Цели:
- приобщить учащихся к духовным и материальным ценностям культуры человечества через историю религии
- познакомить учащихся с третьей мировой религией – ислам, через сопоставление с христианской религией
- способствовать формированию у учащихся толерантного отношения к религиям
Оборудование:
- Коран;
- Детская Библия;
- Географическая карта;
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор.
План урока:
- Вспомнить понятие религии.
- Вспомнить с какими мировыми религиями учащиеся уже знакомы.
- Сделать упор на второй мировой религии – Христианство.
- Объяснение нового материала.
- Совместно (учитель и ученики) заполнить таблицу «Характеристика Ислама и Христианства».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и целей урока
(Слайд 1)
Эпоха Античности дала миру две мировые религии.
Давайте вспомним, что вы знаете о них? (вопросы ученикам)
- Что означает понятие религия? (Вера в существование богов )
- Какие мировые религии вы знаете? (Буддизм, Христианство)
- Какая из них была первая? (Буддизм)
- Где и когда зародился Буддизм? (В Древней Индии, в VIв. до н.э.)
- Кто был основателем Буддизма? (сын индийского царя – Будда)
- Найдите Древнюю Индию на географической карте.
- Где и когда зародилось христианство? (в Палестине, в 1 в. н.э.)
- Найдите Палестину (находилась на тот момент под властью Римской империи) на географической карте.
- Кто был основателем религии Христианство? (Иисус Христос)
III. Объяснение нового материала
Эпоху Античности в Европе сменяет эпоха Средневековья.
Средневековье приносит миру третью мировую религию – Ислам (Слайды 2-3)
Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова.
Главными городами того региона, где возник ислам были города Мекка и Ясриб. Впоследствии Ясриб был переименован в Медину (Город). Сейчас территория, где возник ислам, вместе с городами Меккой и Мединой, входит в государство, которое называется Саудовской Аравией.
У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. (Слайд 4)
Голоса передавали ему содержание священной книги, которая называлась словом Коран (“Чтение вслух”), и повелевали ему осуждать многобожие и проповедовать веру в Аллаха
(Слайд 5)
Во второй половине VII века первоначальный ислам разделился на две конфессии: суннизм (от “сунна” – “образец”, “пример”, “путь”) и шиизм (от “шиа” – “партия”, “группировка”).
(Слайд 6)
Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пяти основных культовых предписаний, так называемых «столпов веры».
(Слайд 7)
Мечеть – молитвенный дом мусульман, первоначально арабское название для монотеистических храмов. Первая мечеть была построена Мухаммадом в Медине. Это была площадь для молитвы, обнесенная оградой с навесом.
Современный облик мечети был оформлен к началу 9 века. Требования, предъявляемые к ритуальной чистоте, определяют необходимость наличия помещения для омовений. С этой же целью перед входом обязательно должна быть снята обувь, поэтому пол всегда покрыт коврами или циновками. Почти всегда к зданию мечети пристроены один или несколько минаретов – башен для первого призыва на молитву.
(Слайд 8)
Священный город мусульман – Мекка
(Слайд 9)
Символы ислама
(Слайд 10)
«Характеристика Христианства и Ислама»
Христианство | Ислам |
Время возникновения | |
1 век н.э. | начало VII век н.э. |
Место возникновения | |
Палестина (находилась на тот момент под властью Римской империи) | Аравийский полуостров |
Кто основал? | |
Иисус Христос | Пророк Мухаммад |
Суть религии | |
Бог триедин: Бог Отец, сын (Иисус Христос) и святой дух | Отвергают триединство: Бог-единственнен, считают, что Иисус Христос-пророк, а не Бог |
Распространение по миру | |
1 место – 2,1 млрд.чел. | 2-е место – около 1,5 млрд. чел. (каждый четвертый в мире) |
Символ | |
Крест | Полумесяц, звезда |
Священная книга | |
Библия | Коран |
Место поклонения | |
Храм | Мечеть |
Священный город | |
Иерусалим | Мекка |
Главная заповедь «Золотое правило» религии | |
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Иисус Христос |
«Никто из вас не правоверен, покуда вы не возжелаете для ближнего того, что желаете для себя» Мухаммад |
Основы религий | |
1. Вера (в Иисуса Христа) 2. Пост (очищение души). 3. Подаяния бедным 4. Богослужение |
1. Вера (Единый Бог по-арабски Аллах), 2. Молитва – важнейшая обязанность (совершается по строго установленному ритуалу, пять раз в день). 3. Уплата налогов в пользу бедных 4. Пост (испытание искренности в вере. Запрещено есть и пить в светлое время месяца рамадан) 5. Хадж (ритуальное паломничество в город Мекка к священной Каабе). |
10 заповедей | |
1. Люби Господа Бога твоего; 2. «Почитай отца твоего и мать твою»; 3. «Не убивай»; 4. «Не прелюбодействуй»; 5. «Не создавай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им 6. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». 7. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: Господь день субботний и освятил его». 8. «Не кради». 9. «Не произноси на другого ложного свидетельства» 10. «Не завидуй ближнему твоему» |
1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого; 2. Почитайте отца и мать; 3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью (это делалось арабами на основании старинного языческого обычая); 4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно; 5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною, исключая того случая, если вам предоставлено право на это; 6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия, разве вы будете руководиться при этом желанием принести пользу сиротам; 7. Честно соблюдайте вес и меру; 8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его; 9. Будьте справедливы на суде; 10. Крепко держитесь союза с Б-гом вашим. |
IV. Подведение итогов.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? (ответы учеников)
Вывод учителя:
Несмотря на существенные различия между верующими религий ислама и христианства, их всех объединяет вера в Бога, принявшего страдания во имя искупления человеческого греха.
На Земле более 2-х миллиардов последователей христианства, около полутора миллиардов последователей ислама. На основе христианства выросли современные европейская и американская цивилизация, на основе ислама сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама.
Более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство в его православной разновидности утвердилось в России. Ислам – вторая религия мира и вторая религия в России.
Без знания основ религий невозможно понять корни современной цивилизации, особенности историй многих стран мира, культуру разных эпох и народов. Изучение религий дает человеку представление об огромном богатейшем мире, сокровищнице мудрости, красоты, источника глубоких чувств и переживаний.
V. Домашнее задание.
- Подготовить выступление на тему: «В чем различие архитектурного решения и внутреннего оформления мусульманской мечети и христианского храма»
Список литературы:
- Коран. Изд. Феникс, 2010, 544 с.
- Детская Библия. Изд. Фонд православного милосердия, Троица, 2007, 512 с.
Интернет-ресурсы:
- www.info-islam.ru
- ru.wikipedia.org/wiki/Ислам
- www.imam.ru
- www.astromeridian.ru