Цели:
- расширить представление о многообразии деревьев;
- познакомить с представителями этой группы растений;
- выявить отличительные признаки и составные части дерева;
- развивать навыки классификации, эмоциональное и эстетическое восприятие природы;
- развивать монологическую речь, наглядно-образное мышление, устойчивое внимание; воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные навыки.
Оборудование:
- ТСО (презентация),
- картины деревьев,
- раздаточный материал,
- цветные карандаши,
- материал для самооценки работы учащихся: шкала Цукерман,
- “Рожицы”
Ход урока
1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим путешествие в загадочный мир природы. Познакомимся с многообразием деревьев. Слайд1
2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2-5
- Распределите предметы по группам и объясните, почему выделили такие группы?
- Уч-ся 1 ряда, назовите представителей 1 группы –живая природа, 2 ряд-неживая природа, 3 ряд – предметы рукотворного мира
(живая природа, неживая природа, рукотворный мир)
- Как назвать группу живой природы одним словом?(цветы, растения)
- Докажите, что растения – живые существа. (они растут, питаются, дышат, размножаются)
3. Изучение новой темы
- Мы продолжаем с вами наше путешествие в мир природы. Куда же мы отправимся сегодня? Послушайте стихотворение. (Звучит музыка пение птиц)
Здравствуй, лес дремучий лес, Слайд 6
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
- Да, мы отправляемся в лес. Итак, в путь!
- Кто же это у нас на пути? Как вы думаете? Слайд 7
Лесовичок: Подождите, не спешите.
- Кто ты?
Лесовичок: Я – Лесовичок, хозяин леса. Хотите попасть в лес? Скажите, какие правила должны соблюдать в лесу?
Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и всё закопать.
Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
Не рвать большие букеты, особенно не рвать цветы и растения занесённые в Красную книгу.
Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.
Не разжигать костёр, беречь лес от пожара.
- А теперь отгадайте мою загадку:
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший-
Протянет нам десятки
И тысячи ладошек. (дерево)
В шубе летом, а зимой раздетое. (Дерево)
- Назовите деревья, которые встречаются в нашей местности?
Слайд 8 (деревья, цветы, трава, кустарник)
- Рассмотрите рисунок и скажите, сколько деревьев изображено на нём?
- По каким признакам вы их отличили от других растений?( имеют 1 толстый ствол, покрытый корой). У деревьев один одревесневший стебель – ствол
- Ребята, вам когда-нибудь приходилось сравнивать деревья? Давайте поучимся.
Откройте учебник с.63
- Какие деревья изображены на картинках?(ель, ива, берёза, сосна)
- Чем они похожи? Чем различаются?
- Можно ли у дерева выделить главный стебель?
- Твёрдый он или мягкий?
- Есть ли на нём кора?
- Есть ли у деревьев крупные ветви? Где они располагаются? (внизу и в середине)
Вывод: у всех деревьев 1 твёрдый стебель, покрытый корой. Самые крупные ветки расположены внизу и в середине кроны.
4. Физминутка
Лесовичок предлагает поиграть. Игра “детки с ветки” Слайд 9
Описание: Отгадайте, от какого дерева эти листья (берёза, дуб, ель, ...)
- Ребята, поднимите руку, кто задумывался над тем, какие части имеет дерево? Слайд 10 (крона, ствол, корень)
- Из чего состоит крона дерева?
- Для того, чтобы нам отправиться дальше по нашему лесу, мы должны хорошо запомнить, из каких частей состоит дерево. Рассмотрите схему в учебнике на с.64.
На парте у вас лежит картинка с изображением дерева. Рассмотрите её и скажите, чего там не хватает? (цвета и некоторых частей дерева)
- Лесовичок попросил нас выполнить следующее задание: работаем в парах. 1 картинка на двоих. Лесовичок будет задавать задание вам по очереди. Задание для
- 1 варианта: раскрасьте корни дерева. Каким цветом?
- 2 вариант: раскрасьте ствол дерева? Взаимопроверка
- 1 вариант: дорисуйте ветви дерева и раскрасьте.
- 2 вариант: дорисуйте листья и раскрасьте. Взаимопроверка
- Какие части есть у дерева?
- А сейчас возьмите шкалу и оцените свою работу, сравнив с образцом 1 - правильность выполнения, 2 - аккуратность. Показ образца. Конечно же деревья у нас получились не одинаковые, но что у них общее? (ствол, корень, крона)-по таблице
Вывод учителя: поднимите руку, у кого самооценка совпала с моей по 1-й шкале, по 2-й
- Молодцы, ребята, а сейчас наши глазки немного отдохнут и продолжим наше путешествие по лесному царству.
5. Физминутка для глаз ( Винни - Пух)
- Лесовичок ведёт нас по лесу и на нашем пути три дерева, давайте по коре мы их узнаем. Учебник с.64 (берёза, сосна, осина)
- Чем различаются эти стволы?( цветом, толщиной, узором коры)
- Лесовичок приготовил вам загадки, отгадайте, какие деревья мы встретим в нашем лесу. Слайд 11-14
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза.)Не берёза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)Кудри в реку опустила
И о чём-то загрустила.
И о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки, порадовали Лесовичка.
- Скажите, какое дерево здесь заблудилось? Почему7(ель -хвойное)?
– Нельзя себе представить землю без деревьев. Мы любим осинки, берёзовые рощи, сосновые боры. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озёр. И все деревья красивы.
6. Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- Что вы знаете об этих деревьях? Слайды 15-17
Дуб легко узнать даже поздней осенью или зимой по его мощному стволу и толстым веткам. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб очень крепкий. Не могут его согнуть ни ветер, ни мороз. Дуб – долговечное дерево: живёт он 400-500 лет, а иногда до 2000 лет.
Ель - это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба - Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц, зверей в лесу. Из еловой древесины делают мебель и бумагу. Ель растёт 150 - 200 лет.
Берёза. Полюбилась русскому народу белоствольная берёза. Сколько песен, стихов сложено о ней. Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из берёзы делают фанеру, мебель. А береста? Это же готовая природная бумага.
- Кто знает. Какое место называют дубравой, ельником, берёзовой рощей?
Слайд 18
- Мир полон чудес. В лесу тоже встречаются удивительные деревья.
Есть ли молочное дерево? Есть, оно растёт в Бразилии. Его называют дерево-корова. Чтобы подоить его, надо надрезать кору и в подставленную кружку потечёт белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко.
Баобаб – мощное коренастое африканское дерево. Диаметр ствола достигает 4 метра , но описаны случаи, когда он достигает в обхвате 35 метров.
У пузатой пальмы ствол похож на удава, проглотившего козу, а эта “коза” и есть не что иное, как хранилище воды.
Крупные кактусы создают очень большие запасы воды.
Обобщение: какие разнообразные деревья, посмотрите на доску, на что их всех объединяет?(строение)
7. Итог урока Слайд 19
- Наша прогулка по лесу заканчивается, а Лесовичок прощается с нами, до новых встреч на лесных дорожках. Давайте напомним ему, что мы сегодня на уроке узнали нового?
- Чем деревья отличаются от других растений? ( 1 одревесневший стебель – ствол)
Какие деревья запомнили?
- Какие части есть у дерева?
Я желаю вам быть добрыми друзьями природы, счастливого пути. Мы были рады встрече с вами. Как должны относиться к природе, к лесам? (плакат)
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой
Давайте же всегда ее беречь.
Рефлексия
- Оцените своё эмоциональное состояние с помощью “рожицы”. Покажите, какое настроение у вас было на уроке?
Презентация к уроку