Оформление спектакля

Разделы: МХК и ИЗО


Цели: создать представление о труде художника в театре, о совместном труде нескольких профессий.

Задачи:

  • Дать представление о спектакле, о видах спектакля.
  • Познакомить с художественным оформлением спектакля
  • Расширить представление о связях деятельности художника с театром, актерской игрой.

Зрительный ряд: таблицы, иллюстрации (виды спектаклей, эскизы декораций, костюмов, макетов, грима).

Литературный ряд: отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

ТСО: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.

Ход занятия

Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока "Оформление спектакля".

Погружение в тему: Сейчас мы совершим небольшое путешествие по нашему городу

Вопрос: Какие театры г. Магнитогорска вы увидели?

Ответ: Театр имени Пушкина, театр оперы и балета, театр "Буратино".

Вопрос: Как называют зрелище, которое представляют актеры в театре?

Ответ: Спектакль.

Сообщение нового материала:

Вопрос: Что такое спектакль?

Ответ: Спектакль - это произведение театрального искусства, придуманное режиссером и представленное актерами.

Вопрос: Какие виды спектаклей вам известны?

Ответ: Балет, цирк, опера, оперетта, театр кукол, пантомима, танец:

Послушайте отрывок из произведения А. С. Пушкина "Евгений Онегин":

Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола:(Эол - это бог ветров в греческой мифологии)

Вопрос: О ком эти строки?

Ответ: О балерине.

Балет - это спектакль, состоящий из танцев. Но если внимательно посмотреть, то станет ясно: балет - это синтез танца, музыки, пантомимы, костюмов, декораций и литературы. В балете произведения создаются в соответствии с замыслом балетмейстера и дирижера. В балетном искусстве очень велика роль художника: ведь здесь часто происходят сказочные фантастические события. Художник-декоратор возводит для них берега Лебединого озера, картины сна девочки Маши - героини балета "Щелкунчик", дворец для Золушки. Костюмы танцовщиков должны делаться не только с учетом характеров персонажей спектакля, но и так, чтобы артисту было удобно двигаться на сцене. В начале 19 века балерины танцевали не на пуантах. Танцовщице приходилось подниматься не на жесткий носок специальной обуви, а на кончики пальцев в мягких балетных туфлях.

Существует жанр "комедия-балет", и возник он не в современном театре, а в далеком 17 веке во Франции. Особенностью комедии-балета является сочетание танцевально-пантомимических сцен с комедийным сюжетом.

Первое представление балета состоялось более трех веков назад. 8 февраля 1673 года в Москве, состоялось первое представление "Балета об Орфее и Эвридике". От современного балета этот спектакль был далек. В нем присутствовали пение, как в опере, и диалог, как в драматическом театре. Зрителями были только царь Алексей Михайлович и придворные. От соединения танца с театром постепенно появился балет, а от слияния певческого искусства с искусством театральным возникла опера. А может быть, успех оперы во все времена объяснялся тем, что в нем объединились разные искусства: театр, музыка, пение, танец, живопись. Каждый в опере мог найти то, что любил. Оперетта - особый вид искусства, в котором речь и музыка всегда идут рядом. То есть в оперетте объединились два театра - оперный и драматический.

А. Н. БЕНУА. ОФОРМЛЕНИЕ БАЛЕТА И. Ф. СТРАВИНСКОГО "ПЕТРУШКА".

Этот балет был поставлен в Большом театре в 1921 году. Для этого балета характерен юмор, своеобразие ярмарочного быта, придавшие его оформлению черты праздничности и театральности. Правда и вымысел в изобразительной режиссуре настолько переплелись, что зритель и впрямь готов поверить в трагическую судьбу Петрушки, если бы синего цвета портальная рама не напоминала собой окошко косморамы. Впечатлению жизненности способствовали и интерьерные сцены в спектакле - глухая, темная стена в комнате Петрушки, где бьется его трепетная душа и затейливая, узорчатая опочивальня Арапа. Сценическая обстановка масленицы в "Петрушке" была проста и удобна для балетного представления. Крутилась настоящая карусель, на которой катались дети; взлетали, как крылья мельницы, перекидные качели; на наружной лестнице толпился народ, дожидаясь очереди, чтобы попасть на представление в балагане. С помощью музыки художник достиг той сочности живописного звучания, к которой его обязывала палитра композитора.

Цирк (с лат. круг) - здание с ареной, где даются цирковые представления.

Вопрос: Какие представления в цирке вам известны?

Ответ: Клоунада, акробатика, фокусы, дрессировка животными, эквилибристика:

Вопрос: Кто на арене цирка является самым смешным и веселым артистом?

Ответ: Клоун.

Если клоуны показывают спектакль, то он, конечно будет самым веселым, самым смешным и самым детским, даже если поставлен для взрослых зрителей. (пример Театр клоунады Т. Дуровой, сцена из спектакля "Царевна Несмеяна"). Клоун - это человек, сохранивший в себе детство. Костюм клоуна должен быть интересным, оригинальным, запоминающимся. Грим его должен быть броским и ярким.

Опера (с итал. сочинение) - музыкально-театральное произведение, которое основано на синтезе слова, сценического действия и музыки. Опера бывает историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. Так же опера бывает серьезная и комическая. Автором оперы считается композитор, но к каждой опере обязательно пишется либретто. Это словесный текст всего произведения.

"Париж спал, утомленный делами и балами. Куранты на башнях его семидесяти церквей пробили полночь. Мерцали газовые фонари. И вот наступил новый день - 5 июля 1855 года. Мало кто тогда знал, что именно в этот день в Париже произойдет сенсация. На Елисейских полях в маленьком театре ожидалась премьера - первое представление оперетты.

Оперетта (с итал. маленькая опера) - веселый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами и остроумными диалогами. Сегодня она смеется, напевает, танцует и дарит нам веселое настроение. Жанр оперетты радостный и веселый. Ритмы и интонации танца определяют в оперетте всё: их логику, их структуру, их музыкальный язык.

Пантомима (от греч. все воспроизводящий подражанием) - это вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.

Вопрос: О каком театре можно сказать "рука актера - душа куклы"?

Ответ: О театре кукол.

Театр кукол - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой. Ширма - это та сцена, на которой играют куклы. Она закрывает актеров и будто бы отгораживает мир человеческий от мира кукольного (показ рисунка ширмы). Есть куклы марионетки (приложение №9), они управляются множеством нитей. Нити крепятся к голове, спине, рукам и ногам куклы, поэтому она очень подвижна. Существуют перчаточные куклы (верховые - потому что появляются поверх ширмы), тростевые куклы (они управляются из-за ширмы тростями), механические и теневые:

Танец - вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика. Танец непосредственно связан с музыкой.

Я вам рассказала о видах театра, теперь познакомимся с оформлением спектакля.

Оформление спектакля - это организация всех внешних средств сценической выразительности:

  • придающих спектаклю определенную форму;
  • способствующих раскрытию содержания спектакля;
  • усиливающих воздействие спектакля на зрителя;
  • определяющих стиль постановки.

В оформление спектакля входят:

  • декорация;
  • театральный костюм;
  • театральный макет;
  • грим;
  • бутафория;
  • световое и шумовое оформление;
  • музыкальное оформление.

Декорация - от лат. слова Decoro - украшаю - это художественный образ места действия и одновременно площадка, представляющая богатые возможности для осуществления на ней сценического действия. Чтобы создать декорацию, художник должен выбрать несколько предметов и мест, которые обозначены в тексте; художник создает иллюзию воспроизведения места действия. В создании декорационного оформления участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, художественное сценическое освещение.

Сегодня декорационное искусство, создание сценической обстановки стали называть сценографией

Только с середины 19 века художники стали рисовать декорации к каждому спектаклю. В начале 20 века в Париже существовала фабрика театральных декораций, где штамповались восточные, богатые, бедные павильоны для всех сцен Европы. В 80-х годах 19 века в русский театр пришли художники-живописцы. В драматическом театре начали оформлять спектакли В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, М. А. Врубель. К каждому спектаклю ныне создавались свои, оригинальные декорации. Русский пример подхватили Франция и Испания.

Театральный костюм - от итал. Costume - обычай - все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Театральный костюм дополняется гримом и прической. Обычно театральные костюмы разрабатывают и шьют в костюмерных мастерских театра. Взгляд зрителя должен подмечать в костюме приметы действия, характера, ситуации и атмосферы - всё, из чего складывается костюм. "Хороший" костюм тот, который заставляет перечитать весь спектакль Недостаточно сшить костюм, облачиться в него и выйти на сцену. Нужно научиться носить костюмы, потому что каждому костюму соответствуют определенные движения, жесты и манера поведения. У актеров даже существует упражнение на умение носить костюм. Актер выходит на сцену в своей обыкновенной одежде, но представляет себе, что одет, например, во фрак, а зрители по его движениям должны догадаться, во что он одет. Великий русский актер Василий Иванович Качалов так любил это упражнение, что развлекал им своих гостей. Он выходил в гостиную в пижаме, а гости по тому, как он ходит, как садится, как держит голову и руки, должны были определить, что на нем: фрак, гусарский мундир, солдатская шинель, испанский плащ или ряса священника.

Театральный макет (от итал. Macchietta - набросок - модель, воспроизводящая в масштабе (1:20): пространственно-декорационное решение спектакля; и - фигуры действующих лиц (из картона или пластилина).

Театральный макет:

  • наглядно показывает композицию сценического пространства;
  • используется для планировки мизансцен;
  • позволяет решать ряд практических вопросов монтировки декораций на сцене;
  • служит основанием для изготовления рабочих чертежей, составления смет на материалы и пр.;
  • рабочие макеты без отделки деталей;
  • выставочные макеты, показывающие декорационное решение спектакля в полном виде.

Вопрос: Что такое грим?

Ответ: Грим - искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли.

В традиционном китайском театре совершенно отсутствуют декорации. Главное - мимика актера. Самые значительные сцены спектакля разыгрываются в нарочито замедленном действии, чтобы привлечь к ним внимание зрителя. Символичен цвет костюма и грима. Например, красный обозначает отвагу, а белый - трусость подлость.

Яркий характерный грим может помешать исполнению роли. Например, великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова никогда не пользовалась ярким гримом, не употребляла никаких наклеек и утолщений. В некоторых пьесах она всего лишь усиливала линию бровей, и сразу получался восточный тип лица. Благодаря легкому гриму всегда были заметны малейшие штрихи ее мимики.

Шумовое оформление спектакля - воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответствующих действию пьесы. Шумовым оформлением занимается звукооформитель или постановочная часть театра. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады.

Художник в спектакле - фигура очень значительная. Вместе с режиссером художник обдумывает как оформить сцену, изобразить обстановку, природу специально для этого спектакля. Художник создает декорации.

Когда начинается спектакль и раздвигается занавес, прежде всего мы видим работу художника. Актеров на сцене еще нет, но перед нами уже предстала обстановка, в которой будет происходить действие пьесы. Мы сразу погружаемся в определенную атмосферу и эпоху последующего действия, будто современная квартира или старинный замок.

Но на сцене не может быть лишних предметов. Всё в оформлении спектакля должно быть для чего-то. Художник в театре не только создает декорации, но и работает над костюмами героев. Он делает эскизы, зарисовки к каждому костюму, а костюм в театре - это не только одежда, но и обувь, головные уборы, украшения и т. д. Сценический костюм необходим для того, чтобы актер лучше раскрыл образ своего героя. Художник по костюмам - профессия особая, помимо таланта и знаний в области истории искусств, умения проникнуться режиссерским замыслом, она требует опыта работы с тканями, навыков закройщика и модельера, понимания актерской психологии. Каждой эпохе соответствует свой костюм, поэтому в костюмерной соседствуют наряды рыцарей и мушкетеров, современная одежда и бальное платье Золушки.

Какие бы костюмы не придумал художник, выполняются они в костюмерных мастерских театра, где шьют одежду, обувь, шляпы и даже делают тонкие украшения из бисера.

Совсем не обязательно делать полный костюм персонажам, достаточно ограничиться отдельными, яркими, определяющими деталями. Например, чтобы изобразить Сказочника, можно сшить плащ-накидку и смастерить из плотной бумаги цилиндр. Можно сделать для своего спектакля афишу, пригласительные билеты и декорации.

Я рассказала о костюме, сейчас поговорим о декорации. Сцену лучше не загромождать декорациями так, что актерам негде будет развернуться. Актер на сцене должен чувствовать себя свободно, не надо делать так, чтобы он спотыкался и цеплялся костюмом за декорации. Например, для изображения леса совсем необязательно рисовать громоздкую декорацию или на каждом шагу расставлять деревья. Лучше сделать два или три дерева из жесткого картона. При помощи опилок можно изобразить каменное здание. Для написания декораций лучше использовать гуашь. Эта краска смотрится ярко и сочно.

Гримерная каждого театра - это место чудес и превращений. Конечно, грим создает не только морщины на лице. При помощи грима можно изменить не только возраст, но и внешность человека. Актеру необходим грим для того, чтобы точнее изобразить своего героя, ведь часто уже по внешнему виду человека можно многое узнать о нем. Иногда гримеру, как и художнику, пишущему картину, приходится разрисовывать всё лицо исполнителя специальными гримировальными красками. Это называется живописный прием.