Вид урока: урок введения новых знаний.
Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
- помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;
- совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой;
Воспитательные:
- содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней;
- формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.
Оборудование:
- карточки для работы;
- презентационное сопровождение урока;
- компьютер, проектор;
- приложение 1.
Литература:
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть 1.- М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". 1 класс ("Я и мир вокруг").
- Учебник в 2 частях. Часть 1.- М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").
Интернет-ресурсы:
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Самоопределение к деятельности (3 мин)
Определение темы урока
Прикрепляем табличку "СЕМЬЯ"
|
Подготовка к уроку: учебник, тетрадь,
карандаш (слайд № 2) Сегодня наш урок, друзья, Про удивительных семь "Я"! Кто они мне подскажите? Тему вы определите! - Что означают эти удивительные семь Я? - О чём мы будем говорить на уроке? (клик) - Верно. Мы будем говорит о семье, о вашей семье. - Тема нашего урока: "Ты и твоя семья" (клик) - Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа; - Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми, - Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо. - Помогать нам как всегда будут наши старые знакомые - Вы их узнали? Кто они?. (слайд № 3) - А это их семья. (клик) - Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым. - А теперь улыбнитесь |
Семья - будем говорить о семье
Это Лена и Миша Пожимают руки друг другу. |
II. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в деятельности
(5 мин)
Физминутка (3 мин) (пальчиковая гимнастика)
Прикрепляем табличку "мама, папа, дети, бабушки и дедушки"
(5 мин) (работа в тетради с. 29 № 4)
Прикрепляем табличку "Близкие родственники" |
- Что для вас означает слово СЕМЬЯ? - Сейчас вы перечислили членов семьи. - Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны - Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются. (слайд 4) Очень люблю, когда все собираются. - Каких членов семьи перечислили в четверостишии? (4 клика) - О ком не упомянули в этом стихотворении? - Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи? - Чем различаются семьи? - Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите. - Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи (стоя) Этот пальчик - дедушка, Итог: - Так, кто же является членами семьи? - Итак, семья - это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка. 2 Родственные связи - А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится? - Я предлагаю вам поиграть в игру "Кто кому кто?" и на примере семьи Лены определить родственные связи (слайд 5 ) - Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён в вашей тетради на с. 29.№ 4 - Возьмите в руки карандаш. Нам нужно будет прочитать задание, назвать соответствующее имя и вписать его в пустой прямоугольник. - Если кто-то затрудняется в написании имени, можно поставить только первую его букву. Итог: - Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем доводится. Итак, члены семьи - это не только близкие люди, а родственники. Итог: Давайте уточним значение слова "семья"? И у нас появляется следующая табличка. |
Варианты ответов
Хором произносят СЕМЬЯ!
О дедушке, братьях, сестрах, племянниках и др. Нет составом называют
Это самые близкие люди: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки
Дети читают, называют имена, подписывают портреты
Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки. |
Первичное закрепление (5 мин)
Просмотр фрагмента
Работа у доски. Прикрепляют таблички "нежность, забота, любовь, ласка" |
- Семьи есть не только у людей, но и у
животных. (слайды 6 -7) - Кто изображён на этих фотографиях? - Можно ли назвать их семьёй? - Кто изображён на этих фотографиях. (слайды 8-9) - Что связывает членов семьи? - Есть что-то общее, что их объединяет. - Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент из жизни животных (пингвинов), после чего ответим на вопрос: - Что ещё объединяет семьи и людей, и семьи животных? Итог: Что же может объединять членов семьи? - Выберите соответствующие таблички. - Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям. - Как вы можете выразить свою любовь к родителям? Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье? - Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка. |
Животные Да, потому что изображены мамы и малыши. Нежность, любовь, ласка.
Дети просматривают фрагмент фильма о пингвинах, потом делают вывод: Забота о детях, ласка, любовь. забота друг о друге, (злость, нежность, ненависть, любовь, ласка) забота.
Варианты ответов. Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка. |
Физминутка (3 мин) |
- А ещё от своих родителей ребенок
наследует внешние черты, особенности поведения,
склонности и способности. - А сейчас поиграем в игру, которая называется "Уголки". Встаньте: - в правый угол --- - кто похож на маму? - в левый угол ---- кто похож на папу? - ко мне ---- кто похож сам на себя? в правый угол --- у кого есть сестрёнки? в левый угол --- у кого есть братишки? к двери ------ у кого есть и братишки и сестрёнки к окну ---- у кого пока никого нет? Все ко мне ----- кто любит свою семью, дорожит ею! |
|
5 мин
Работа с учебником с. 66
Работа в тетради с.29 № 3.
Прикрепляют табличку "помогают друг другу"
Резерв (прослушивание рассказа о семье) (2 мин.) |
- Да, вы счастливые дети. - Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, чем-то очень и очень важное: - Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши. (слайд 10) - Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66 - Это один из выходных дней. - Чем заняты взрослые и дети? - Кто готовит завтрак? - Чем занимаются остальные члены семьи? - Как проходил семейный вечер? - После чего решили зайти в гости к бабушке и дедушке и предложить им коллективный поход в кино. - Но, чтобы успеть в кино, необходимо помочь им справиться с домашней работой. - Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино. (слайд 11) - Как вы думаете, почему им удалось, быстро справится с этой работой? - Можно эту семью назвать счастливой? Почему? - Авторы учебника, имеющие богатый жизненный опыт вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось? - Кто нам поможет прочитать? - Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника. - Значит, рассуждали мы с вами верно. - Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье? - И у нас с вами появляется последняя табличка "помогают друг другу" Итог: - Что бы вы ещё добавили в это правило? - А, сейчас я хочу предложить вам проверить себя, насколько хорошо вы поняли, что такое семья и как устроена жизнь в счастливой семье. Проверим? - Можно назвать эту семью счастливой? Почему? |
интересами и делами
- Выполняют домашнюю работу - Мама - Лена помогает маме, а Миша помогает папе. - все вместе отправились гулять в парк
Распределяют домашнюю работу
- Потому что они помогали друг другу. Да, потому что все члены семьи помогают друг другу.
Дети читают,
Все должны друг другу помогать
Забота, любовь, нежность, ласка. Дети слушают запись девочки о своей семье. Мама, папа, бабушка, девочка + кот Бобка Варианты ответов |
Итог работы. | - Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня
мы с вами говорили о самом главном, что есть в
жизни человека - о семье. - Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним: - что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи? - что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье? - Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями. - И заслужили награду. - Нащупайте её под крышкой парты. - Вам присваивается звание "Знаток семьи". -Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение. Выходя из класса, прикрепите яркий стикер под тем изображением, которое соответствует вашему настроению - было легко и интересно работать, - испытывал затруднения, - было очень сложно |
- это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями. - забота, нежность. Ответственность, взаимопомощь. (варианты ответов)
Рефлексия с помощью цветных стикеров. |