Преподавание географии Ростовской области с использованием информационных технологий

Разделы: География


Важнейшим направлением моей педагогической деятельности является формирование у учащихся российской идентичности, как главного условия укрепления  российской государственности. Именно эта задача ставится в качестве приоритетной в разрабатываемых Государственных образовательных стандартах второго поколения. Я считаю, что выполнению этой важной задачи способствует развитие регионального образования, формирующее такие главные качества личности, как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.

Процессы регионализации имеют сегодня характер объективной необходимости,

устойчиво развиваются в сфере современного образования.

Анализ накопленного опыта использования знаний о своей местности в отечественной школьной географии позволил определить место регионального материала в системе школьного географического образования, а раздел “География Ростовской области” трансформировать в систему региональных курсов по географии.

Региональные курсы географии в системе географического образования, с одной стороны, интегрированы в общую систему географической подготовки школьников, с другой — решают свои специфические задачи в обучении. Они расширяют границы школьной географии, повышает действенность общей системы школьного образования, воспитания и развития учащихся.

Ведущей идей создания региональных географических курсов является формирование в сознании учащегося научно-объективной картины родного края и одновременно воспитание личности, готовой к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

Основные задачи региональных курсов по географии – изучение географических, экономических, экологических, социально-культурных, исторических и национальных особенностей региона; интеллектуальное и эмоциональное познание природы, экономики, населения, культуры, экологии территории нашего края. Это соответствует основным задачам базового курса географии.

Региональные курсы позволяют:

  • объяснить особенности длительных процессов и явлений в географической оболочке на планетарном, региональном, локальном уровнях;
  • понять территориальные аспекты проблем, причин и следствий современного общества на примере региональных особенностей;
  • выработать представление о целостности, единстве географических явлений и процессов, в том числе по карте региона;
  • показать разнообразие и своеобразие духовных традиций региона, сформировать личностное отношение к своему населенному пункту, региону как части России;
  • воспитать уважение и любовь к своей малой Родине через активное познание и сохранение (охрану) родной природы, истории и культуры.

Рис.1. Место регионального курса географии в системе географического образования.

В современной школе существуют два подхода к изучению географии своего региона. В соответствии с первым региональные вопросы распределены по отдельным темам на разных этапах обучения с последующим обобщением их на межпредметной основе.

В Ростовской области используется второй подход – создание единой системы многоаспектных учебных курсов с 6 по 10 класс:

Рис.2. Единая система региональных учебных курсов.

Возможные модели изучения курса:

  • Комплексный страноведческий курс является составной частью “Географии России”.
  • Изучение тем курса в 8 классе после изучения природы и населения России и в 9 классе при изучении раздела “Северный Кавказ” (физическая география).
  • Изучение тем курса на протяжении всего курса географии с 6 по 10 класс.
  • Изучение географии Ростовской области и Пролетарского района на факультативных занятиях или, как элективный курс.
  • Изучение регионального компонента, на уроках биологии (темы “Растительность Ростовской области” и “Животные Ростовской области”), во внеурочной работе по предмету.

Комплексное изучение территории нашего региона основывается на интегративной возможности школьной географии. Привлечение сведений из разнообразных областей знаний позволит понять многие явления и процессы на территории. Ростовская область имеет свои культурные ценности: музеи, исторические места, памятники культуры. Изучение регионального содержания имеет самостоятельное значение и не должно сводиться к иллюстрации общих курсов. Содержание и структура комплексного регионального курса основываются на содержании стандартов смежных областей знаний — географии, истории, литературы, экологии. В связи с этим выделяются содержательные модули регионального курса географии.

Рис.3. Содержание курса “Природа Ростовской области”

Таким образом, основными чертами регионального курса, позволяющими выделить его в качестве отдельного предмета изучения, являются:

  • интегративность, формирующая у учащихся целостное восприятие региона на основе более глубоких представлений, полученных ими при изучении различных предметов;
  • воспитательная функция;
  • выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала, поскольку при локализации задач самостоятельные и коллективные исследовательские работы школьников выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях представлять общественный интерес;
  • большие возможности выхода на субрегиональные вопросы изучения местного материала по сравнению с другими школьными предметами.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.

Я считаю, что применение ИКТ органично включаются в преподавание регионального направления географии.

Применение информационных компьютерных технологий в региональном географическом образовании не только облегчает усвоение учебного материала, т. к. использует местный, хорошо знакомый учащимся материал, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

– повышает мотивацию учащихся к учению;

– активизирует познавательную деятельность;

– развивает мышление и творческие способности ребёнка;

– формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Цель педагогического опыта – разработка системы дидактических материалов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий для реализации регионального образования географии на основной ступени.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
  2. Определить особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий в региональном образовании по предмету география.
  3. разработать электронное учебное пособие (ЭУП) “Природа Ростовской области и Пролетарского района”.
  4. Провести количественный и качественный анализ результатов работы в указанном направлении.

Предпосылки создания ЭУП:

  • 1.Содержание в государственных программах по географии 15-20% учебного материала регионального компонента содержания географического образования;
  • 2. Отсутствие электронного учебника по физической географии Ростовской области в школах нашего района;
  • 3. Затруднения учителей Пролетарского района при подборе информации по региональному географическому направлению.

Рис.4. Структура ЭУП “Природа Ростовской области”

Краткая характеристика электронного учебного пособия:

  1. Презентации к урокам (9 кнопок с названиями тем уроков) Учебное пособие в наглядной легкодоступной форме дает представление о той или иной теме в целом, расставляя акценты на основных элементах ее содержания. В каждой теме курса можно ознакомиться с основными элементами ее содержания с помощью иллюстраций, анимации, видеофрагментов, звука. Дизайн выдержан в комфортной цветовой гамме и не приводит к зрительной усталости. Каждая презентация рассчитана на одну тему (1-2 урок) и содержит в себе разделы: “Тема и план урока”, “Основной материал по пунктам плана”. Уроки имеют эпиграф на материалах местных авторов. В разработанном мною пособии по всем темам приводится материал не только по географии Ростовской области в целом, но и непосредственно по географии г. Пролетарска и Пролетарского района. В ходе работы при возникновении ситуации затруднения учащийся получает подсказку в виде разъяснения термина (словарь терминов, с помощью гиперссылок можно получить не только определение понятия, но и полезные дополнения по применению на практике). Таким образом, деятельность учащегося корректируется и направляется в нужном направлении;
  2. В нижней части панели расположены управляющие кнопки: “учебник”– в электронном варианте, где предоставлен печатный материал по темам, который можно использовать как на уроке, так и при подготовке домашнего задания;
  3. Управляющая кнопка “Рабочая тетрадь” содержит разработанную к ЭУП рабочую тетрадь с различными заданиями: практическими с использованием контурной карты, карт атласа Ростовской области, карт полученных со спутников Земли, теоретическими, творческими, развивающими, которые можно выполнить, обращаясь к ресурсам сети Интернет.
  4. Задания, выполняющиеся в демонстрационном режиме, отрабатывающие практические умения с помощью программы “SMART Board”, интерактивного атласа Ростовской области, которые можно использовать как для объяснения нового материала, так и для проверки знаний и др. (управляющая кнопка “Практика”).
  5. “Работа с географической картой” является дополнительным разделом, где с помощью программы “Puzzle from 3FingersUp” отрабатываются умения и навыки работы с географической картой, способствует ее запоминанию. Данная программа представляет классическую головоломку, в которой требуется собрать в единое целое разрезанную на части картинку и как показывает практика вызывает у обучающихся большой интерес.
  6. Управляющая кнопка “Итоговый контроль” – тесты созданные в программе MyTest., содержащие вопросы для повторения ранее изученного материала и проверки изученного на уроке. Благодаря сводной результирующей таблице выполняется корректирующая функция. Учитель имеет возможности отслеживать достигнутые учащимся результаты, осуществлять “обратную связь”, корректировать свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  7. ЭУП содержит раздел “Атлас”, в котором подобраны необходимые карты для изучения физической географии Ростовской области и Пролетарского района.

РS – систематизирующей является презентация Природа Ростовской области, учебник представлен не полностью, желающим получить полную версию можно обратиться на сайт http://licej1.narod.ru/ или непосредственно к автору по адресу электронной почты natazw1968@mail.ru. (Приложение 2)

Основные принципы работы с ЭУП “Природа Ростовской области и Пролетарского района”.

Считаю, что преподавание физической географии Ростовской области необходимо строить с учетом основных закономерностей природы Земли. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. По образному выражению Н.Н.Баранского, они могут “увидеть мир в капле воды”. Региональный принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имея представления о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понимать географию более отдаленных районов России и зарубежных стран. Конкретное проявление процесса географической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли.

Большое место на уроках стараюсь отводить работе с одним из основных источников – географической картой, а так же космоснимками, графиками, климатограммами, диаграммами, дополнительной информацией о различных природных объектах, учу самостоятельно добывать информацию из различных источников, включая ресурсы сети Интернет, на основе которой делать обобщения, сравнения, выводы.

Особое внимание уделяю практическим работам исследовательского характера с использованием местного хорошо знакомого учащимся материала, тому, чтобы полученные на уроках знания и умения учащиеся могли использовать в реальных жизненных ситуациях.

Использую ИКТ, групповой, дифференцированный, личностно – ориентированный и др. методы обучения. Стремлюсь развивать образовательные, личностные, творческие, коммуникативные компетенции учащихся.

Региональное образование имеет большой воспитательный аспект – создает предпосылки для воспитания любви к родному краю, формирует гражданственность, патриотизм, ответственное отношение к окружающей среде, не на отвлеченных понятиях, а на конкретных явлениях, процессах, объектах и фактах. Для усиления воспитательного эффекта в преподавании географии Ростовской области и Пролетарского района провожу интеграцию с литературой, русским языком, музыкой, ИЗО.

На каждом уроке стараюсь проводить актуализацию знаний, давать домашнее задания творческого и развивающего характера, что повышает интерес учащихся к изучаемому предмету.

Т.К. использование ЭУП предполагает работу учащихся с компьютером, на таких уроках необходимо уделять внимание здоровьесбережению учащихся, для этого провожу инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером, релаксационные упражнения, использую офтальмотренажеры для глаз и др.

Преимущества ЭУП “Природа Ростовской области”:

1. Данное учебное пособие имеет полный комплект УМК (учебник, рабочую тетрадь, карты атласа, проверочные тесты, дидактический материал, в виде презентаций к урокам, задания для интерактивной доски). В данный момент ведется работа по созданию методических рекомендаций по использованию данного электронного пособия.
2. Простота использования. В презентациях к уроку, рабочей тетради и др. составляющих ЭУП легко внести изменения и свои дополнения. По сравнению с типографским учебником электронный учебник открыт для своего дальнейшего развития.
3. ЭУП можно применять для самостоятельного и дистанционного обучения, при работе в классе и подготовке домашнего задания.
4.Электронный учебник позволяет применять современные информационные технологии для повышения эффективности учебного процесса, позволяет использовать как традиционные, так и новые приемы, методы и формы обучения.

Результаты применения ЭУП “Природа Ростовской области и Пролетарского района”:

Как показывает практика, ЭУП активизирует и делает деятельность учащихся на уроке более разнообразной, что повышает мотивационную сторону процесса обучения. Способствует проявлению большей самостоятельности, помогает учащимся успешно выполнять домашнее задание, готовиться к тематическим зачетам. Развивать практические умения и навыки, другие компетенции.

Использование данного учебного пособия позволило привить любовь к географии родного края, что привело к росту успеваемости, увеличению числа школьников, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах регионального направления. Активизации исследовательской и проектной деятельности регионального содержания на уроках географии и во внеурочной деятельности. Работа в этом была положительно оценена родителями учащихся нашего лицея.(Приложение №3).

Список используемой литературы:

  • “География Ростовской области”; В.Н. Алексеенко, М.И. Мартынова, Ростов –на– Дону 2003г.
  • “Географическое описание природы. Ростовская область”; Л.Г. Степаненко, Ростов – на – Дону, “Багир” 2005г;
  • “Природа и история родного края” Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., Ростов – на – Дону, “БАРО ПРЕСС”2004г;
  • “Родом из Великокняжеской”, М.М. Шолох, г. Пролетарск; 2000г.

Приложение 1