В.П. Катаев "Сын полка". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Комментарии: (летом дети читали повесть в полном объёме)

1 урок - слово учителя об авторе, беседа о жанре произведения (повесть), чтение глав из повести данных в учебнике; обмен мнениями. Д\з чтение отдельных глав( по вариантам) подумать над вопросом : Почему так называется повесть?

Цели:

  • Обогащать читательский опыт и формировать умение работать с текстом;
  • Развивать интерес к читательской деятельности, умение анализировать текст;
  • Учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении, о поступках героев;
  • Формировать умение работать с текстом и обогащать читательский опыт;
  • Воспитание патриотических чувств.

Оборудование: на доске портрет писателя, на каждой парте книга В.Катаева

  • "Сын полка" \ М.Детская литература 1980 г;
  • книги о Великой Отечественной войне;
  • Учебник "Литературное чтение" Л.А.Ефросинина, 4 класс, 2 часть \ М., 2004 г.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

  • Как называется произведение, прочитанное дома?
  • Кто автор этого произведения?

Дома вам предлагалось подумать над вопросом: Почему так называется повесть? (ответы детей)

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня наш разговор мы продолжим о книге Валентина Катаева "Сын полка".

- Расскажите, интересно ли вам было читать эту повесть? Объясните, почему. (Ответы детей.)

3. Работа по теме урока. Беседа по произведению с использованием выборочного чтения (анализ произведения)

  • Как был найден Ваня? (чтение этих строк) " - Тише, свои, - шёпотом сказал Егоров...."
  • Каким же образом маленький мальчик мог узнать, что перед ним свои шлемы, свои автоматы, свои плащ палатки?
  • Откуда у него опыт наблюдения?
  • Почему " впервые за 3 года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться"?
  • Чем славились в части его спасители?

("славились боевыми делами..."; "добывали такие сведения, что в штабе дивизии руками разводили"; " Воевали они геройски, да ещё ... как всё было аккуратно, разумно разложено и развешано в их палатке..")

- Когда Ваня Солнцев стал сыном полка? ( выбери правильный ответ)

- сразу стал тем, кем очень хотел стать - сыном полка

- когда Енакиев посылал в тыл мальчика

- он постепенно становился сыном полка ( ". .. становился родным,  близким разведчикам..")

- Почему так происходило?

(В мальчике есть много качеств, которые особенно близки людям этой опасной профессии: ведь им нужно не только мужество, но и ловкость, сообразительность, точность решений, выдержка, изобретательность)

  • Сколько раз сбегал Ваня от разведчиков? ( из 6 главы)
  • Какие качества проявил он при своих молниеносных побегах?

(быстрота решения, быстрая ориентация, выдумки, фантазии)

(выборочное чтение : о первом побеге; о втором побеге; чтение диалога по ролям)

  • Когда у Биденко возникла мысль привязать к себе мальчика?
  • Кто ему подсказал эту мысль?
  • Как вы думаете, была ли у Вани мысль о том, что Биденко его привязал, или он это сказал случайно, наугад?
  • Кто оказался победителем в этом "поединке"?
  • Можно ли бегство мальчика назвать опрометчивым поступком?

(мальчуган был смышлён, но не опытен, он не сообразил, что не сможет найти своих разведчиков)

  • Прочитайте описание "роскошного мальчика", как назвал его автор.

Прочитайте отрывок "два мальчика в пекле войны" по ролям

- Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?

(Психологический поединок кончился победой Вани: "наконец, военный мальчик не выдержал..")

  • Почему он не выдержал?
  • И что получилось в результате этой временной победы Вани?
  • Почему беседа завершилась искренним и даже жалобным признанием Вани? ( чтение отрывка учителем)
  • Как вы понимаете, что Ваня "не показался" своим разведчикам?

(не понравился, не вызвал симпатии, не приглянулся, был безразличен, не имел той привлекательности, которая была у ефрейтора Вознесенского..)

- Найдите самые важные в этом раздумье слова -

(...Стало быть, я им не показался; - с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это не правда...")

  • А сейчас прочитаете 9 главу самостоятельно и выполните задание:
  • Проследите за изменениями в поведении Вани во время его разговора с капитаном ( в речи мальчика соединяются целенаправленность, деловитость, не детская наивность и чистосердечие)
  • Чем же тронул капитана Енакиева мальчик?
  • Почему нас, читателей трогает поведение капитана и почему он вызывает горячее сочувствие у нас?

(решительностью, чувством справедливости, внимания к чужому суждению и мнению, независимостью поступков, может быть даже нарушением требований, принятых в армии положении. Это живой, весёлый человек, который от души может смеяться, узнав, как "посрамлены" его знаменитые "профессора" -разведчики. Он очень переживает о своей погибшей семье и о погибшем маленьком сыне)

Итак, Ваня встретился с хорошим человеком, и в его жизни должна произойти счастливая перемена.

  • Понял ли Ваня, что в его жизни происходит такая перемена?

( "..Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время.." )

  • Расскажите, как служил сын полка с опорой на иллюстрации?

План ответа:

  1. В разведке
  2. На допросе
  3. Ваня спасён.
  4. Ваня связной.
  5. Последний бой капитана Енакиева.
  6. Как закончилась война для Вани?
  7. Как Ваня попал в суворовское училище?

(После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище - так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища - для детей, погибших моряков.)

  • Почему самым дорогим подарком для Вани стали погоны Енакиева?
  • Почему именно Ване отдал их полковник?
  • Что имел ввиду полковник, когда говорил: "...Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был достойным сыном у капитана Енакиева - хорошим, храбрым, исполнительным.." ?
  • Какие события из жизни Вани подтверждают эти слова?
  • Как вы понимаете, что значит быть достойным сыном капитана Енакиева?

4. Итог урока

  • Чем привлекает вас как читателей Ваня Солнцев?
  • Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?
  • Как вы думаете, каким человеком вырастет Ваня Солнцев в будущем?
  • Какого сказочного героя напоминает Ваня?
  • Можно ли назвать повесть "Сын полка" сказкой?

На следующем уроке мы закончим работу над этим произведением и создадим книжку раскладушку из рисунков по повести.

5. Домашнее задание по выбору:

Подготовить пересказ одной из центральных сцен:

  • Ваня у разведчиков.
  • Ваня Солнцев в разведке.
  • Ваня у артиллеристов.
  • Расскажи самый смешной (или самый печальный) эпизод из повести "сын полка".

ИЛИ

  • Написать небольшое сочинение по теме:
  • История из жизни Вани Солнцева.
  • Как Ваня стал настоящим сыном полка?
  • Каким ты представляешь себе будущее Вани Солнцева?

Литература.

1. Катаев В.П. "Сын полка"\ М. Детская литература, 1980 г.

2. Учебник "Литературное чтение", Л.А.Ефросинина, 4 класс, 2 часть\М., 2004 г.