Комментарии: (летом дети читали повесть в полном объёме)
1 урок - слово учителя об авторе, беседа о жанре произведения (повесть), чтение глав из повести данных в учебнике; обмен мнениями. Д\з чтение отдельных глав( по вариантам) подумать над вопросом : Почему так называется повесть?
Цели:
- Обогащать читательский опыт и формировать умение работать с текстом;
- Развивать интерес к читательской деятельности, умение анализировать текст;
- Учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении, о поступках героев;
- Формировать умение работать с текстом и обогащать читательский опыт;
- Воспитание патриотических чувств.
Оборудование: на доске портрет писателя, на каждой парте книга В.Катаева
- "Сын полка" \ М.Детская литература 1980 г;
- книги о Великой Отечественной войне;
- Учебник "Литературное чтение" Л.А.Ефросинина, 4 класс, 2 часть \ М., 2004 г.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
- Как называется произведение, прочитанное дома?
- Кто автор этого произведения?
Дома вам предлагалось подумать над вопросом: Почему так называется повесть? (ответы детей)
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня наш разговор мы продолжим о книге Валентина Катаева "Сын полка".
- Расскажите, интересно ли вам было читать эту повесть? Объясните, почему. (Ответы детей.)
3. Работа по теме урока. Беседа по произведению с использованием выборочного чтения (анализ произведения)
- Как был найден Ваня? (чтение этих строк) " - Тише, свои, - шёпотом сказал Егоров...."
- Каким же образом маленький мальчик мог узнать, что перед ним свои шлемы, свои автоматы, свои плащ палатки?
- Откуда у него опыт наблюдения?
- Почему " впервые за 3 года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться"?
- Чем славились в части его спасители?
("славились боевыми делами..."; "добывали такие сведения, что в штабе дивизии руками разводили"; " Воевали они геройски, да ещё ... как всё было аккуратно, разумно разложено и развешано в их палатке..")
- Когда Ваня Солнцев стал сыном полка? ( выбери правильный ответ)
- сразу стал тем, кем очень хотел стать - сыном полка
- когда Енакиев посылал в тыл мальчика
- он постепенно становился сыном полка ( ". .. становился родным, близким разведчикам..")
- Почему так происходило?
(В мальчике есть много качеств, которые особенно близки людям этой опасной профессии: ведь им нужно не только мужество, но и ловкость, сообразительность, точность решений, выдержка, изобретательность)
- Сколько раз сбегал Ваня от разведчиков? ( из 6 главы)
- Какие качества проявил он при своих молниеносных побегах?
(быстрота решения, быстрая ориентация, выдумки, фантазии)
(выборочное чтение : о первом побеге; о втором побеге; чтение диалога по ролям)
- Когда у Биденко возникла мысль привязать к себе мальчика?
- Кто ему подсказал эту мысль?
- Как вы думаете, была ли у Вани мысль о том, что Биденко его привязал, или он это сказал случайно, наугад?
- Кто оказался победителем в этом "поединке"?
- Можно ли бегство мальчика назвать опрометчивым поступком?
(мальчуган был смышлён, но не опытен, он не сообразил, что не сможет найти своих разведчиков)
- Прочитайте описание "роскошного мальчика", как назвал его автор.
Прочитайте отрывок "два мальчика в пекле войны" по ролям
- Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?
(Психологический поединок кончился победой Вани: "наконец, военный мальчик не выдержал..")
- Почему он не выдержал?
- И что получилось в результате этой временной победы Вани?
- Почему беседа завершилась искренним и даже жалобным признанием Вани? ( чтение отрывка учителем)
- Как вы понимаете, что Ваня "не показался" своим разведчикам?
(не понравился, не вызвал симпатии, не приглянулся, был безразличен, не имел той привлекательности, которая была у ефрейтора Вознесенского..)
- Найдите самые важные в этом раздумье слова -
(...Стало быть, я им не показался; - с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это не правда...")
- А сейчас прочитаете 9 главу самостоятельно и выполните задание:
- Проследите за изменениями в поведении Вани во время его разговора с капитаном ( в речи мальчика соединяются целенаправленность, деловитость, не детская наивность и чистосердечие)
- Чем же тронул капитана Енакиева мальчик?
- Почему нас, читателей трогает поведение капитана и почему он вызывает горячее сочувствие у нас?
(решительностью, чувством справедливости, внимания к чужому суждению и мнению, независимостью поступков, может быть даже нарушением требований, принятых в армии положении. Это живой, весёлый человек, который от души может смеяться, узнав, как "посрамлены" его знаменитые "профессора" -разведчики. Он очень переживает о своей погибшей семье и о погибшем маленьком сыне)
Итак, Ваня встретился с хорошим человеком, и в его жизни должна произойти счастливая перемена.
- Понял ли Ваня, что в его жизни происходит такая перемена?
( "..Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время.." )
- Расскажите, как служил сын полка с опорой на иллюстрации?
План ответа:
- В разведке
- На допросе
- Ваня спасён.
- Ваня связной.
- Последний бой капитана Енакиева.
- Как закончилась война для Вани?
- Как Ваня попал в суворовское училище?
(После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище - так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища - для детей, погибших моряков.)
- Почему самым дорогим подарком для Вани стали погоны Енакиева?
- Почему именно Ване отдал их полковник?
- Что имел ввиду полковник, когда говорил: "...Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был достойным сыном у капитана Енакиева - хорошим, храбрым, исполнительным.." ?
- Какие события из жизни Вани подтверждают эти слова?
- Как вы понимаете, что значит быть достойным сыном капитана Енакиева?
4. Итог урока
- Чем привлекает вас как читателей Ваня Солнцев?
- Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?
- Как вы думаете, каким человеком вырастет Ваня Солнцев в будущем?
- Какого сказочного героя напоминает Ваня?
- Можно ли назвать повесть "Сын полка" сказкой?
На следующем уроке мы закончим работу над этим произведением и создадим книжку раскладушку из рисунков по повести.
5. Домашнее задание по выбору:
Подготовить пересказ одной из центральных сцен:
- Ваня у разведчиков.
- Ваня Солнцев в разведке.
- Ваня у артиллеристов.
- Расскажи самый смешной (или самый печальный) эпизод из повести "сын полка".
ИЛИ
- Написать небольшое сочинение по теме:
- История из жизни Вани Солнцева.
- Как Ваня стал настоящим сыном полка?
- Каким ты представляешь себе будущее Вани Солнцева?
Литература.
1. Катаев В.П. "Сын полка"\ М. Детская литература, 1980 г.
2. Учебник "Литературное чтение", Л.А.Ефросинина, 4 класс, 2 часть\М., 2004 г.