Чтобы быть хорошими преподавателями, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.
В.О.Ключевский
Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью сформированности познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-личностной сферы, нарушениями работоспособности из-за органической недостаточности центральной нервной системы, конституциональных особенностей и неблагоприятных социальных факторов, в связи с чем нуждаются в специально созданных педагогических условиях. В нашей школе дети с ЗПР составляют 18 % от общего числа учащихся. Они обучаются в специальных (коррекционных) классах по специальной (коррекционной) программе для школ VII вида.
Усилия специалистов школы направлены на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребёнка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию речевых нарушений.
По заключениям областного ПМПК 70 % учащихся рекомендованы занятия с логопедом. Своевременная диагностика и коррекция специфических ошибок письма позволяют, как показывает наш опыт, преодолеть недостатки в формировании функции звукового анализа и синтеза.
В нашем образовательном учреждении этакая работа осуществляется совместными усилиями учителя и логопеда. Особое место занимают интегрированные занятия.
Свое занятие мы строим с учетом как общих, возрастных и типологических особенностей детей, так и индивидуальных. При этом индивидуальный подход к ребенку был направлен на максимальную активизацию его "зоны ближайшего развития".
Цели:
- Закрепить знания учащихся о звуках и буквах З и С.
- Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления. Формировать зрительное восприятие и узнавание, формировать пространственно-временные отношения.
- Воспитывать положительное отношение к учению, интереса к электронному оборудованию.
Оборудование: картинки корабля и мудрой совы, мешочек с пластмассовыми буквами, макеты двух замков, карточки.
Ход занятия
I. Психологический настрой.
Учитель.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.
II. Организационный момент
Логопед.
С добрым утром, глазки! (поглаживание век).
Вы проснулись? (соединить большой и указательный пальцы, изображая "бинокль").
С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).
Вы проснулись? (прикладывание ладоней к ушам).
С добрым утром, ручки! (поглаживание кистей рук).
Вы проснулись? (похлопать в ладоши).
С добрым утром, ножки! (поглаживание бедер).
Вы проснулись? (потопать ногами).
С добрым утром, солнце! (вытянуть руки в стороны).
Я проснулся! (широко улыбнуться).
III. Артикуляционная гимнастика
- Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка водите влево - вправо за нижними зубами. Затем поднимите язычок вверх и почистите верхние зубы.
- Сейчас надо прополоскать рот. Закройте рот и выполняйте движения, как при полоскании рта.
- Молодцы!
IV. Сообщение темы занятия.
Логопед. 1. Послушайте внимательно стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
Звенит звонок, звонок зовет,
И Зоя в школу к нам идет. (Звук З)
- Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук [з]. Дрожит горло или нет? Горло дрожит. Это звонкий согласный звук
- Какой буквой мы обозначаем этот звук? Какой это звук, глухой или звонкий? Докажите.
2.
Слоненок удивил ребят,
Слоненок встал на самокат,
Немножко покатался -
И самокат сломался.
- Какой звук встречается чаще всего в стихотворении?
- Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук [c]. Дрожит горло или нет? Горло не дрожит. Это глухой звук.
- Какой буквой мы обозначим этот звук? Какой это звук: глухой или звонкий? Докажите.
- Дети, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле. (Звучит шум прибоя.)
Вместе с нами будет путешествовать мудрая сова, которая приготовила для вас разные задания. Чтобы понравиться сове вы должны красиво произносить звуки [c] и [з].
Наш корабль следует строго по курсу, вдали виднеется земля.
Это остров "Звуков". (Звучит музыка из мультфильма "Чунга-Чанга")
V. Работа с звуками [с] и [з]
Логопед. Мудрая сова просит правильно произнести звуки [С] и [З]. Давайте произнесем их. (Дети произносят и дают характеристику каждого звука)
Мы с вами находимся на острове "Звуков". (Выставляются два макета замков.)
- Для того чтобы мы могли плыть дальше, мудрая сова предлагает ответить на вопросы.
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)
- Где живут гласные звуки? (В красном замке.)
- Где живут согласные звуки? (В синем замке.)
- А в каком замке живут звуки [c] и [з]? (В синем.)
- Молодцы!
Учитель. Сейчас мудрая сова хочет проверить, на сколько вы внимательны. Я буду показывать вам картинку, а вы должны назвать слово и определить есть в нем звуки [С] или [З]. Если есть, то нужно произнести этот звук и хлопнуть в ладоши. Хорошо справились с этим заданием, но немного устали, давайте отдохнем.
VI.Физкультминутка (Дети поют и делают разные движения)
Учитель.
Заинька повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись.} 2раза
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой..} 2раза
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши.} 2раза
Можем плыть дальше. А вон впереди уже виден второй остров. Сойдем на берег и отдохнём. (Звучит музыка из мультфильма "Чунга-Чанга")
VII. Работа с буквами С и З.
Логопед. Пальчиковая гимнастика
Корзинка В лес корзинку я беру (Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны) |
Собака У собаки острый носик, (Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.) |
Зайка и ушки Ушки длинные у зайки, (Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.) |
Гусь Гусь стоит и все гогочет, (Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.) |
Учитель. Остров этот называется остров "Букв". На этом острове мудрая сова предлагает выполнить очень трудные задания:
1. Узнать буквы на ощупь, рассказать про каждую из них стишок и найти для нее место в нужном замке. (Дети находят в "волшебном мешочке" букву, называют ее, располагают в одном из замков (синем или красном) и рассказывают про нее стишок.)
Ж - эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж.Съем я бублика кусок
И увижу букву С.
Посмотри на букву З
И увидишь цифру "3".Только с цифрою, друзья,
Путать буквы нам нельзя
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Выявление буквенного гнозиса. Узнавание букв, выполненных разным шрифтом, наложенных одна на другую, изображенных в непривычном ракурсе.
2. Среди букв найдите буквы З и С. Найдите и обведите в кружочек.
(У каждого карточка с разными буквами)
VIII. Гимнастика для глаз.
Логопед. Мы с вами много работали наши глазки устали. Давайте отдохнем.
(Детям предлагается сделать упражнения)
Упражнения для стимулирования и развития абстрактно-логического мышления:
- Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до пяти. Начать с открытыми глазами, затем продолжить с закрытыми глазами. Повторить три раза.
- Массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 10.
- Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
- Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 10 раз.
Упражнения для профилактики нарушений зрения:
- "Стрелять глазами" вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
- Глазами написать цифры от 0 до 5.
- Зажмурив левый глаз, правым написать числа от 0 до 5. Зажмурив правый глаз, левым написать четные числа от 6 до 10.
- Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.
3. Рассмотрите рисунок. Здесь спрятано пять предметов. Постарайтесь их все найти и назвать. В каком слове есть буква С?
4. Буквы, наложенные друг на друга, найдите среди них буквы З и С. Подчеркните эти пары. (У каждого карточка с буквами.)
5. А теперь вы должны быть очень внимательны. Нужно найти и сосчитать сколько букв С и З на рисунке.
Учитель.
6. Мудрая сова предлагает следующее задание.
Посмотрите на рисунки и найдите предметы с буквой З.
Заштрихуйте (по образцу в круге) зайчиков, которые прыгают справа налево. Куда прыгают остальные зайчики? Сколько их? (Задание дается дифференцированно)
- Отлично! Вы справились с заданиями и мы продолжаем наше путешествие по бушующему морю.
Впереди третий остров "Слов и предложений". (Звучит музыка из мультфильма "Чунга-Чанга")
VIII. Работа над словом и предложением.
Учитель. На этом острове много красивых ракушек. Посмотрите в одной из них задания. Мы задания выполним, а ракушку возьмем с собой.
1. Игра: "Доскажи словечко".
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадайка, кто же это? ...(Зайка).В коридоре топот ног,
Что зовет нас в класс?....(звонок)Я сижу едва не плача,
Очень трудная ...(задача)Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла ...(зима)Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю...(зарядку)Вещунья белобока,
А зовут ее...(сорока)
Какое слово лишнее и почему?
Правильно "сорока", так как начинается с буквы "с".
2. Учитель читает слова, детям нужно добавить слог за.
(Дети называют получившиеся слова)
3.Учитель читает текст.
Тузик |
Зоя |
Тузик
У нас собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя дает Тузику кости. Тузик грызет кости.
О каком животном говорится в рассказе? (О собаке) Как зовут собаку? (Тузик)
А еще о ком говорится в рассказе? (О девочке) Как её зовут? (Зоя)
Перескажите рассказ, как запомнили. (С опорой на картинку)
Но вот пришло время прощаться с этим чудным островом и отправиться дальше (в обратную дорогу)
VIII. Рефлексия.
Я предлагаю вам взять в руки ракушку и рассказать ей о своем настроении, о своих впечатлениях от нашего морского путешествия. (Дети по очереди разговаривают с ракушкой)
Молодцы! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать ракушка: "Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я рады, что вы справились со всеми заданиями. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, уважали, любили друг друга, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение".
Наше занятие подошло к концу и сова с нами прощается.
Использованная литература.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. Москва. 1987.
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004 № 6.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва 1991.
- Рау Е. Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. Москва 1980.