Занятие по окружающему миру "Весна в степи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Познакомить детей с особенностями природных условий степи и с природными явлениями весенних месяцев.
  • Развивать у детей  мышление, воображение, способность наблюдать, строить предположения.
  • Воспитывать интерес к предмету, культуру поведения.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

План занятия:

  1. Организационный момент (приглашение в путешествие по степи).
  2. Использование художественного слова.
  3. Беседа с детьми.
  4. Рассматривание карты степи.
  5. Прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц степи".
  6. Работа с демонстрационным  материалом.
  7. Музыкальная динамическая пауза.
  8. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Повторение

– На прошлом занятии мы побывали с вами в поликлинике, а кто мне скажет у каких специалистов (врачей) мы были? Какие советы врачей (дерматолога, педиатра) вы запомнили?

– Вспомните, на каких видах транспорта мы уже с вами путешествовали? (На самолете, на поезде).

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем вы узнаете из загадки.

Пассажиров много в нем.
Носит обувь и резину
питается бензином. (На  автобусе.) Слайд 1. Приложение 1

– Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать или отдыхать.

– Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать в автобусе?  Нельзя вставать и ходить по автобусу.

– Итак,  пристегните ремни и в путь!.

3. Новая тема

–  Мы с вами оказались в степи. Посмотрите, что здесь растет? Здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы! Слайды 2, 3, 4 Приложение 1

–  А как вы думаете, какое время года?

Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, –
Значит к нам пришла весна…

Весна – чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему? Земля еще пропитана талой водой. Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли. Слайд 5. Приложение 1

– Как вы думаете, какие животные живут в этих местах?  Чем они питаются? (Травоядные).

Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки. Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.  А кто знает, что такое Красная книга? Слайды 6, 7. Приложение 1
Сейчас в степи много грызунов. Каких грызунов вы знаете?  Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. Их норы находятся глубоко под землей , там не так жарко. А пищу они себе находят на поверхности. Слайд 8. Приложение 1

Физкультминутка «Хомка-Хомячок»

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

– Да в степи сейчас весна.

– А какое время года у нас? (Весна) Слайд 9. Приложение 1

– Как узнали мы, что весна пришла? Весеннее теплое солнце победило стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они вспыхивают под солнцем, переливаются красными, синими, желтыми огоньками. «Кап! Кап» Кап!» Что же это? Это капель. С каждой капелькой растет вниз лужица талой воды. Капли переполняют лужу – и вот уже потек тоненький ручеек, пробивая себе дорогу в протаявшем снегу. Слайд 10. Приложение 1

– Какой первый месяц весны?

– Первый месяц весны – март. Март открывает  весну. В народе март прозвали зимобором.

– За что, как вы думаете? Именно в марте зима с весной борется. Еще называют ее капельником.

Слайд 11. Приложение 1

– Почему?(Потому что, капают капели)
Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы, дни долгожданного времени года – весны!
В марте прилетают грачи. Слайд 12. Приложение 1
Ходят не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучком и червячков, гнезда строят. В народе говорят: «Грачи на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал». Какой следующий месяц идет за мартом?

За мартом апрель идет. Слайд 13. Приложение 1 
В апреле весна вволю разгуляется. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном.

– О чем говорит нам это название? К концу апреля солнце красное прогоняет последние остатки снега.

Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка). Слайд 14. Приложение 1
Апрельские ручьи землю будят.

– Что это значит?

Теплые весенние воды смоют зимнюю грязь, согреют землю. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов.  В степи в апреле уже расцветают тюльпаны, подснежники, ирис.

– Апрель. Все перелетные птицы вернулись домой из теплых стран,  хлопочут на гнездах, песни распевают. А каких перелетных птиц знаете вы? Ребята, а кто это?

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

Вот скворец. Слайд 15. Приложение 1
Где живет скворец, когда прилетит? Слайд 16. Приложение 1

рилетел скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравиться, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой  и пухом.

В апреле в нашей стране празднуют День птиц.
В этот весенний солнечный день развешивают скворечники, синичники и другие  домики для пернатых друзей. Веселыми песенками благодарят птицы людей за удобное жилье и славят весну.

– А какой последний месяц весны?
– Приходит самый красивый и самый теплый весенний месяц. Это май – месяц зелени и цветов. Слайд 17. Приложение 1. Называют его травень, цветень.
– Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Цветут черемуха, вишни, яблони. Слайд 18.Приложение 1Называют май и песенник.
– Почему?
Время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так  песенка. Самым красивым певцом леса – считают соловья. Слайд 19. Приложение 1
Звонок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается. Подождем – проверим приметы.

4. Итог занятия

– Итак, ребята, какие три месяца в степи  наступают весной?
– Какие растения растут в степи?
– Каких животных вы запомнили?

Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудесными майскими запахами.

5. Рефлексия

– Занятие окончено, вы все молодцы!