Интегрированное занятие в группе предшкольной подготовки "В царстве пёстрых ковриков"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • образовательные: знакомство с народным промыслом - ткачеством, знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства;
  • развивающие: расширение словарного запаса, устной речи, любознательности, воображения; совершенствование умений и навыков в рисовании и аппликации;
  • воспитательные: приобщение детей к историческому прошлому своего народа; формирование эстетического вкуса.

Методы и приемы:

  • словесный: рассказ, беседа.
  • наглядный: рассматривание иллюстраций.
  • практический: рисование, аппликация.

Материал: иллюстрации с изображением ткацкого станка, различных видов половиков и ковриков; прямоугольники 10/30см., круги 20 см., 15 см. для каждого ребенка; гуашь, кисти, ножницы, клей.

Предварительная работа: рассматривание картин, предметов народного быта; беседы о жизни людей в давние времена; экскурсия в краеведческий музей города.

Ход занятия

1. Педагог: Дети, какое время года у нас за окном? (начало зимы). Осень уступает место зиме. Начинаются холода. Раньше в давние времена мастерицы ткали теплые, нарядные половички для уюта и красоты.

- Как вы думаете, из какого материала ткали женщины половики?

- Что было необходимо для работы? (ответы детей)

Давайте рассмотрим иллюстрации и скажем, чем занимаются женщины.

2. Работа с учебником (М.Ю.Новицкая "Родной дом", Шпикалова Т.Я. "Волшебный мир народного творчества")

3. Рассказ педагога.

Хорошая хозяйка никогда не выкинет старую поношенную одежду, занавески, скатерть. Она их разрежет на длинные ленточки, разберет все по цвету и смотает в клубок. Когда накопится много разноцветных клубков, мастерица садится за ткацкий станок, начинает ткать половички и коврики. Раньше ткацкий станок был в каждом доме. Тканая дорожка тянется через всю горницу от входа к окну, а рядом другая и третья. Так застилается весь пол. С такими нарядными половичками в доме и уютно и тепло, по ним не пойдешь в грязной обуви, и кажется саму радугу видишь на полу. Половички действительно похожи на радугу, так, как сотканы из различных ярких цветов. В них как у радуги чередуются цвета. Чтобы половичок был ярким, мастерицы старались чередовать яркие цвета. Половики можно не только ткать, но вязать толстым крючком. Начинали работу от центра, далее по кругу, петля за петлей, появлялся круглый коврик. Иногда из разноцветных ленточек плели косички-шнуры, затем косички цветов выкладывали по кругу и крепко сшивали. Вот и коврик готов. Такими ковриками покрывали сундуки, табуретки, скамейки. В половиках можно передать цветение летнего луга, радугу. Раскраску брали у самой природы.

4. Практическая работа.

Педагог. Дети, представьте себя мастерами ткацкого дела. Вам нужно соткать половичок прямоугольной формы и два круглых коврика. Половички и коврики должны радовать глаз и напоминать яркое лето. Для работы нужны кисти разных номеров. Толстая кисть оставит широкую дорожку на бумаге, а тонкая - узкую. Кисть нужно вести плашмя, прижимая плотно к бумаге, тогда линия получится ровной.

- Какие цвета лучше использовать?

Дети работают самостоятельно.

5. Нарисовав, коврики откладываем в сторону для высыхания. Пока наши коврики сохнут, мы отдохнем.

Физкультминутка.

6. А сейчас мы с вами превратим наши коврики в картину. Несколько штук разрежем на части. Из этих деталей построим красивый дворец. Приклеим его на страницу нашего учебника.

(Дети вырезают и приклеивают. Педагог помогает отстающим детям)

По окончании все работы обсуждаются. Дети выбирают наиболее удачные.

7. Итог занятия.

- Дети, с чем вы познакомились на сегодняшнем занятии?

- Вам понравились наши работы?

Вы можете дома дополнить свою работу, дорисовав деревья, цветы, речку.