Предмет: чтение и развитие речи
Класс: 9 "В".
Цель: дать представление о понятии мужества в разных его проявлениях.
Задачи:
Образовательные:
Формировать знания, что Великая отечественная война была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины, опираясь на содержание рассказа М. Шолохова. Вспомнить реальные факты из истории войны, сопоставлять примеры мужества и героизма советских людей. Уметь читать отрывок по ролям, соблюдая правильную интонацию, пересказывать прочитанное.
Коррекционные.
Развивать у учащихся способность анализировать и сопоставлять реальные факты и события, описанные в художественном произведении. Учить слушать одноклассников и учителя, дополнять ответы товарищей. Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство национальной гордости за свою страну, за мужество и героизм защитников Отечества в годы великой Отечественной войны, желание быть похожими на них. Воспитывать умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу, умение работать в коллективе.
Межпредметные связи: история, русский язык.
Предварительная работа: ознакомительное чтение рассказа "Судьба человека", беседы о великой отечественной войне, чтение художественной литературы о событиях и героях великой Отечественной войны.
Оборудование: учебник "Чтение" 9 класс для специальных (коррекционных) классов 8 вида, А.К.Аксенова, Москва "Просвещение", 2006г.; слайдовая презентация к уроку, аудиозапись песни "Священная война", видеозапись фильма "Судьба человека", карточки с тестовыми заданиями, школьный толковый словарь под ред. М.С. Лапатухина, словарь русского языка С.И. Ожегова.
Ход урока
Структурный элемент урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | Настрой детей на работу на уроке: - быть активными, - выполнять задание быстро, но внимательно, - слышать учителя с первого раза, - не грубить друг другу, не обижать товарищей, - быть сдержанным, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников - во время их ответа , уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно. |
Готовятся к уроку, слушают инструкцию учителя по организации работы на уроке |
II. Вводная часть: 1. Дид.упр. "Найди слово"
2. Прослушивание песни "Священная война" |
Дает задание: в буквенном ряду
прочитать слово: АВРОВОЙНАСТУЫЩ (война) ССБОЭМУЖЕСТВОООЫЦЧ (мужество) Подумайте, как связаны эти слова? Прослушайте аудиозапись песни и скажите, какой войне посвящена эта песня? Что вы знаете об этой войне? |
Выполняют задание фронтально по слайду
2. (Презентация 1.ppt)
Объясняют связь слов война и мужество. Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы |
III. Актуализация знаний. 1. Дид.упр. "Кто лишний" |
Вы видите на слайде (Презентация 1.ppt) фамилии героев Великой Отечественной войны. Кто из этих людей не является героем литературного произведения? (На слайде 3 написаны фамилии: Василий Теркин, майор Гаврилов, Андрей Соколов, Егор Дремов). (Правильный ответ - майор Гаврилов). Кто может рассказать об этом человеке? (Заслушивает ответы учащихся ). Почему немецкий генерал приказал своим солдатам отдать честь русскому офицеру? Давайте вспомним изученные о войне произведения и соотнесем фамилии героев произведений с иллюстрациями. (Представлены иллюстрации к произведениям "Василий Теркин", "Русский характер", "Судьба человека".) (Презентация 1.ppt, слайды 4 - 7) О ком из этих героев вы должны были прочитать дома? Как называется этот рассказ? |
По слайду 3 (Презентация 1.ppt) определяют,
кто не является героем литературного
произведения, рассказывают о нем
Отвечают на вопрос.
Соотносят иллюстрации к произведениями с фамилиями героев этих произведений (работают в парах). Объясняют свой выбор. Отвечают на вопрос |
IV. Проверка домашнего задания. | Учащимся предлагается тест для
самостоятельного выполнения по содержанию
рассказа. Имя главного героя рассказа:
2. Герой рассказа в начале повествования находился:
3. Андрея Соколова вызвали к лагерфюреру:
4. Что задумал Андрей Соколов, когда его определили работать шофером?
5. Как принял Андрея Соколова командир дивизии?
Б) ругал за внешний вид. |
Выполняют тестовые задания индивидуально, выбирая один из двух ответов. |
V. Основная часть. 1. Просмотр отрывка из кинофильма "Судьба человека". 2. Беседа по содержанию отрывка.
3. Работа со словарем.
4. Выразительное чтение отрывка по ролям. 5.Дид.упр. "Буквенный лабиринт" |
Предлагает посмотреть отрывок из
кинофильма "Судьба человека". (Приложение
2) Почему был вызван Андрей Соколов к коменданту? Как он вел себя в разговоре с фашистом? Было ли опасным такое поведение? Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? Можем ли мы в этом случае говорить о мужестве? Как вы понимаете значение слова мужество? Давайте найдем это слово в толковом словаре и прочитаем его значение. Задание носит индивидуально-дифференцированный характер: кто-то выполняет задание самостоятельно, кому-то называет страницу учитель, у более слабых - есть закладки в словарях. Таким образом, мы с вами узнали, что мужество проявляется по-разному. Оно не только в героическом поступке, но и в стойкости духа. Давайте подумаем, как мы можем передать интонацией при чтении разговора выдержку Андрея Соколова и наглость и самоуверенность лагерфюрера. Предлагает прочитать отрывок по ролям по желанию, остальным послушать и проанализировать чтение. Найти на слайде 8 (Презентация 1.ppt) среди букв слова, раскрывающие черты характера Андрея Соколова. |
Смотрят отрывок
Отвечают на вопросы
Находят и зачитывают значения слова "мужество": 1) храбрость, присутствие духа в опасности; 2) стойкость, храбрость, присутствие духа в опасности, в беде. Слушают выводы и цели дальнейшей работы на уроке.
Предлагают варианты интонации.
Читают отрывок по ролям. Слушают и анализируют чтение товарищей
Выполняют задание. |
VI. Итог урока. | Давайте повторим, почему Андрея Соколова можно назвать мужественным человеком? Как вы понимаете, что такое мужество? Почему мы можем сказать, что мужество советских людей и их любовь к Родине помогли победить врага? Какие примеры мужества советских людей вы знаете? Почему М.Шолохов назвал свой рассказ "Судьба человека", а не "Судьба Андрея Соколова". Какой вывод вы сделали для себя из этого урока? Захотелось ли вам узнать больше о жизни Андрея Соколова? Тогда постарайтесь посмотреть фильм, а лучше прочитайте до конца книгу "Судьба человека". | Участвуют в беседе, высказывают свое мнение |
VII. Домашнее задание. | Расспросите дома об участии в Великой
Отечественной войне своих родных ( деда, прадеда)
и попробуйте составить рассказ "Судьба моего
деда (прадеда). Если захотите можете сделать рисунки к рассказу. Они будут оцениваться отдельно. Можете получить дополнительную оценку. |
Записывают домашнее задание, уточняют, если непонятно. |