Цели:
- на основе сравнительного анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказок, доказать, что «пушкинская сказка- прямая наследница сказки народной»;
- учить анализировать поступки героев сказок;
- развивать внимание к авторскому слову, мышление, речь, творческие возможности детей;
- формировать навыки общения в разновозрастных группах, умения объективно оценивать работу друг друга.
Оборудование: проектор, сборники сказок А.С. Пушкина, аудиозапись, театральный реквизит (домик, корыто, прялка, невод, кудель, костюмы).
Ход урока
Слайд 1 | |
Слайд 2 | 1. Орг. момент. 2. Речевая разминка (скороговорка). 3. Сообщение темы урока. – Сегодня проведём урок, посвящённый великому русскому сказочнику. |
Слайд 3 | Работа в парах – Разгадайте ребус и вы узнаете его фамилию. |
Слайд 4 | Да, это А.С. Пушкин. – Что вам известно о нём? – Ответьте на вопросы (работа в группах). |
Слайд 5 | – Проверьте правильность своих ответов. Ответы дополняются сообщениями, заранее подготовленных детей. |
Слайд 6 | Назовите известные сказки А.С. Пушкина. – Сегодня на уроке мы предлагаем вам провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза-предположение. |
Слайд 7 | За гипотезу мы возьмём слова С.Я. Маршака и попробуем это предположение доказать. – Назовите характерные особенности русских народных сказок. |
Слайд 8 | (Устойчивые выражения: «Близко ли далёко», «Долго ли коротко ли», «Я сам там был, мёд пиво пил» и др.). – Устойчивые выражения специально повторяли, чтобы легче было рассказать и запомнить сказку. – Устойчивые эпитеты - это образные определения, которые помогают ярче нарисовать предмет, событие, героя. Например: «терем высокий», «сети шелковые», «земля сырая». 4. Работа над темой. – Сейчас мы посмотрим инсценированные отрывки известных сказок А.С. Пушкина и попробуем выяснить есть ли в сказках этого автора характерные особенности русских народных сказок. Инсценирование «Сказки о царе Салтане…». – Попробуйте в тексте этой сказки найти повторы, устойчивые выражения, эпитеты. (Заслушивание ответов каждой группы). Дальше следует аналогичная работа со сказками: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде». Обобщение: можно ли согласиться с высказыванием С.Я. Маршака? 5. Закрепление. Работа с текстом: (по выбору детей). – Каждой группе приготовить выразительное прочтение выбранного отрывка из сказок А.С. Пушкина. Проверка, оценивание каждой группой своих оппонентов (табло учёта). 6. Кроссворд: «Кто быстрее?» (работа в группах). |
Слайд 9 | Проверка: |
Слайд 10 | Рефлексия. |
Авторские комментарии:
Наша школа занимается по программе «Школа России». Одноимённые разделы предмета «Литературного чтения» изучаются почти одновременно во всех классах со второго по четвёртый. Учителя начальных классов в своей работе применяют элементы КСО (коллективные средства обучения). Это позволяет проводить уроки-обобщения в разновозрастных группах. Такие уроки рассчитаны не на один учебный час, а (как в нашем случае) на два. Работа в группах предполагает умения детей пользоваться алгоритмом работы с текстом, а так же умения заполнять оценочные листы (прорабатывается индивидуально).