В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного:
К.Паустовский.
Цели: Продолжить знакомство с творчеством К.Паустовского; учить понимать и чувствовать язык произведения, развивать умение отвечать на поставленные вопросы учить быть честным, способным признавать и исправлять вину, воспитывать доброту, сострадание к обездоленным, внушить детям мысль о том, что музыка- лекарство для души, что с помощью музыки можно улавливать настроение произведения, учить слушать и слышать музыку, понимать ее.
Ход урока
1. Звучит музыка В.Моцарта.
Вам она знакома?
Произведения этого композитора будет сопровождать вас на уроке, посвященном дальнейшему знакомству с творчеством К.Паустовского.
2. Викторина
Если вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, лягушка, приходящая смотреть на огонь- я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно.
- О каком музыкальном ящике идет речь?
В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке.
Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще не старого человека. Но у березы не было никаких признаков увядания. (Подарок)
Что случилось с березой?
Он ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь,сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.
После умывания он долго фыркал и терся головой о пол.
Это, очевидно, должно было означать веселье.
Потом он перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.
Кто это он? Как его переименовали?
Звучат отрывки из 11 и 12 сонат Моцарта.
К какому произведению вы сможете их отнести? Почему?
Вы смогли с помощью музыки уловить настроение рассказов.
3. Окружающий нас мир наполнен красками, звуками, эмоциями. Человек лишь тогда в полной мере откроет мир для себя, если сможет одновременно и видеть, и слышать, и чувствовать.
Чтение рассказа К.Паустовского " Старый повар" с музыкальным сопровождением (2 часть сонаты №12 Моцарта)
4. Рассказ о В.А. Моцарте.
Жил в 18 веке (1756-91). Зальцбург. Австрия.
Прожил 36 лет. Сочинять произведения начал с 6 лет.
Написал: 50 симфоний, 19 опер, одна из них "Свадьба Фигаро",
сонаты, квартеты, квинтеты, реквием и другие произведения.
Что отличало В.Моцарта?
Необычайное дарование, тонкий слух, гениальная память.
Он клавесинист - виртуоз, аккомпаниатор, скрипач, органист, дирижер, певец - импровизатор.
5. Анализ текста:
- О ком этот рассказ?
- Что вы о нем можете рассказать?
- Что главное было в его жизни?
- Его мысли перед смертью. Зачем ему это?
Бедность Заветное желание.
Одиночество Искупление греха, любовь к ближнему.
- Какую роль в жизни старого повара сыграл Моцарт?
Главная мысль.
То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а наоборот зачтено вам как подвиг любви.
6. Вопросы самым внимательным.
Что увидел слепой старик, слушая музыку Моцарта?
- Что способствовало или что вынудило героя прийти именно к такому решению?
- Чтобы ты предпринял, если бы оказался в подобной ситуации?
- Как ты думаешь, зачем автор написал этот рассказ?
7. Итоги.
- Интересно ли было слушать?
- Хотели бы еще почитать?
Советую:
- Заячьи лапы.
- Резиновая лодка.
- Стальное колечко.
- Растрепанный воробей.
- Скрипучие половицы.
- Корзина с еловыми шишками.
- Теплый хлеб.