Развитие умения распознавать приставки и предлоги. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • воспитывать потребность грамотного орфографического письма;
  • воспитывать и прививать желание совершенствовать свою устную и письменную речь;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • развивать мыслительные операции;
  • способствовать развитию творческих способностей детей ;
  • учить извлекать необходимую информацию из источников справочной литературы;
  • учить пользоваться ЗУН в незнакомой ситуации;

Ход урока

Пожелаем друг другу хорошего настроения, добропорядочных взаимоотношении, прочных знании.

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Чему учились на прошлом уроке?

(Различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.)

Игра "Корреспондент".

(Дети задают вопросы по теме).

Что такое приставка?

Где стоит приставка в слове?

Как приставка пишется со словами?

Для чего служит приставка?

Что такое предлог?

Как предлог пишется со словами?

Для чего служит предлог?

Теоретически вы доказали, что умеете отличать приставку от предлога. А умеете ли писать без ошибок?

Спрогнозируйте тему урока.

(Учиться распознавать и правильно писать приставки и предлоги со словами).

(На фоне спокойной музыки учитель говорит: " За окном зима. Метель намела сугробы. Лежат снежинки плотно прижавшись друг к другу, а у нас снежинки разлетелись. Ваша задача собрать снежинки, предварительно объяснив орфограмму. Работаем в парах. Один называет часть слова с корнем, другой думает какую часть слова надо вставить, чтобы был понятен смысл всего слова или фразы.)

На доске появляются снежинки со словами: прилетел, похолил, заметил ,подлетел, обскакал, заходил за другом, слетел с ветки, добежал до горы, подсказал под шумок...

(Дети доказывают по алгоритму: корень; смысл слова; приставка; смысл слова)

Обобщение: на доске разбросаны карточки со словами: "слитно", "раздельно", "в начале слова", "в начале фразы". Упорядочить карточки так, чтобы ваши знания подтвердились.

(На доске появляется таблица)

Приставка Предлог
Часть слова Часть речи
Слитно Раздельно
Образуется слово Самостоятельное слово
Перед корнем  

Словарная работа.

На доске картинки: снегирь, синица, дятел, заяц, волк, лиса, белка куница.

Задание: записать только словарные слова.

(Дети записывают: снегирь, синица, дятел, заяц.)

Задание:

  • назови слова, в которых количество букв и звуков не совпадает;
  • парная глухая согласная; назови слово, где две непарные согласные звонкие;
  • назови слова, где непарная глухая согласная;

Физкультминутка:

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны.
Кар-кар-кар.
Целый день они летали, спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар.
Только к ночи умолкают, вместе снами засыпают.
Кар-кар-кар.
Ш-ш-ш.
А мы спать не хотим, мы учиться хотим.

Работа со справочной литературой.

Как думаете, случайно ли пришли на урок зимующие птицы и звери?

Где они живут?

(В зимнем лесу)

(На доске появляется пень, елочки, снежинки)

Это старый пень. Он много знает, слышал от лесных жителей новостей...

Как называют человека с большим жизненным опытом?

Найдите ответ в толковом словаре на странице 35.

(Мудрый человек)

Вот и в нашем зимнем лесу живет "мудрый пень". Лесные звери отдыхают на нем, делятся своими проблемами..., а он дает им мудрые советы. Вот и нашим лесным гостям он помогал как мог.

Сценка "Мудрый пень".

Музыка.

Заяц.

Вот осинка молодая. Сейчас я подкреплюсь ее корой.
Ой! Кто это там крадется?
В лесу недолго до беды,
Но я зайчишка не простак
Умею я запутывать след: вот так, вот так, вот так.

Ой-ой! Лисица. Что же делать? Бежать? Не успею.

Пень. Прячься скорей в нору под мои крепкие толстые корни, там есть глубокая нора. Лисица тебя не достанет.

Заяц. Спасибо ,пенек за мудрый совет, спас меня от хищницы.

Лисица. Фу- фу- фу. Зайчатинкой пахнет, где-то рядом косой. Вот сейчас я им полакомлюсь, а то от голода совсем живот подвело. Где же он? Вот пенек. Надо у него спросить.

Пень, пенечек, ты тут сидишь, все видишь, о всех знаешь не видал ли ты зайчишку? Подскажи, лисоньке.

Пень. Видеть то видел, так ведь у зайца хоть и робкая душа, да ум сметлив. Не найдешь ты его, красавица. Иди лучше мышеи вынюхивай да вылавливай их из- под снега.

Лиса. И то, правда, пойду мышковать. Трудно мне по рыхлому снегу на коротких ножках за зайцем гоняться.

Волк. Бегаю, бегаю по лесу - все силы израсходовал, хоть бы зайца поймать. Эй, пень, ты здесь никого съедобного не видел?

Молчит пень - обманывать нельзя, а правду не всегда говорить можно. На то он и "мудрый".

Так и в жизни: не всегда и не всем надо помогать, а только тогда, когда это приносит пользу.

Творческая работа.

Работаем в группах. Будьте внимательны друг к другу, принимайте мудрое решение.

Ваша задача: ответить на вопросы и составить текст от третьего лица.

Что знаете о тексте?

(В тексте все предложения связаны по смыслу. Он делится на части: вводную, основную, заключительную. У него есть название. Тексты бывают повествовательные, описательные...)

Карточки.

Как с наступлением зимы ведут себя лесные звери?

Что узнали о заячьей жизни?

Чем питается лиса?

Почему волки по лесу рыщут?

Проверяем. Слушаем и анализируем. Справились ли с задачей.

"Наступила зима со всеми ее нарядами и чудесами.

Трудно зимой лесному зверью. Целыми днями петляет заяц, бегает от голодной лисицы. Бывает спрячется под корнями старого пня, затаится. Лиса побежит по снегу, мышку унюхает. Рыщут по лесу голодные волки. Побегают, устанут и завоют от голода и злости.

Зверей в лесу ноги кормят".

Практическая работа.

Теперь задание еще сложнее. Надо выписать из текста в два столбика слова с приставками и слова с предлогами.

(Ребенок проговаривает свои рассказ по предложениям, а дети работают на доске и в тетрадях цепочкой.)

наступила от лисицы
спрячется под корнями
затаится по снегу
побежит по лесу
унюхает от голода
побегают в лесу
устанут
завоют

Итог урока.

Кто уверен, что знает как надо писать слова с приставками и предлогами?