Предмет: Обучение грамоте
Учебник В.Г.Горецкого (УМК «Школа России») 1-й класс
Задачи: способствовать различению
звука [ш] и буквы ш; формировать фонематический
слух через работу со звуком [ш]; развивать связную
речь учащихся.
Оборудование: оборудование для
презентации, презентация к уроку, материал для
игры «Снежки», веера букв для каждого ученика,
оценочные линеечки, листочки для теста,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация ранее изученного
1. Итак, урок у нас с вами сегодня необычный. Хотите узнать, что нас на нем ждет? Тогда вам необходимо подняться вот по этой лесенке и двери на наш урок будут открыты.
Приложение 1. Слайд 2
Игра «Какая буква лишняя?»
Работа учащихся с веером букв.
Приложение 1. Слайд 3
2. Что за праздник изображен на слайде?
Конечно, все вы с нетерпением ждете этот
праздник. А без кого не проходит этот праздник?
Так может нам поторопить их и пойти на встречу
Деду Морозу и Снегурочке? Пойдем? Тогда вставайте
и в путь!
Песня «Вместе весело шагать»
3. На слайде 4 Приложения 1 высвечиваются изображения: шуба, шапка, шарф.
– Как можно эти предметы назвать одним словом?
– Что еще общего в произношении этих слов?
III. Постановка цели и темы урока
– Предлагаю сделать остановку и разгадать загадку звука Ш. Ну что, приступим?
IV. Работа над новым материалом
1. Слого-звуковой анализ слов.
Работа по рядам.
1 ряд – шуба
2 ряд – шарф
3 ряд – шапка
Проверка схемы слов на слайде 4.
Вывод: согласный, твердый, глухой.
2. Знакомство с буквой
– Звук (ш) обозначается буквой Ш,ш
Приложение 1. Слайд 5
Выступление подготовленной ученицы:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (наглядно показывает)
3. Конструирование буквы Ш .
– Я думаю, вам стоит поближе познакомиться с этой буквой.
Работа в парах.
Конструирование из спичек, проволоки, бумаги, при помощи рук, карандашей.
– Вижу, что вы познакомились с буквой Ш. А с другими буквами вы хорошо знакомы? Вот сейчас я и проверю!
4. Игра «Угадай букву» (письмо на спине)
Отгадывающие показывают букву веером букв.
5. Микроитог
– С какой новой буквой мы сегодня
познакомились?
– Что вы о ней знаете?
6. Чтение слогов
– Знаю, что Дед Мороз решил подарить вам свои разноцветные снежинки. Но они немного расшалились. Давайте их поймаем, прочитав на них слоги.
Приложение 1. Слайд 6
7. Игра «Снежки»
– Мы с вами собрали достаточно снежинок для того, чтобы получились снежки. Поиграем в снежки? Но игра необычная. Вам необходимо собрать снежки со слогами к соответствующей схеме. Командир каждой группы обсуждает с вами собранные вами снежки и подходящие приклеивает в соответствующий снежный ком.
8. Работа по учебнику
Приложение 1. Слайд 7
1) Работа с иллюстрацией.
А этот слайд нас отправляет в Азбуку. Стр.141
Рассмотрите рисунок на этом развороте. Назовите
только те предметы в названии, которых
присутствует звук Ш (шатер, чаша, шуты, ковш,
шаровары, подушка, волшебник)
Что вы знаете об этом звуке?
2) Работа с текстом
Чтение текста (птичий базар)
Чтение текста «ручейком».
Работа над содержанием.
– О каком времени года идет речь?
– Куда пошли дети?
– Что они собирали?
Физминутка для глаз
Перечитайте еще раз текст и простым карандашом подчеркните встречающуюся вам букву Ш.
Приложение 1. Слайд 9
Проверка. Пошли шишки
3) Работа по развитию речи.
– Какие шишки вы знаете?
– Чем отличаются сосновые шишки от еловых?
(объяснение учителя с опорой на иллюстрацию
слайда 10)
– А какие еще шишки бывают?
4) Давайте поговорим о слове шишки
Разделите слово на слоги.
Назовите гласный в первом слоге.
Какую букву вы видите в первом слоге?
Какой звук слышите?
Почему? (Обсуждение)
Правило: ШИ пиши с буквой И.
V. Обобщение
1. Секреты какой буквы мы сегодня
узнали?
Что вы знаете об этой букве?
2. Тест
Детям раздаются листочки бумаги. Проговариваются высказывания. Если согласен с высказыванием ставят знак +, если не согласны с высказыванием ставят знак –.
Буква Ш обозначает гласный звук.
Звук Ш глухой.
Звук Ш всегда мягкий.
Звук Ш согласный.
Звук Ш всегда твердый.
Проверка: Приложение 1. Слайд 10
3. Самооценка
– Оцените свою работу на уроке на оценочной линеечке.
VI. Итог
– Урок подходит к концу. Вы замечательно
работали. Скажите, успели ли мы встретить Деда
Мороза и Снегурочку? Вы расстроились?
Не расстраивайтесь, ведь Новый год еще не
наступил.
Приложение 1. Слайд 11
– Смотрите, к нам спешит снеговик. Это же личный почтальон Деда Мороза! Значит он помнит о вас! Что же нам прислал Дедушка Мороз?
Достаю новогодний мешок и раздаю учащимся пригласительные билеты на новогодний утренник.