги фасоли имеют 2 листа, на 20 день побеги имеют по 4 - 6 листьев. В рассадниках № 2, №3 семена не дали всходов.

Под воздействием продуктов табачного дыма семена фасоли не развиваются. Продукты табачного дыма, содержащиеся в воде для полива, убивают зародыши семян.

На основании проведённого исследования можно сделать вывод: продукты табачного дыма разрушающе действуют на живой организм.

К вредным привычкам кроме курения относится ещё более пагубная - потребление алкоголя. При частом употреблении алкогольных напитков ухудшается умственная работоспособность, память, слух, обоняние и вкус.

Мы проведём опыты, чтобы наглядно показать и доказать влияния алкоголя на развитие живого организма.

Алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма.

Для этого в две чашки Петри, на дно которых поместили вату и по 10 семян фасоли. В чашку №1 добавили воды, в чашку №2 20% раствор спирта. Через 3 дня уже можно было наблюдать, что в чашке №1 семена начинают прорастать, а в чашке №2 нет. Это доказывает, что алкоголь угнетает развитие побега.

(Опыт закладывали заранее)

Затем поставим в два сосуда с водой побеги сирени. Разместим их в светлом и теплом месте. Когда станут набухать почки и лопаться почечные чешуйки, в сосуд №2 добавляем 20%

раствор спирта. В течение 7 дней наблюдаем за дальнейшим развитием побегов. В сосуде, где находился раствор спирта, развитие побегов прекратилось на 4 день и погибли на 7 день.

Из проведенных исследований видно, что алкоголь пагубно воздействует на растущий организм: ослабляет, тормозит правильное развитие его органов и систем. Растения не развиваются в среде, содержащей алкоголь.

Сегодня одним из наиболее опасных социальных явлений, приводящих к тяжелейшим заболеваниям, стало распространении среди молодежи токсикомании, которая характеризуется пристрастием к употреблению различного рода веществ, вызывающих состояние эйфории. Токсикомания - заболевание, характеризующееся патологическим пристрастием к веществам, не рассматриваемым в качестве наркотиков.

Медико-биологических различий между наркоманией и токсикоманией не существует.

Все токсические вещества являются ядами и пагубно воздействуют на любой живой организм. В своей работе мы наблюдали действия токсических веществ на клетки растений, а также на рост и развитие целого растительного организма.

Изучение состояния клеток кожицы лука и листа элодеи после действия на них водных растворов токсических веществ низкой концентрации показали структурные изменения клетки у кожицы лука - разрушение ядра, вакуолей, у листа элодеи разрушение ядра, пластид, вакуолей.

А также мы экспериментально доказали пагубное влияние токсичных веществ на развитие растений. Использовали токсичные вещества: бензин, ацетон, клей.

(Опыт закладывали заранее)

В четыре рассадника высаживаем семена фасоли. Когда появились всходы - один рассадник поливаем чистой водой, другие - раствором бензина, ацетона и клея. Полив проводим в одно и тоже время, одинаковым количеством жидкости. После первого дня полива наблюдается: - вялость листьев, кроме полива чистой водой. На четвёртый день в рассаднике с чистой водой наблюдаем, цветение фасоли, в остальных - растения погибли. Таким образом, мы видим, что воздействие токсических веществ привело к гибели всего организма.

Для предотвращения влияния алкоголя, продуктов табачного дыма и других веществ необходимо выполнять три функции: первая - прививать учащимся самостоятельность в поступках; вторая - формировать у них убеждение во вреде данных веществ, огромной опасности их употребления; третья - осуществлять текущий контроль.

На основании наглядного эксперимента 70% исследуемых учащихся ответили, что недостаточно знают о действии различных вредных веществ на живой организм, 95% учащихся не стали бы пробовать данные вещества, и 98% не стали бы употреблять совсем, если бы раньше видели своими глазами результаты подобных экспериментов.

Это свидетельствует о том, что наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатление на ребят и сформировать у них отрицательное, отношение к пагубным привычкам.