Урок обобщающего контроля для 7 класса по теме "Начальные геометрические сведения" представлен в виде игры, выполненной в виде презентации MS PowerPoint.
Нетрадиционные задания развивают у ребят внимание, понимание необходимости теоретической составляющей знаний, способствуют познавательной активности, воспитывают чувство ответственности друг за друга.
Одной из важных задач современного учителя является не только обучение предмету, но и воспитание культурного, эрудированного человека. Геометрия может внести свой вклад в художественное развитие учеников, используя произведения великих мастеров искусства, графики, архитекторов, иллюстрируя различные геометрические закономерности, привлекая тем самым интерес к своему предмету. А если это сделать ненавязчиво, включив в процесс игры, то результаты не замедлят себя ждать.
Форма проведения: урок-игра.
Цели урока:
- закрепление теоретических знаний;
- развитие внимания, памяти;
- умение решать геометрические задачи;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание умения работать в коллективе.
Необходимое оборудование: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1).
Структура урока.
- Подготовительный этап;
- Сообщение темы и цели урока;
- Систематизация ЗУН с помощью игрового компонента;
- Сообщение новых сведений из области геометрии и искусства;
- Обсуждение полученных результатов, подведение итогов урока;
- Задание домашней работы.
Подготовительный этап:
Класс заранее разбивается на 4 команды с учетом пожеланий учащихся, но и таким образом, чтобы силы команд были примерно одинаковы. Дома нужно было ответить на вопросы после первой главы учебника. Среди старшеклассников выбираются члены жюри, и один из учеников готовит короткое сообщение по творчеству М. Эшера.
Сообщение темы и цели урока:
На экране - название темы урока, девиз "Век живи - век учись", учитель сообщает цели и задачи, представляет жюри, в состав которого входят подготовленные заранее ученики старших классов. Жюри оглашает правила игры.
Правила игры: очередность выбора вопросов на каждом этапе определяется путем правильных ответов на задания двух первых слайдов. В случае неправильного ответа баллы переходят к той команде, которая верно ответит на вопрос. Количество баллов примерно соответствует сложности вопроса. Время на обсуждение вопроса 1-2 мин, на обсуждение и решение задач последнего этапа 3-5 мин. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ход игры
Слайд 1: Название темы урока "Начальные геометрические сведения", девиз.
Слайд 2: "Начала". Вспомните, что это за слово, что оно значит? Правильно ответившая команда приобретает право первой выбрать вопрос на каждом этапе игры. Вслед за ответом следует демонстрация известного портрета и легенды об Эвклиде.
Слайд 3: "Закончите предложение". Разыгрывается очередность хода остальных трех команд.
Слайд 4: "Выберите вопрос". На данном слайде находится табло с наименованиями этапов с управляющими кнопками, позволяющими попасть на слайд с выбранными баллами. На этот слайд возвращаются после каждого верного ответа также с помощью управляющей кнопки "Домой", расположенной на каждом слайде с вопросом. Кнопка "инфо" перемещает на слайд 26, откуда начинается информация о творчестве М. Эшера.
Слайд 5-8: Этап "Выбери верное". Предлагается несколько вариантов определения основополагающих геометрических фигур. Желательно обсуждение и графическая иллюстрация неверных ответов.
Слайд 9-12: Этап "Назови". На этом этапе надо вспомнить единицы измерения длины отрезков, углов, назвать виды углов и свойства геометрических фигур.
Слайд 13-16: Этап "Найди ошибку". Применяется популярный развивающий внимание прием, позволяющий за короткое время решить много устных задач.
Слайд 17-20: Этап "Пристальный взгляд". Задания такого рода приучают ребят тщательно изучать условие задачи и видеть путь решения, который не сразу бросается в глаза. Анализ условия таких задач - шаг вперед к исследовательской работе.
Слайд 21: Этап "Реши задачу". Пояснение к данному этапу. Задачи для решения выбираются и решаются одновременно всеми командами. После выбора команд следует нажать на управляющую кнопку на окошке "Реши задачу", при этом на экране появятся тексты всех 4 задач. С целью отвлечения от экрана раздать каждой команде отпечатанные тексты задач. Жюри в это время подводит итоги.
Слайд 22-25: Этап "Реши задачу". Объяснения и решения задач рассматриваются на экране, можно выслушивать замечания других команд, поощряя дополнительными баллами. Кнопка "инфо" на каждом из этих слайдов позволяет перейти к этапу о творчестве М. Эшера .
Слайд 26-29: Сообщение новых сведений из области геометрии и искусства.
Пока жюри подводит окончательные итоги, обратить внимание учащихся на фон слайда, попросить внимательно рассмотреть, возможно ли такое в жизни, как на иллюстрации, почему нет, поинтересоваться, не встречались ли ребятам такие картины. Подготовленный ученик из старшеклассников может кратко познакомить с творчеством Морица Эшера, при этом демонстрируются некоторые из его произведений.
Подводятся итого урока, награждаются победители.
Задание домашней работы. Подготовится к контрольной работе. Номера заданий выбираются в зависимости от уровня класса. Поискать в Интернете сведения о Морице
Эшере, поощрять хорошими оценками создание презентаций, показать их на дополнительных или факультативных занятиях.
Используемая литература и материалы.
- Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.С. Атанасян и др.
- Ресурсы Интернета: www. images.yandex.ru, ru.wikipedia.org.