Тип урока: Закрепление пройденного.
Форма урока: Урок-путешествие.
Цели:
- формировать навык правописания сочетаний “жи” и “ши” в словах;
- продолжить работу над развитием мышления, связной грамотной речи, памяти, внимания.
- продолжить работу по развитию умения находить в словах “ошибкоопасные” места;
- воспитывать доброту и любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Презентация из 15 слайдов к уроку “Правописание Жи, Ши
- Учебник “Русский язык 1 класс” Н.В.Нечаева
- Индивидуальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
2. Актуализация знаний.
2 СЛАЙД
(Стихотворение С. Я. Маршака читает ученик)
Тихая сказка.
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его ежиха.Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них –
Тихий-тихий ёжик.Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж – отец, ежиха – мать
И ребёнок ёжик.Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
- Как надо читать эти стихи?
- Почему их надо читать тихо, спокойно?
- Что вам на это указывает?
- Какие слова повторяются несколько раз?
- Когда ёжики вышли гулять?
3 СЛАЙД (анимац.)
(слайд – выбор правильного ответа среди слов: утро, вечер, день, ночь)
- В какое время года гуляли ёжики?
- Выберите правильный ответ.
3 СЛАЙД (анимац.)
(слайд – выбор правильного ответа среди слов: зима, весна, лето, осень)
3. Чистописание.
(На столах у каждого ребенка – индивидуальные карточки. В первом задании следует обвести ёжа по пунктирным линиям).
- Ёж изображён на ваших листочках. Обведите ежа по пунктирным линиям.
4. Постановка проблемы.
- Через пни, высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробираются ежи. Устали, решили передохнуть. Отец-ёж решил загадать загадки. Помогите сыну-ёжику их отгадать.
- Запишите отгадки в тетрадь.
4 СЛАЙД (аним.)
(на слайде появляются картинки с изображениям отгадок - постепенно)
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)Что за чудо-бегуны одинаковой длины.
По снегам к берёзкам тянут две полоски? (лыжи)До чего ж она легка,
Легче крыльев мотылька. (пушинка)Чёрные змейки, жёлтые шейки
Ползут, извиваются, мышками питаются. (ужи)Под полом таятся,
Кошки боятся. (мыши)
- Кто догадался, какую орфограмму будем повторять на уроке?
- Проверьте, так ли вы записали отгадки.
5 СЛАЙД
(слайд - с правильным написанием слов-отгадок)
Физминутка
6 СЛАЙД
(слайд - из мультф. “Трям, здравствуйте” с песней “Облака”)
5. Работа над правописание жи, ши.
- Пока маленький ёжик отдыхал, что-то произошло. Что же случилось? Ежи решили сделать запасы, но немного забыли, что им надо заготовить. Облака спустились вниз и закрыли в следующем тексте некоторые части слов. Ежик очень расстроился. Ему надо помочь.
7 СЛАЙД (триггеры)
Жи… е… не ту… ли,
Грибы на зиму су… ли.
Из … повника с малиной
Чай варили витаминный.
(слайд – в стихотворении, в некоторых словах пропущены слоги-сочетания Жи, Ши. С помощью тригеров следует вернуть слоги на место.)
(На доске – картинка с изображением ежа, который несёт в корзинке грибы.)
- Что несёт этот ёж в своей корзине?
- Какие названия грибов вы знаете? Почему они так называются?
- Ёжик знает ещё один гриб.
8 СЛАЙД (анимация)
(на слайде появляется зверёк – лисичка)
- Ой, по-моему здесь ёж что-то перепутал?
(слово лисичка обозначает несколько предметов)
8 СЛАЙД (анимация)
(на слайде появляется картинка с изображением гриба “лисичка”)
6. Работа по учебнику.
7. Самостоятельная работа уч-ся.
- Ежи ходят по лесу очень тихо, а вот я услышала, что он зашуршал листочками. Это же листочки нашего учебника.
- Откройте учебник на стр. 37, упр. 81.
(Текст упражнения:
Где гроздья душистой малины висят,
Где рыжик растёт у пня,
Где ёжик шуршит и птенцы голосят,
Там вы найдёте меня.)
- Прочитайте.
- Какие названия грибов вы здесь встретили? (рыжик)
- Почему он так называется?
9 СЛАЙД
(на слайде – изображение этого гриба).
- Из данного упражнения нужно выписать только слова с изученной орфограммой.
8. Проверка работы
10 СЛАЙД (анимац.)
(на слайде появляются сначала картинка ежа и рыжика, потом слова: душистой, рыжик, ёжик, шуршит )
- Разделите выделенные слова на слоги, поставьте ударение в словах.
- Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (ёжик)
- Кто из вас ходил в лес за грибами?
- Как надо собирать грибы?
(срезать ножом, грибы нельзя рвать, т.к. можно повредить грибницу)
9. Физминутка
- Идём в лес по грибы. Деревья большие, раздвигаем ветки (имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели… Присели, срезали, положили в корзину. Пошли дальше. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзину…
10. Работа с деформированными предложениями.
- Ежи долго гуляли в лесу. День двигался к вечеру. Они решили возвращаться. Но тут на пути они увидели какой-то предмет.
11 СЛАЙД (лес с корзинкой)
(на доске – картинка и с изображением корзины с шишками)
- Что это такое?
- Что это за слово? (словарное)
- Как оно пишется?
(на доску рядом с картинкой корзины прикрепляется слово: КОРЗИНА)
- Но в корзине что-то лежит.
- Кто её собирал?
- Вы узнаете, если правильно составите предложения.
(Индивид. карточка с деформированными предложениями и двумя уровнями заданий)
12 СЛАЙД (анимац. – триггеры)
- дети лес пришли в .
- они шишки собирали.
- положили ребята в шишки корзину.
1-й уровень:
Из данных слов составьте предложения. Запишите их.
2-й уровень:
Придумайте и запишите одно или два предложения, чтобы они стали продолжением этого рассказа.
11. Проверка работы
12 СЛАЙД (анимац.)
(на слайде правильное составление предложений)
- Так чья же была эта корзина?
12. Итог.
- В дом лесной вернутся ёж,
Ёжик и ежиха.
Если сказку вспомнишь ты,
Тихо, тихо, тихо..
- Понравилась ли вам эта прогулка с ежами?
- Над какими орфограммами нам пришлось поработать вместе с ежами?
13 СЛАЙД (анимац.)
(слайд – стихотворные строки – правило)
13. Дом. зад.
- Продолжить стихотворные строки в стихотворениях.
- Что вы знаете о стихотворных строках?
(они рифмуются)
(дом. задание даётся на карточках)
- Если ёжик не пьёт молоко,
Значит где-то в лесу ……….
В чаще, в гнезде меж осин,
Есть у него дочурка и ………..
Значит, надо ёжика взять
И в чащу отнести …………
- Возвращался ёжик домой.
Хлынул дождик …………..
Ручейки, журча помчались с гор.
Но ёж не растерялся –
Живо встал под ……………
И сухим …………..
- Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И ёжик любимую ………….
Заботливо вышел …………
– Я тебя, милая жду и ищу,
Чаем горячим тебя …………..
14 СЛАЙД (лес)