Цель: развивать умение выделять в словах ударный слог.
Оборудование:
- Учебник "Русский язык" 2 класс (1 часть) / Т. Г. Рамзаева.
- Предметные картинки: дрозд, медведь, морковь, лошадь, ландыш, голубь.
- Часы с гласными буквами.
- Наглядно-дидактическое пособие "Грамматика в картинках. Ударение". Изд-во "Мозаика-Синтез", 2005.
- Листы бумаги, карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарный диктант. Заяц, лисица, снегирь, синица, собака, сорока, воробей, мороз.
Проверка. Один ученик работает с буквенными часами. Выставляет стрелку на букву, обозначающую непроверяемый безударный гласный звук.
3. Проверка домашнего задания упр. 169.
Дрозды - дрозд. На доске учитель прикрепляет картинку с изображением птицы.
Львы - лев. Возможен вариант :леса - лес.
Обеды - обед.
Круги - круг.
Шалаши - шалаш.
4. Физминутка.
5. Актуализация знаний.
Учитель добавляет предметные картинки.
- Назовите все слова.
- Дрозд, медведь, морковь, лошадь, ландыш, голубь.
- Что общего в этих словах?
- На конце всех слов слышится парный согласный звук.
- Вспомните и расскажите правило проверки парного согласного на конце слова.
- Какая картинка может быть исключена? По какому признаку? Обсудить все варианты, предложенные детьми. Подвести к определению количества слогов в каждом слове.
- В слове ДРОЗД один гласный звук, следовательно, один слог.
- Выпишите только те слова, в которых ударение падает на первый слог.
- Ло'-шадь, ла'н-дыш, го'-лубь.
- Выпишите слова, в которых ударение падает на второй слог.
- Мед-ве'дь, мор-ко'вь.
- Назовите безударные слоги.
6. Изучение нового материала.
Учитель пишет на доске слово ЗА-МОК.
- Я написала на доске слово. Прочитайте его и нарисуйте этот предмет.
Учитель выбирает разные рисунки и вывешивает на доске.
- Что вас удивляет?
- Изображены разные предметы, хотя слово было написано одно.
- Почему?
- Можно прочитать слово по-разному: с ударением на первом слоге и на втором.
- А что такое ударение в слове?
Высказывания детей.
- Прочитайте правило в учебнике на с. 102. Выучите и расскажите своему соседу по парте.
- Вопрос на смекалку: Какая буква всегда стоит под ударением?
- Буква Ё.
7. Закрепление изученного материала.
На доске выставляются картинки из пособия "Грамматика в картинках. Ударение".
- Найдите пары картинок и запишите эти слова.
Атла'с - а'тлас, гвозди'ки - гво'здики, ири'с - и'рис, стре'лки - стрелки', ро'жки - рожки', кру'жки - кружки'.
- Есть слова, произношение которых надо запомнить. Выполните упр. 179.
8. Домашнее задание: выучить правило и выполнить упр. 178.
9. Итог урока.